27 апреля 2024
USD 92.01 -0.12 EUR 98.72 +0.01
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. "Сын": драма о депрессии от создателя "Отца"
кинофильмы Культура

"Сын": драма о депрессии от создателя "Отца"

В прокат вышел фильм из основного конкурса последнего Венецианского кинофестиваля. «Сын» стал второй режиссерской работой молодого, но очень востребованного во многих театрах мира французского драматурга Флориана Зеллера, который решил перенести собственные пьесы на киноэкран. Дебют Зеллера «Отец» в 2021 году удостоился двух «Оскаров»: за лучший адаптированный сценарий и за лучшую мужскую роль – ее сыграл Энтони Хопкинс, занятый в эпизодической роли и в «Сыне». «Отец» рассказывал о деменции с точки зрения человека, который с ней столкнулся. В «Сыне» нет аналогичного по силе художественного хода, погружающего зрителя внутрь спутанного сознания человека. Это гораздо более традиционная картина, но посвящена она не менее серьезной ментальной болезни – депрессии.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Сын" режиссера Флориана Зеллера

©"Экспонента Фильм"

"Отец": Энтони, запертый в своей голове

Хью Джекман изображает успешного ньюйоркца Питера, который находится в шаге от того, чтобы осуществить профессиональную мечту – поучаствовать в избирательной кампании в качестве одного из членов команды кандидата. Питер пару лет назад развелся с женой Кейт (Лора Дерн), с которой он прожил много лет и вырастил сына Николаса (Зен МакГрат). Его новая жена Бет (Ванесса Кирби) недавно родила ребенка и страдает от того, что Питера вечно нет дома – ей зачастую приходится справляться со всеми сложностями жизни молодой матери в одиночку. Однажды на пороге появляется Кейт и сообщает бывшему мужу, что у их 17-летнего сына большие проблемы.

Оказалось, что он уже давно прогуливает школу, потому что ему нехорошо – кажется, он не может смириться с разводом родителей. Николас хочет жить с отцом, поскольку с матерью у него больше нет контакта, и тот соглашается. Вроде бы все постепенно налаживается: мальчик переходит в новую школу, его приглашают на вечеринку, он посещает психотерапевта, неплохо ладит с Питером и тепло относится к младшему брату. Но вскоре выясняется, что все это лишь притворство. Под матрасом у Николаса лежит нож, которым он себя ранит, чтобы как-то избавиться от мучающей его душевной боли, а школу он продолжает прогуливать. Питер мучается от чувства вины.

Критики преимущественно ругают картину, причем за вещи, казалось бы, взаимоисключающие: манипулятивность и холодность. В фильме действительно множество сцен на разрыв аорты, которые должны бы заставить как минимум прослезиться, а как максимум разрыдаться, но в результате этого не происходит (впрочем, разумеется, все индивидуально). Все актеры выкладываются, но их персонажей довольно сложно по-настоящему полюбить, вероятно, поэтому нужной эмоции и не возникает. Что Зеллеру удается, так это равномерно напитать фильм настроением безысходности и печали. Возможно, это даже более ценно, поскольку приближает зрителей к внутренним ощущениям человека, который столкнулся с депрессией, а также к чувствам тех, кто не может ему помочь.

Кадр из фильма "Сын" режиссера Флориана Зеллера

Кадр из фильма "Сын" режиссера Флориана Зеллера

"Экспонента Фильм"

Сильнее огорчает то, что возникают вопросы и к логике повествования. Обеспокоенные родители не раз упоминают о том, что у мальчика раньше была депрессия, так почему же, когда они узнают о том, что ему на самом деле все еще плохо, они не задумываются о посещении психиатра? Они настолько доверяют психотерапевту, который не предлагает этого? Но специалисты ведь могут ошибаться – почему не подстраховаться, когда сын буквально кричит о том, что не справляется с этой жизнью? Судьбоносное решение родителей в финале картины и вовсе вызывает большие вопросы, но его хотя бы можно объяснить с психологической точки зрения. В общем, натяжек в фильме достаточно, и они как раз и не позволяют полностью раствориться в происходящем.

Зато «Сын» убедителен в другом: он выполняет важную назидательную функцию – заставляет более чутко приглядываться к близким. Кажется, те, кто посмотрит картину Зеллера, едва ли совершат те же ошибки, что и ее персонажи. Возможно, надеяться на это утопично, но, если фильм поможет спасти хоть кого-то, за это ему уже многое можно простить.

"После Янга": тихая фантастика о памяти, потере и андроидах

Интересно, что, несмотря на некоторую небрежность, в «Сыне» достаточно тонких психологических деталей. Например, хотя герой Хью Джекмана очень стремится быть заботливым отцом, очевидно, что он не всегда включен в родительскую роль, даже когда находится дома. Так, когда Бет говорит ему о походе с сыном к педиатру, который, очевидно, был для нее важен, он забывает спросить о том, как все прошло.

Образ отца вообще лучше прописан Зеллером, несмотря на то, что картина и исходная пьеса называются «Сын». Герой Хью Джекмана всю жизнь стремился не стать похожим на своего отца, покинувшего его с матерью и проявляющего всю жизнь по отношению к нему черствость и жестокость. В роли этого отца коротко появляется великий Энтони Хопкинс. И все же Питер с ужасом осознает, что он точно так же травмировал своего сына. Он даже употребляет те же ненавистные выражения, что слышал от родителя в отрочестве. Питер пытается быть другим, но привычный сценарий непросто переписать. Возможно, однажды ему это удастся.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».