«Жесткие санкции приведут к национализации воздушного флота»
Прекращение деятельности бюджетной авиакомпании «Добролет» доказало действенность санкций Евросоюза в отношении России. Дочке «Аэрофлота» было запрещено использовать взятые в лизинг иностранные самолеты, а также перекрыты возможности для их технического обслуживания и перестраховки рисков.
Грозят ли такие же санкции другим нашим авиакомпаниям, летающим в Крым, в числе которых «Аэрофлот» и «Трансаэро»? И чем Россия может ответить на «воздушную тревогу»? Об этом «Профилю» рассказал исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.
— Почему именно единственный российский лоукостер «Добролет» стал объектом европейских санкций?
— Официальная причина, указанная в документах Евросоюза, — это то, что полеты данной авиакомпании осуществлялись эксклюзивно в Крым. Действительно, поначалу единственным маршрутом «Добролета» был Москва — Симферополь. Но уже вскоре авиакомпания открыла продажи билетов и на другие направления, а также успела выполнить полеты по маршруту Москва — Волгоград.
— В Крым летают и другие российские авиакомпании, включая такие крупные, как «Трансаэро», S7 и сам «Аэрофлот», чьей «дочкой» является «Добролет». Почему санкции не ввели в отношении них?
— Что касается возможных запретительных мер Запада в отношении всех прочих авиакомпаний, выполняющих рейсы в Симферополь, то исключать их введения, к сожалению, нельзя. Вместе с тем, российская сторона еще весной проработала вопрос о том, чтобы минимизировать риски полетов наших авиакомпаний в Крым с точки зрения реакции мирового сообщества. Была рассмотрена схема создания специализированной авиакомпании, которая будет базироваться в Крыму. Также предусматривалась возможность специализации на крымском направлении одной из существующих компаний. Все прочие российские перевозчики могли бы в этом случае отказаться от полетов в Крым, избегая риска санкций. «Крымская» авиакомпания должна была пользоваться услугами исключительно российских провайдеров — и по техническому обслуживанию самолетов, и по лизингу, и по страхованию. А главное — летать только на самолетах российского производства.
— Однако по факту такой специализированный крымский авиаперевозчик создан не был.
— Компания Red Wings заявила, что готова работать в таком режиме, но пока никаких преференций она не получила. Поэтому по состоянию на сегодняшний день вариант создания эксклюзивного крымского авиаперевозчика проработан, но не реализован. В любом случае, план «Б» на случай попыток Запада блокировать полеты в Крым, у России имеется. Но также в Москве есть понимание того, что ни европейцам, ни американцам не выгодно вводить жесткие санкции в отношении крупных российских авиакомпаний, выполняющих полеты по международным маршрутам. Потому что, если российские компании получат запрет на полеты в Европу и Северную Америку, то мгновенно аналогичный запрет будет наложен на полеты западных авиакомпаний в Россию. Будет соблюден полный паритет. Это по сути означало бы начало полноценной торговой войны, что неинтересно ни России, ни ее партнерам. Именно опасаясь такой перспективы, ЕС ограничился санкциями в отношении «Добролета», выполнявшего только внутрироссийские рейсы.
— Однако санкции идут по нарастающей. Не ожидаете ли вы, что ЕС и США вскоре введут ограничительные меры против всех российских авиакомпаний, совершающих полеты в Крым?
— Повторю, что такой риск есть, Но, на мой взгляд, это маловероятно, поскольку в результате ответных мер масштаб убытков и для самих иностранных авиакомпаний, и для сопутствующего бизнеса, и вообще для международных отношений будет настолько ощутимым, что это нанесет весомый удар не только по экономике России, но и по экономикам самих стран, вводящих санкции. Такое развитие событий привело бы, по сути, к параличу авиасообщения нашей страны с внешним миром. Остались бы только разовые правительственные чартеры, необходимые для проведения каких-то переговоров. Это неприемлемая ситуация ни для одной из сторон конфликта.
— Есть ли в мире пример территории, с которой авиасообщение полностью парализовано?
— Северный Кипр — классический пример. Мировое сообщество независимость этой территории не признает, поэтому ни одна нетурецкая авиакомпания туда не летает. Правда, в отношении турецких авиакомпаний, летающих на Северный Кипр, санкции сегодня не применяются.
— Санкции в отношении Ирана предусматривают ограничения на полеты?
— В Россию иранцы летают без проблем. В другие страны, в общем-то, тоже летают, но здесь есть специфичный момент: экономические санкции против Ирана больше бьют по пассажиропотоку, чем по возможностям государственной иранской авиакомпании совершать полеты.
— Получается, что санкции против «Добролета», приведшие к остановке его деятельности, это беспрецедентное по жесткости решение?
— Повторю: с Северным Кипром ситуация весьма схожа. В случае с «Добролетом» важно то, что эта компания совершала полеты только внутри России. Если бы какой-то российской авиакомпании закрыли полеты в одну из европейских стран, либо во все сразу, то российские авиационные власти автоматически запретили бы полеты европейским компаниям в Россию, а возможно и транзит через ее территорию. Поэтому ЕС подстраховался от ответных мер, введя санкции против внутрироссийского перевозчика.
— ЕС и США имеют возможность парализовать работу всех российских авиакомпаний, не запрещая им полеты за границу. Как это сделано в случае с «Добролетом», достаточно запретить лизинг иностранных воздушных судов, их техническое обслуживание и перестрахование рисков в западных страховых компаниях. На такие санкции России есть чем ответить?
— В этом случае можно ответить лишь тем самым планом «Б», о котором я уже говорил. Российское правительство должно реализовать уже проработанные планы по созданию специального крымского перевозчика. Это избавит наши крупные авиакомпании от рисков разрыва отношений с иностранными партнерами.
— Для этого видимо понадобятся отечественные самолеты, поскольку Запад просто не даст летать в Крым на своих «Боингах» и «Эйрбасах»?
— Побеждает тот, кто играет на упреждение. Если российские авиакомпании оперативно переведут техническое обслуживание и страхование в те страны, которые не присоединяются к антироссийским санкциям, то части рисков удастся избежать. Если этого не сделать, то, как в случае с «Добролетом», все наши авиаперевозчики окажутся в крайне непростой ситуации.
— Насколько реально перевести техническое обслуживание самолетов и прочее в дружественные России страны, если практически вся техника для гражданской авиации производится в США и Евросоюзе?
— Самолеты западного производства летают даже в том самом Иране, который со всех сторон обложен санкциями. Россия уже некоторое время наращивает свой потенциал в деле технического обслуживания и ремонта самолетов, в том числе и иностранного производства. В принципе, это лишь вопрос времени, через которое мы могли бы полностью отказаться от услуг иностранных провайдеров по ремонту и обслуживанию иностранных воздушных судов. Что касается финансирования, то не секрет, что в последние 2-3 года в значительно степени увеличилось количество сделок на поставку самолетов, финансируемых лизинговыми компаниями, являющимися «дочками» крупных российских банков. Так что постепенно импортозамещение можно реализовать. Кроме того, можно пользоваться услугами поставщиков комплектующих из Юго-Восточной Азии. Однако принципиальный вопрос в другом: стоит ли нашим авиакомпаниям пересматривать все контракты и искать новых контрагентов? Намного проще и дешевле решить все проблемы, начав выполнять полеты в Крым силами специальной авиакомпании.
— Если Запад заблокирует поставки самолетов в Россию, справится ли наша промышленность с задачей импортозамещения?
— ЕС и США теоретически могут не только прекратить поставки новых самолетов, но и заблокировать использование тех судов, которые уже находятся в лизинге у российских авиакомпаний. В парке ведущих из них число иностранных самолетов достигает 80-90%. Но все отлично понимают, что для России подобного рода ситуация является неприемлемой. Такие жесткие санкции могут привести к реакции, полностью выходящей за правовые рамки. Вплоть до национализации всего гражданского воздушного флота в России, формально принадлежащего западным компаниям. Вряд ли мы увидим настолько апокалиптическую картину.
— Обычному потребителю, который в ближайшее время планирует вылететь за границу, в какой авиакомпании — российской или иностранной — стоит заказывать билеты, чтобы избежать рисков?
— Я бы воспользовался услугами российской авиакомпании, поскольку уверен, что наихудшие сценарии вряд ли будут реализованы.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".