Когда отдых в России станет доступным
Для отдыха россияне будут выбирать Россию, надеются в правительстве. Помочь с нелегким выбором должен новый нацпроект «Туризм». Предполагается, что документ поспособствует созданию комфортных условий для путешествий по территории родной страны. В ближайшей перспективе надеждам властей вряд ли суждено сбыться. Отрасли потребуется как минимум 10 лет, чтобы у нее появился хотя бы шанс опередить выездной туризм по соотношению цены и качества.
Утечка кошельков
Согласно исследованию Bernstein, Россия может заработать дополнительные 20,3 миллиарда долларов в год, если весь поток выезжающих туристов развернется и отправится в путешествие по стране. По текущему курсу это более 1,5 триллиона рублей ежегодных потерь для экономики. Для сравнения: примерно столько же стоила Олимпиада в Сочи с учетом расходов на сами игры, а также инвестиций в создание и развитие инфраструктуры.
Из РФ утекает капитал, в том числе и средства путешественников. Более того, отечественная туриндустрия заточена на вывоз туристических денег из страны, отмечает вице-президент «Опоры России» Алексей Кожевников. По его словам, только в 2018 году отрицательное сальдо в российском туризме превысило 26 миллиардов долларов.
Ни славы, ни денег
Туристический продукт в России мало известен потребителям. А у большинства регионов отсутствуют маркетинговые стратегии развития туризма, сообщает директор международной туристической выставки MITT Артем Чернышов. «Даже в городе с населением 300 тысяч найдется, что показать туристу. Но надо понимать, как будет выглядеть весь турпродукт и кому он может быть интересен в таком виде и по такой стоимости», – говорит он. Задача на ближайшую перспективу, по его мнению, заключается в повышении уровня доверия россиян к национальному туристическому продукту и информированности о его преимуществах.
Ну а пока стоимость этого самого продукта растет из-за сопутствующих издержек бизнеса. Когда потребитель сравнивает цену на отдых в России и Турции, он часто не понимает, что она складывается не только из дохода предпринимателя, рассказывает гендиректор управляющей компании и гостиничного оператора «Русский дом» Дмитрий Федоров. В цену закладываются налоги, сборы с зарплат, коммунальные услуги, стоимость продуктов питания и рабочей силы. А все это, по сути, регулируется государством.
С другой стороны, отмечает он, сервис стоит денег: чтобы оказывать качественные услуги, нужно вкладываться в обучение и развитие персонала, а также в постоянную реновацию номерного фонда. Тут мог бы помочь заемный капитал. «Если в мире сейчас фактически отрицательная ставка и деньги чуть ли не бесплатно раздают, то у нас такого нет. Это все оказывает давление на цены, на рынок. И люди, сравнивая разные экономики, делают выбор не в пользу России», – сетует Федоров.
Отрасли действительно не хватает льготных кредитов «под мизерный процент» и на долгий период, соглашается замдиректора Института гостеприимства университета «Синергия» Георгий Ташкер. Причем выдавать их нужно индивидуальным предпринимателям и малому бизнесу – энтузиастам своего дела. Специалист уверен, что такие займы можно сделать безвозвратными при достижении определенных KPI, например, численности сотрудников, посещаемости места, количества проживающих.
Двойное утроение
Попыткой решить накопившиеся проблемы кризисной отрасли станет национальный проект «Туризм». Как ожидается, его представят осенью. «Открыть свою страну для себя в этом смысле будет здорово, потому что, я серьезно говорю, потому что есть замечательные места, курорты», – так премьер-министр Михаил Мишустин анонсировал появление нового нацпроекта.
Стратегическое направление внутрь: каким будет новый закон о туризме
Его основные цели к 2030-му – утроение количества поездок россиян по стране, утроение вклада туриндустрии в ВВП и как минимум двукратный рост количества рабочих мест в отрасли (до 5,6 миллиона человек), докладывал президенту Владимиру Путину вице-премьер Дмитрий Чернышенко. «Мы активно работаем совместно с отраслевым регулятором, профильными ассоциациями над созданием национального проекта по туризму, и цели, которые выбраны приоритетными, более чем достижимы», – отметил в беседе с «Профилем» президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Андрей Игнатьев.
«Важно, чтобы нацпроект имел цели и конкретный план их реализации. Главное ведь не просто потратить «государевы деньги» на туризм, а получить их в большем объеме для федерального и регионального бюджета за счет увеличения количества рабочих мест, налоговых поступлений, развития региональной инфраструктуры и малого бизнеса, притока инвестиций и туристов», – рассуждает Алексей Кожевников.
Комментируя анонсированный нацпроект, Георгий Ташкер заявил, что он бы не был таким оптимистом и не стал бы говорить об утроении количества поездок по стране. Сначала нужно добиться того, чтобы россияне выезжали из своего региона хотя бы раз в год, отмечает эксперт.
Игра в долгую
Нацпроект «Туризм», призванный оставить россиян в России, должен сформировать комфортные условия для ведения бизнеса в сфере экономики впечатлений и снять сразу несколько проблем. Например, проблему отсутствия нужной инфраструктуры, дефицита инвестиций, налогового режима, административных барьеров и недоступности кредитов. Чтобы отдых в России стал доступным для массового потребителя, придется распутать этот клубок.
Андрей Игнатьев считает, что главным инвестором в национальный проект по туризму будет государство. «Но строиться инвестиционная инфраструктура должна по принципу государственно-частного партнерства, в котором бизнес получит существенные преференции для развития туризма. Это могут быть привлекательные ставки по кредитам, создание специальных инфраструктурных кластеров, особых экономических зон для развития территорий, налоговые льготы», – перечисляет он. Примеры применения особых условий уже есть. Речь идет о снижении налога на прибыль для IT-компаний с 20% до 3%.
Главное, дополняет руководитель проекта «Мастера гостеприимства» президентской платформы «Россия – страна возможностей» Евгений Малыгин, учесть негативный опыт особых экономических и игорных зон – там инфраструктуру строили в чистом поле без учета мнения реальных игроков рынка. Итог: мало объектов и много пустой земли с инженерными коммуникациями.
Еще одна проблема – инвестиции в гостиничный бизнес долго окупаются, 10–15 лет. «Понятно, что без государственной поддержки тут не обойтись, и если не прямой финансовой – я противник таких схем, – то без административных, инфраструктурных и налоговых преференций опережающее развитие отрасли точно невозможно», – полагает Малыгин. В целом, по его мнению, туристическому сектору помог бы мораторий на изменение налогового законодательства «лет на 20» и возведение инфраструктуры за счет государства.
Создать условия, при которых частный капитал придет в туристическую отрасль – вот задача государства, указывает Дмитрий Федоров. Бизнесу необходимы налоговые условия, гарантии безопасности собственности, инвестиционные послабления, перечисляет он.
Оставайтесь дома
По мнению Артема Чернышова, количество путешествующих по стране туристов обязательно вырастет. «Надо просто понимать, что это не произойдет быстро», – добавляет он.
Вероятно, через 10 лет у внутреннего туризма появится шанс победить выездной по соотношению цена/качество, если в России начнется систематическая работа по трем направлениям, считает глава РСТ Игнатьев. Первое – подготовка кадров для туристической отрасли по самым высоким мировым стандартам. Второе – государственный подход к инвесторам. Третье – создание информационной или маркетинговой системы, которая поможет вырастить сообщество амбассадоров внутреннего туризма.
Даже о подступах к победе над выездным туризмом говорить слишком рано, отмечает, в свою очередь, эксперт АСИ Иван Кукарцев. По его оценке, отечественную туриндустрию и туристическую отрасль в развитых странах разделяет пропасть «лет в пятьдесят». «Блицкриг тут не поможет», – уверен он.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".