- Главная страница
- Статьи
- Распустили тут языки: на Украине начался очередной этап тотальной украинизации
Распустили тут языки: на Украине начался очередной этап тотальной украинизации
Напомню для понимания контекста основные аргументы, выдвигаемые «патриотами» в объяснение их жесткой позиции по насильственному навязыванию украинского языка: без своего языка нет своей страны (расскажите об этом американцам и бразильцам); восстановление «исторической справедливости» (якобы при СССР украинским не разрешали пользоваться, ага!); защита и сохранение мовы (а что ей угрожает, кроме их собственного суржика?); желание отгородиться от «агрессора» (ага, от этого Россия просто исчезнет); и главный «аргумент»: ну вам же никто не запрещает дома говорить по-русски (ну, так надо понимать, это пока)!
Под конец своего президентства Пётр Порошенко оставил жителям Украины «подарок» – пропихнул через Верховную раду и тут же подписал закон о всеобщей украинизации. Почему он так спешил? Языковой закон Порошенко–Парубия не имел никаких других целей, кроме мобилизации наиболее националистически настроенного электората для голосования за Порошенко на президентских выборах в 2019 году, напоминает эксперт Украинского института анализа и менеджмента политики Даниил Богатырёв.
«Таким образом, сейчас мы пожинаем плоды грязного агитационно-пропагандистского приема, который, к тому же, не сработал. Для нынешней власти, включая президента Владимира Зеленского, основная проблема с языковым законом состоит в том, что, если его отменить, радикалы и прочие шовинисты начнут протестовать. Хотя их немного по всей стране, но власть их очень боится, полагая, что именно националисты и есть то самое «гражданское общество», способное устраивать майданы или нечто подобное. Потому отмены или коррекции языкового закона в ближайшее время ожидать не стоит», – пессимистически настроен Богатырёв.
Бывший тогда кандидатом в президенты Владимир Зеленский пытался успокоить русскоговорящих – назвал полной глупостью блокировку российских соцсетей «Одноклассники» и «ВКонтакте», поисковика «Яндекс» и других «вражеских» сайтов (российские телеканалы были удалены из эфира и кабельных сетей еще раньше). А по поводу закона «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного» он обнадеживающе пообещал, что его внимательно изучит.
Вот что он говорил дословно сразу после избрания: «Украинский язык – единственный государственный язык в Украине. Так было, так есть и так будет. По этому вопросу – никаких компромиссов. Моя принципиальная позиция – государство должно способствовать развитию украинского языка путем создания стимулов и положительных примеров, а не запретов и наказаний, осложнением бюрократических процедур, умножением количества чиновников вместо их сокращения».
Т.е. он сам, будучи русскоязычным человеком (как, собственно, и «националист» Порошенко), считает, что минимум половина населения страны (включая этнических украинцев) не имеет права не то что на государственный, но даже и на региональный статус русского языка. Напомню, что первым действием Верховной рады после госпереворота в 2014-м стала отмена закона о статусе региональных языков, благодаря которому во многих областях страны русский был официальным языком. Это послужило началом волнений в Крыму и Донбассе.
«Закон был принят без предварительного достаточно широкого обсуждения с общественностью, – говорил в свое время Зеленский, – К проекту закона было внесено более 2000 поправок, что свидетельствует об отсутствии согласия в отношении отдельных его положений даже в Верховной раде. После моего вступления в должность президента будет сделан тщательный анализ этого закона, чтобы убедиться, что в нем соблюдены все конституционные права и интересы всех граждан Украины. По итогам анализа буду реагировать в соответствии с конституционными полномочиями президента и в интересах граждан».
Начну с того, что Зеленский не выполнил ни одного из своих предвыборных обещаний и продолжает постоянно врать дальше. Конечно, он «забыл» о своем намерении проанализировать соблюдение конституционных норм. Хотя «гаранту» Конституции достаточно просто открыть основной закон и выучить наизусть статью 10: «В Украине гарантируется свободное развитие, использование и защита русского, других языков национальных меньшинств Украины. Государство способствует изучению языков международного общения. Применение языков в Украине гарантируется Конституцией Украины и определяется законом».
Что же имеем в реальности? Во всех государственных структурах, судебной системе, юридических и финансовых документах обязателен украинский язык. Министры и госслужащие обязаны его употреблять в публичной сфере. Но они этого зачастую не делают! Больше того, депутаты парламента специально сделали в законе оговорку, что им можно и не говорить по-украински. Всё очень просто объясняется: подавляющее большинство нардепов, министров и прочей чиновничьей бюрократии сами не знают украинского языка – они скатываются на пресловутый суржик!
И даже более того: называвший бессмысленным запрет российских телеканалов и сайтов Зеленский не только продлил еще на 3 года это ограничение, но и значительно расширил черный список (в него дополнительно включили, например, сайт Эрмитажа). Самое смешное и одновременно печальное то, что этот запрет, напоминающий борьбу Дон-Кихота с ветряными мельницами, легко преодолевается с помощью программ VPN и установкой спутниковых тарелок.
Но и это еще не всё: «зеленая» команда единомышленников Зеленского разработала и приняла дискриминационный закон об образовании. По нему с сентября 2020 года обучение школьников происходит только на украинском языке. Исключение сделано лишь для «коренного народа Украины» – крымских татар: менее сотни их детей по всей стране могут учиться на родном языке. Этот очередной этап тотальной украинизации был начат уже при Зеленском, что вызвало возмущение со стороны румын, поляков, болгар; особенно бурным оно было со стороны Венгрии: Будапешт даже заблокировал работу комиссии Украина–НАТО, но Киев пока твердо стоит на своей националистической позиции. В Москве (и то, в основном, на телевизионных ток-шоу) лишь выразили традиционную озабоченность по поводу закрытия русскоязычных школ, и не более.
И вот 16 января последовало продолжение: отныне вся сфера услуг (торговля, общепит, бытовое обслуживание, АЗС, аптеки, фитнес-центры) должна стать исключительно украиноязычной. Правда, есть в законе оговорочка: если клиент попросит перейти на другой язык общения, то продавец или официант должны подчиниться. Подразумевается, конечно, что этим другим будет русский (но не исключено, что кто-то заговорит на английском или французском). Но очень многие владельцы предприятий негласно требуют от наемных работников не поддаваться на эту «провокацию» и всё равно продолжать разговор на мове. Почему? Некоторая часть хозяев, видимо, сами являются националистами, а другие опасаются скандалов и даже возможных штрафов. Ведь еще полтора года наказывать (и то после предупреждения) гривной будут именно руководителей предприятий, а не сотрудников: штраф в размере 150–200 евро.
Цель этого действа – изменение украинского общества в целом. США строят на Украине новую нацию, главной отличительной особенностью которой должно быть фундаментальное отличие не только от русских, но даже и от нынешних украинцев, так как они для американцев по умолчанию похожи на русских, поясняет политтехнолог Василий Стоякин.
Казалось бы, в чем проблема: покупатель сам просит кассиршу говорить по-русски – почему ему должны отказать? А вот тут пора снова вспомнить цитату Зеленского: «Государство должно способствовать развитию украинского языка путем создания стимулов, а не запретов и наказаний, умножением количества чиновников вместо их сокращения». Так вот, после принятия этого закона была введена должность уполномоченного по вопросам языка. «Шпрехенфюрер» (так его сразу прозвали) Тарас Кремень получил офис в центре Киева и 50 сотрудников, чтобы следить за речью украинцев. Ситуация маразматическая: налоги, уплаченные русскоязычными гражданами страны, будут расходоваться на содержание полусотни паразитов-бездельников, которые будут при этом препятствовать общению этих граждан на русском и даже штрафовать за это! Понятно, что проконтролировать всю страну этим языковым надсмотрщикам не под силу, поэтому Кремень неустанно призывает «добровольных помощников» сообщать обо всех фактах «нарушений».
Он даже разработал специальную форму доноса, сообщил все свои координаты, чтобы «активисты» и «патриоты» могли быстро и удобно «стучать». Теперь представьте ситуацию: пришел гражданин к знакомому мастеру по ремонту обуви и объясняет по-русски. Проходящий мимо «патриот» подслушал и сообщил об этом «безобразии» в офис «шпрехенфюрера». Или покупательница с продавщицей мирно общаются в магазине, и тут может найтись «стукачка», которая проявит бдительность. Конечно, факт «нарушения» надо официально зафиксировать (а это могут только уполномоченные инспекторы), отправить «дело» в суд, а там могут его рассмотреть или игнорировать, и в самом худшем случае таки выписать штраф. Но нервы и настроение ведь наверняка могут быть испорчены, а многие хозяева, опасаясь скандалов, будут давить на подчиненных, требуя говорить на мове.
Украинский бизнесмен Павел Себастьянович написал в соцсети пост на украинском специально для «борцов за мову». «Я вижу, что большинство сторонников закона о госязыке не читали его и не понимают, почему миллионы украинцев этим законом подвергаются сегрегации (то есть дискриминации по языковому признаку). Допустим, бабушка, которая торгует на Привозе в Одессе, на которую кто-то пожаловался, что обслуживание было не на украинском языке, или которую решил проверить языковой инспектор, может быть оштрафована. А в стране примерно 3 миллиона людей преклонного возраста, которые уже никогда не будут разговаривать на украинском. Но закон гласит, что каждый гражданин Украины обязан владеть государственным языком – то есть все они уже вне закона! Предлагаю всем депутатам пересмотреть свое отношение к этому закону и внести соответствующие правки, пока это не сделала улица. Права человека не имеют отношения к тому, имеет ли он желание или нет изучать украинский, знает он его или нет. Каждый человек имеет право не знать ничего».
В соцсетях русскоязычные граждане призывают теперь принципиально везде общаться на родном языке и бойкотировать те магазины и заведения, где им не пойдут навстречу. Но выход ли это? Ведь могут на радость «активистам» пострадать простые продавцы и кассиры, но никак не те безмозглые и наглые депутаты, которые приняли антинародный драконовский закон. Пока что о громких скандалах на этой почве журналисты не сообщали: противоборствующие стороны готовятся к сражению? Ждем развития ситуации.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".