Осторожный разговор
В Астане 23 января начались переговоры по Сирии, организованные усилиями Ирана, России и Турции. Заявленная цель переговоров — укрепление действующего режима прекращения огня. Политическое будущее страны обсуждать пока не планировалось. На переговоры прибыли представители правительства Асада и группировок повстанцев, самая крупная из которых — Джейш аль-Ислам. США на переговорах в качестве наблюдателя представляет посол в Казахстане Джордж Крол, от ООН прибыл спецпосланник генсека Стаффан де Мистура. Представителям Европы и Саудовской Аравии места в отеле Rixos, где проходит встреча, не нашлось.
Переговоры должны продлиться два дня. Особое внимание организаторы обращают на то, что впервые в переговорах будут участвовать не политики — представители сирийской оппозиции, находящиеся за пределами страны, а повстанцы, реально контролирующие территории в арабской республике.
Крупнейшая группировка, приcлавшая своих представителей на переговоры, — «Джейш аль-Ислам», под контролем которой находятся земли вокруг Дамаска. Также оппозицию представляют еще несколько группировок, входящих в «Свободную сирийскую армию».
Однако от участия в переговорах отказалась контролирующая провинцию Идлиб «Ахрар аш-Шам», по численности бойцов превосходящая «Джейш аль-Ислам», и некоторые другие группировки. Впрочем, советник делегации оппозиции Яхъя аль-Ариди заявил, что не приехавшие поддержат итоги переговоров, если те окажутся позитивными.
«Те, кто не приехали, будут только поддерживать конференцию, если будут достигнуты основные цели этой встречи. Если на этом этапе будет достигнуто перемирие, и прекратятся убийства со стороны властей и Ирана, то эти группировки благословят этот шаг», — цитирует аль-Ариди РИА Новости.
В качестве задачи переговоров заявляется продвижение по пути урегулирования конфликта.
«По Сирии мы оба исходим из того, что открывшаяся сегодня в Астане встреча между правительством САР и вооруженной оппозицией должна стать важным шагом на пути урегулирования этого уже почти шесть лет продолжающегося кризиса», — цитирует главу российского МИД Сергея Лаврова РИА Новости.
Из заявлений дипломатов ясно, что в Астане не планируется обсуждение политического будущего Сирии. Этот вопрос всегда становился камнем преткновения во время предыдущих попыток договориться об урегулировании. В частности, так произошло весной 2016 года в Женеве, напоминает The Guardian.
Таким образом, главной темой должно стать подтверждение стремления сторон поддерживать перемирие, установившееся в Сирии в конце декабря при посредничестве России и Турции. Именно это более всего интересует повстанцев, которые согласны не обсуждать сейчас будущее Асада, — вопрос, наиболее болезненный для повстанцев. Это, в частности, подтвердил в интервью Al Jazeera член делегации оппозиции Яхъя аль-Ариди.
По итогам переговоров в Астане планируется принять итоговый документ, однако перспективы его пока туманны. Александр Артемьев, спецпредставитель президента России, возглавляющий российскую делегацию на переговорах, сообщил РИА Новости, что согласование итогового документа продолжается.
СМИ и наблюдатели отмечают, что переговоры в Астане отличаются от предыдущих попыток положить начало мирному процессу тем, что организованы они не ООН, арабскими странами и Западом, а исключительно Ираном, Россией и Турцией.
Благодаря усилиям России и Турции в Сирии в конце декабря был установлен и до сих пор сохраняется режим перемирия, несмотря на сообщения о его нарушениях. Это стало возможным, в том числе, благодаря тому, что Астана и Москва решили закрыть глаза на главное противоречие в позициях: Турция раньше настаивала на уходе Асада, Россия его поддерживала. Обращает на себя внимание также отсутствие курдов на переговорах.
Перемирие и встреча в Астане стали возможны после взятия Алеппо правительственными войсками, из чего стороны конфликта сделали вывод, что баланс сил несколько изменился, отмечает The Guardian. Издание также цитирует представителя оппозиции Муххамеда Аллюша, признавшего серьезность намерения России взять на себя роль посредника и гаранта мирного процесса. Однако этому, по его словам, мешают позиции Дамаска, желающего продолжения войны, и Ирана, поддерживающего шиитских ополченцев в Сирии, включая боевиков движения «Хезболла».
Аллюш сделал и другие довольно резкие заявления. В частности, он сказал, что режим прекращения огня еще только предстоит реализовать, а оппозиция готова как к мирному урегулированию, так и к продолжению войны. Руководитель делегации сирийского правительства Башар Джаафари на заявления Аллюша отреагировал резко: «Нас неприятно удивило заявление представителя террористических группировок, который в своем выступлении ушел от дипломатического языка», — цитирует слова Джаафари ТАСС.
Посол Сирии в РФ Рияд Хаддад в разговоре с РИА Новости призвал дождаться результатов переговоров, указав, что сегодня состоялось лишь их открытие.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".