В круге втором
На президентских выборах 20 мая своих Хасан Роухани обошел своих соперников — аятоллу Ибрахима Раиси и бывшего вице-президента страны Мостафу Хашеми-Табу. О переизбрании, предстоящих реформах и о том, как будут складываться отношения Роухани уже с новой администрацией Белого дома «Профиль» побеседовал со старшим научным сотрудником Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борисом Долговым.
— Как Роухани удалось обойти своих конкурентов? Означает ли это, что население полностью поддерживает его политику?
— Победа Роухани определена целым рядом факторов. Первое — это то, что Роухани является действующим президентом, который сумел добиться некоторого сокращения и уменьшения давления Запада на Иран, хотя говорить о том, что санкции полностью сняты, не приходится, они продолжаются. Тот факт, что Роухани сумел договориться с Западом, — это не совсем так, поскольку Запад, прежде всего США, продолжает антииранскую политику, о чем заявил американский лидер Дональд Трамп во время визита в Израиль — о противодействии иранской угрозе. Победа Роухани также обусловлена и экономическим фактором, поскольку в результате частичного снятия санкций несколько расширились связи Ирана с европейскими и другими странами. Помимо этого, населению нравится, что политика Роухани направлена на реформирование иранской общественно-политической жизни в сторону общепринятого демократического тренда.
— За время своего правления Роухани удалось достигнуть соглашения об урегулировании ядерной проблемы Ирана с «шестеркой» международных посредников. Но соглашение подверглось критике властей Израиля и президента США Дональда Трампа. Означает ли это, что санкционное давление на Иран со стороны США под руководством новой администрации будет продолжено?
— Изначально с Ирана сняли только часть санкций, а остальные остались. При этом на Иран были наложены как санкции ООН, так и США. Трамп сейчас проводит достаточно антииранскую политику, поэтому сделка находится под вопросом, поскольку американский лидер будет стараться минимизировать положительное влияние сделки и усилить давление на Иран. Позиции остальных стран во многом также зависят от политики, которой придерживается Америка. В связи с последними далеко не дружественными заявлениями Трампа в отношении Ирана Роухани также уже успел заявить, что Иран будет продолжать поддерживать те страны, которым он помогал в борьбе с терроризмом, — это Сирия и Ирак. Противодействие террористическим группировкам, в свою очередь, входит в противоречия с позицией США. Американский лидер, например, считает террористической организацию «Хезболла», а это именно та организация, которую поддерживает Иран. Если позиция Трампа в скором времени не изменится, антииранская риторика как стороны США, так и со стороны американских союзников будет усиливаться.
— Ваш прогноз, каких дальнейших действий во внешней политике можно ожидать от президента США Дональда Трампа по отношению к Ирану после переизбрания Роухани?
— Трамп может вести санкции в отношении развития ракетных комплексов, в чем его поддержит главный стратегический союзник Израиль, который также считает Иран своим противником. Скорее всего, США и Израиль будут продолжать оказывать давление на Иран, стремясь к тому, чтобы Роухани прекратил программу ислледований ракетного вооружения.
— Может ли Роухани в ближайшее время начать новые реформы в Иране?
— Реформ стоит ожидать, в основном, в экономической сфере взаимодействия со странами, которые заинетресованы в сотрудничестве с Ираном, но в политической сфере изменений ожидать не стоит, потому что реальным руководителем страны является не президент, а духовный лидер страны, от которого в основном зависит продолжение тенденции на реформирование. Он имеет свою концепцию исламского руководства и схему развития страны. Избрание Роухани — в целом позитивный фактор для многих мировых лидеров, но глобальных изменений он не повлечет.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".