22 ноября 2024
USD 100.68 +0.46 EUR 106.08 +0.27
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Почти свой автомобиль: почему набирает популярность владение машиной по подписке
Автомобили автомобили

Почти свой автомобиль: почему набирает популярность владение машиной по подписке

На дворе 2021 год. У каждого в кармане смартфон с мгновенным выходом в интернет – с его помощью можно заказать на дом пиццу, новый телевизор и мастера, который его подключит, а очень скоро эту пиццу принесет дрон. Все эти чудеса приводят к тому, что очень быстро меняется модель потребления в обществе. Уже не надо ходить в офис – все проблемы можно решить дома, не отходя от компьютера.

©Shutterstock/ FOTODOM

Да и нужен ли дом в традиционном понимании? Один молодой коллега убеждал меня, что глупо на всю жизнь ввязываться в ипотеку – зачем? Вот он арендует квартиру в центре Москвы – и прекрасно себя чувствует! А если по работе ему предложат переехать в Хабаровск и условия его устроят – легче будет сорваться с места. А там он снова арендует квартиру в центре, и с мебелью… Меняется и модель потребления автомобилей. Мы уже привыкли к каршерингу и доступному такси, но появляются и новые формы владения автомобилем.

К примеру, в мире (а теперь и в России) стремительно набирает популярность схема владения автомобилем по подписке. Никто не говорит, что уже завтра эта услуга вытеснит традиционные виды покупки автомобиля. Но, конечно, своего клиента она найдет. Но какие перспективы у нее на российском рынке? Выгодно ли не покупать автомобиль, а оформить подписку? Попробуем разобраться.

Авто-mobility

Надо сказать, что в целом ряде западных стран (США, Великобритания и т.д.) модель приобретения автомобиля в пользование по подписке бьет все рекорды. И это неудивительно, особенно в наше «карантинное» время. Ныне мода на sharing economy набирает популярность во всем мире. Все больше молодых людей уходят от модели приобретения дорогих вещей в собственность. И не только дорогих! Подписаться можно буквально на все: музыкальные треки и аудиокниги, мобильные телефоны и апартаменты на модном курорте. Автоиндустрия тоже не отстает от этого тренда: многие компании еще лет 10 назад начали разрабатывать свои уникальные предложения по подписке.

По прогнозам аналитиков, к 2025 году программы подписки на автомобили в США и Западной Европе будут занимать порядка 10% от всех продаж новых автомобилей. Или чуть больше. Если перевести в абсолютные цифры, то речь идет о парке примерно в 15–16 млн машин. Понятно, почему автопроизводители по всему миру начали развивать свои программы подписки.

В нашей стране первые сервисы подписки на автомобили появились в 2019 году. В прошлом году, несмотря на коронавирус и самоизоляцию, число предложений заметно выросло. Сначала такие услуги предложили марки Volvo, Hyundai и Genesis, позже к ним присоединились Kia и УАЗ, а также компании, которые занимаются каршерингом и лизингом. Начиналось все, как водится, с Москвы, но сейчас подписка на автомобили доступна как минимум в 20 российских городах. И не только в миллионниках: автомобили Kia, к примеру, можно уже взять в Обнинске.

Дорого, но мило

Итак, чем отличается подписка от иных видов аренды? Если каршеринг ориентирован в основном на краткосрочную аренду (от нескольких минут до суток), то подписка – на долгосрочную. Этот вариант становится интересным при аренде на срок от нескольких недель до года и более. Подписка у нас не стала пока таким массовым явлением, как на Западе, но новые сервисы появляются чуть ли не ежемесячно и активно развиваются. По сути, можно считать, что каршеринг является заменой такси (но без водителя), а подписка способна заменить собственный автомобиль.

У подписки много плюсов: не надо сразу выкладывать всю сумму за авто (или в качестве первого взноса), можно сразу получить машину у дилера. При долгосрочной подписке вам предложат новый автомобиль и в богатой комплектации: в комплекте к ней прилагаются полис ОСАГО и каско, а также оплаченный транспортный налог. Техобслуживание, сезонная замена резины, мелкий текущий ремонт (если понадобится) – это опять же заботы дилера. Если берете машину надолго, ее, в принципе, можно полюбить и воспринимать как свою. Так же, как квартиру, которую арендуешь много лет, можно считать своим домом…

Итак, если речь про более-менее долгосрочную эксплуатацию (от месяца до года и больше), подписка получается по всем статьям интереснее классической аренды и каршеринга. Правда, при этом придется ежемесячно платить немаленькие платежи… Но зато ты получил новый автомобиль!

Наезд на кошелек: новые способы отъема денег у автомобилистов

Этот тренд интересен не только потребителям, но и автопроизводителям, автосалонам, дилерам, лизинговым компаниям, страховым и кредитным организациям. И спрос на услуги по подписке растет с каждым годом. Но так ли выгодна подписка, как ее расписывают автопроизводители? Особенно когда речь идет о российском рынке. Приживется ли эта услуга в нашей стране, которая живет по своим, особым правилам? Попробуем оценить.

Итак, первой в России компанией, которая предложила новую схему приобретения автомобилей по подписке, стала шведская Volvo. На этапе запуска программы автопроизводитель предлагал только новые бензиновые кроссоверы Volvo XC60 в топовой комплектации Inscription за 59 500 рублей в месяц. При условии, что клиент заключит договор минимум на 12 месяцев. В стоимость подписки были включены все налоги, полисы ОСАГО и каско, сезонная смена шин, плановое техническое обслуживание… Причем для техобслуживания и смены колес никуда ездить было не надо: представитель компании сам забирал автомобиль на сервис и затем возвращал его клиенту. Конечно, в этом виде владения автомобилей есть и ограничения, куда без них! Например, ограничение по пробегу – в случае с Volvo это 30 тыс. км в год. При перепробеге придется изрядно доплатить.

Но по-настоящему услуга «авто по подписке» начала быстро развиваться в нашей стране, когда корейская компания предложила свой сервис Hyundai Mobility. Причем машину стало можно заказать онлайн – достаточно скачать соответствующее приложение. Также клиенты с подпиской получают целый ряд дополнительных услуг. И список моделей был широкий – от бюджетного седана Solaris до очень большого кроссовера Palisade и минивэна H1.

Как сравнить несравнимое

Я для себя попробовал сравнить расходы при покупке и аренде по подписке самого популярного в нашей стран кроссовера Hyundai Creta. Месяц аренды по программе Freedom обойдется в 47 250 рублей. При оформлении годового контракта стоимость месяца снижается до 36 900 рублей. Ограничение по пробегу – 2500 км/месяц, но неиспользованные километры переходят на следующий месяц. Если же вы укладываетесь в 1000 км в месяц, то можете переключиться на льготный тариф Freedom Smart, который позволяет экономить 5000 рублей в месяц.

Не верите? Давайте посчитаем!

Расходы на новый автомобиль Hyundai Creta на год (2 л, 149 л.с., АКП6, 4х4)

Стоимость нового автомобиля: 1 506 000 руб.
Комплект зимних шин: 28 000 руб.
Транспортный налог в Москве: 5215 руб.
ОСАГО: 11 300 (водитель возрастом старше 25 лет, стаж более 3 лет).
Каско: 72 500 руб.
Плановое ТО-1 (15 тыс. км пробега): 11 380 руб.
Бензин (Аи-95, при цене 50 руб./л, пробег 15 тыс. км, расход 8 л/100км): 60 000 руб.
Рыночная стоимость автомобиля через год (средняя): 1 300 000
Потеря стоимости (амортизация): 206 000 руб.

Теперь посчитаем итоговые потери, связанные с покупкой и владением автомобиля за год. Суммировав все траты, связанные с эксплуатацией автомобиля и рыночной потерей его стоимости, получаем, что, если продать автомобиль спустя год (на пробеге 15 тыс. км), владелец потеряет 385 515 рублей, или 32,1 тыс. руб. в месяц. И это без учета мойки, штрафов, стоянки и т.п.

Расходы на кроссовер за год (аренда по подписке)

Стоимость нового автомобиля: 1 506 000 руб.
Договор подписки в течение года (тариф Freedom): 36 900 х 12 мес. = 442 800 руб.
Бензин: 60 000 руб.
Итого расходы за год: 502 800 руб., или 41,9 тыс. ежемесячно.

При сравнении подписки с традиционной покупкой автомобиля сразу же в глаза бросается меньшая сумма расходов за год при использовании личного автомобиля – экономия вроде бы составляет 116 тысяч. То есть формально получается, что при таком пробеге в первый год свой автомобиль гораздо выгоднее, чем прокатный.

Все это так, но при этом надо учесть, что по окончании календарного года (и в случае продления договора аренды) вы получаете совершенно новую машину, в той же самой богатой комплектации. И при расчете затрат на второй год картина меняется, потому что там добавляется еще одно плановое ТО (более дорогое для владельца), а с учетом дальнейшей амортизации цена его машины еще более снижается… И так далее, и так с каждым годом – уже в прогрессии.

При этом мы взяли за отправную точку расчетов ежегодный пробег 15 тыс. км (средний сегодня для жителя мегаполиса), но при пробеге 30 тыс. км картина кардинально меняется. Даже в течение одного года. Так, при пробеге 15 тыс. км стоимость 1 км пробега на своем автомобиле составляет 27,7 руб., на прокатном – 29,5 руб. Если пробег составляет 30 тыс. км, то показатели уже практически идентичные – 15,3 руб. и 16,7. На следующий год при больших пробегах прокатный автомобиль становится еще выгоднее, а в конце его арендатор снова получает (барабанная дробь!) совершенно новую машину! И расходы сохраняются на прежнем уровне. А собственная машина тянет все больше и больше денег.

Но она остается в собственности – и ее можно продать и выручить при этом серьезные деньги (особенно на нынешнем, сумасшедшем вторичном рынке).

Болезнь роста: повышение утилизационного сбора подстегнет цены на автомобили

Словом, однозначного ответа – что же выгоднее – у меня нет. Понятно, что при минимальном пробеге (скажем, до 10 тыс. км в год), жителю мегаполиса личный автомобиль… вообще не нужен. Для редких и недлинных передвижений достаточно будет такси и каршеринга – так выйдет дешевле и практичнее. Подписка выгоднее при использовании «длинных» программ (от года, а лучше заранее настроиться на 3–4 года) и больших пробегах (20–30 тыс. км). При этом есть некоторые неудобства. Например, придется мириться с ограничением пробега, ограничением по выезду за рубеж (надо получить разрешение от компании). А в программе Volvo, к примеру, без разрешения нельзя посещать и некоторые регионы России. Для этого придется обратиться в компанию, согласовывать свою поездку (если этого не сделать, автомобиль объявят в угон).

И тут уже каждому следует прикинуть, какой режим использования ожидается: при очень интенсивной эксплуатации собственный автомобиль опять же будет гораздо выгоднее. Ведь при перепробеге за 30 тыс. км компания взымает дополнительные деньги, и весьма серьезные. Но если нет задачи сэкономить, то, возможно, за цену подписки можно взять «почти в собственность» автомобиль классом выше.

Пока же, говорят специалисты, идеальную возможность услуга подписки предоставляет тем, кто берет автомобиль класса «люкс» на год. Абсолютно новая машина в самой богатой комплектации по подписке – это намного выгоднее, чем приобретение машины как за собственные деньги, так и в кредит или лизинг. Например, сейчас в Москве можно взять по подписке Genesis G70 Sport (247 л.с., АКП8, полный привод, разгон до «сотни» за 7 секунд). Новый седан обойдется минимум в 3,3 млн руб., а взять на год по подписке – 826 тыс. И больше никаких затрат, знай только бензин заливай. И никаких тебе заморочек с техобслуживанием и т.д.

И, наконец, вот вам самый главный вывод. При всей неочевидной выгоде подписки перед собственным автомобилем – практически все машины, которые предлагают компании, уже заняты. Скажем, в приложении Hyundai Mobility сейчас можно забронировать лишь 8 (!) автомобилей, и это при том, что в списке их несколько сотен. Остальные надо «ловить» или оставлять заявку очень заблаговременно. И это при том, что стоимость аренды по подписке той же Creta за год выросла на 60 тыс. руб. По марке Genesis сходная ситуация – доступна лишь одна модель, хотя в списке их четыре; остальные уже разобрали клиенты. Которые хотят комфорта, и чтобы их «встречали по одежке» класса люкс. А куплен лимузин за наличные или взят по подписке – так на нем не написано.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".