Купить за 72 часа
С 24 по 27 ноября в мировых магазинах прошла акция распродаж «черная пятница». В США покупатели предпочли оставаться дома и заказывать вещи через интернет. В Великобритании онлайновые продажи не показали ожидаемого роста, зато неожиданностью стал рост числа покупателей в обычных магазинах. Российские интернет-магазины отчитываются о взрывном росте трафика и продаж в дни акции, а общей мировой особенностью «черной пятницы» в 2016 году стало огромное количество заказов, сделанных с мобильных устройств.
Деньги
В обычных американских магазинах, по данным Reuters, продажи в «черную пятницу» снизились по сравнению с предыдущим годом. Во-первых, многие магазины стали предлагать скидки заранее, а во-вторых, большое количество покупателей остались дома, предпочтя покупать через интернет. Это позволило онлайновым продажам в США побить рекорд, и они впервые превысили $3 млрд. за два дня. По данным компании Adobe, прирост составил 21,6%.
В Великобритании ожидался рост онлайновых продаж на 25%, однако этот показатель составил только 6,7% по сравнению с прошлым годом, сообщает Sky News. При этом в обычные магазины пришли на 2% больше покупателей, хотя ожидалось пятипроцентное падение их числа.
По данным системы интернет-платежей PayPal, в этом году около трети покупок было совершено с мобильных устройств. Согласно докладу Adobe, именно таким образом в «черную пятницу» было потрачено свыше $1 млрд.
В России «черная пятница» проводится с 2013 года. В 2016 году в ней участвовали около 500 продавцов.
По данным пресс-службы интернет-магазина Lamoda, в дни акции на сайт зашли более 2 млн. человек, со складов было отгружено более полумиллиона товаров. Самыми популярными покупками оказались сумки, платья, туфли на каблуках, верхняя одежда и новогодние наряды. Средний чек превысил 11 000 рублей. Самая крупная покупка — 43 позиции в одном заказе на 400 127 рублей. Как и во всем мире, велик оказался процент заказов через мобильное приложение — 50%.
В пресс-службе Ozon.ru сообщили, что количество посетителей интернет-магазина по сравнению с обычным днем ноября выросло на 20%, заказов — на 50%, причем это на 20% больше, чем в «черную пятницу» в 2015 году. Самыми популярными товарами стали бытовая техника, электроника и детские товары, а средний чек составил 2400 рублей. Средняя скидка составила 40%, а больше всего покупок за эти три дня было совершено именно в пятницу.
В России в 2016 году прошли две конкурирующие акции под таким названием: «Черная пятница» (около 300 магазинов) и «Настоящая черная пятница» (около 200 магазинов). Первая прошла на онлайновой площадке ООО «Блэк Фрайдэй», вторая — на площадке, функционирующей под эгидой Ассоциации компаний интернет-торговли. Интересно, что некоторые магазины были представлены и там, и там.
На момент написания заметки ни одна из компаний еще не успела завершить подсчеты и предоставить статистику.
Слова
Особенность российской «черной пятницы» заключается в том, что, пока магазины считают прибыль, судьба прав на словосочетание до сих пор не определена и должна решиться в суде. ООО «Блэк Фрайдэй» подала иск к ООО «Эксперт Таун», владеющей сайтом «Настоящая черная пятница» за нарушение права на товарный знак Black Friday.
Дело в том, что торговый знак Black Friday был зарегистрирован компанией ООО «Блэк Фрайдэй» в 2013 году, однако патент пытаются оспорить некоторые ритейлеры и Ассоциация компаний интернет-торговли, утверждая, что это общеупотребительный термин, означающий распродажи.
«Желание зарегистрировать в качестве товарного знака общеупотребительное выражение не является новостью. При этом все забывают про два важных момента, — говорит Владимир Энтин, адвокат МКА «Клишин и партнеры». — Первый момент. Товарный знак — это всего лишь средство индивидуализации конкретного товаропроизводителя. Товарный знак не дает монополии на использование слов в информационных и иных целях. То есть информационное сообщение о том, что "Черная пятница проводится в таком-то магазине..." не дает оснований говорить о том, что происходит нарушение прав на товарный знак "Черная пятница"».
При регистрации компании (как это было в случае с ООО «Блэк Фрайдэй») можно использовать любое словосочетание, а реестра компаний с одинаковыми названиями нет. «Проблема заключается в другом, — продолжает Энтин. — Дело в том, что выражение "Черная пятница" имеет четкое смысловое обозначение и эквивалентно слову "распродажа". Причем это выражение является общеупотребительным. Попытка монополизировать выражение "Черная пятница", то есть закрепить его за одной организацией, занимающейся ритейлом, будет нарушать права всех других организаций-ритейлеров. Это будет являться злоупотреблением правом, на основании которого в силу статьи 10 ГК РФ может быть отказано в защите зарегистрированного товарного знака. Кроме того, сам товарный знак может быть оспорен, если с помощью него описывается любая деятельность, типичная для магазинов или организаций, занимающихся ритейлом».
Второй момент, о котором все забывают, по словам Энтина, — это то, что закрепление общеупотребительного выражение за одной организацией возможно только в одном случае — если в глазах потребителей это словосочетание стало ассоциироваться с данным производителем товаров или лицом, оказывающим услуги. Однако, уверен Энтин, здесь такого явно не наблюдается.
«Те, кто будет оспаривать правомерность регистрации такого знака, должны добиться того, чтобы такая регистрация не была удовлетворена в отношении классов МКТУ (сфер деятельности), которые напрямую связаны с ритейлом и торговлей, — говорит Энтин. — Но может быть удовлетворена регистрация данного товарного знака в отношении, например, производства автомобилей. То есть в отношении того, что не указывает на распродажи».
Таким образом, заключает адвокат, шансы на то, что права на обладание брендом «Черная пятница» будут оспорены и оспорены удачно, более чем высоки.
Однако ООО «Блэк Фрайдэй» все-таки может в определенной мере добиться своего — с помощью дизайна. «В апреле 2016 г. ООО "Блэк Фрайдэй" подало заявку на регистрацию еще одного товарного знака — тоже BLACK FRIDAY, но выполненного оригинальным шрифтом, — сообщил «Профилю» независимый адвокат Роман Алымов. — В заявке среди видов деятельности указана "интерактивная реклама в компьютерной сети" и "услуги рекламные «оплата за клик»". Успешная регистрация этого товарного знака может позволить подавать весьма обоснованные иски к магазинам, рекламирующим свою "черную пятницу" в интернете определенным образом, и, возможно, к рекламным площадкам».
В ООО «Блэк Фрайдэй» считают, что словосочетание BLACK FRIDAY общеупотребительным не является, и поэтому его не могут использовать сайты-агрегаторы скидочных предложений — это нарушит патент компании.
Суду предстоит рассмотреть данный вопрос в декабре.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".