23 ноября 2024
USD 102.58 +1.9 EUR 107.43 +1.35
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. О не нашем поражении
Афганистан Индия Пакистан Талибан Экспертное мнение

О не нашем поражении

Как Индия оказалась в числе наиболее пострадавших от победы талибов

Масштабность событий, происходящих сейчас в Афганистане, завораживает экспертов и политиков. Одни рассуждают о «втором Вьетнаме», неотвратимом упадке США и китайской помощи талибам, другие видят в ускоренном выводе американских войск хитрый план Вашингтона, пытающегося создать под боком у КНР и России очаг напряженности. За этими спорами мало кто вспоминает об одном из ключевых участников «азиатского концерта» – Индии; меж тем именно она оказалась в этом раунде основным проигравшим. Настроения, царящие сейчас в Нью-Дели, лучше всего передают слова бывшего госсекретаря МИД Индии Канвала Сибала: «Мы находимся в худшей из возможных ситуаций».

Алексей Куприянов

Алексей Куприянов

©Артем Житенев/"Профиль"

Индийцы никогда не считали Афганистан чужой страной. В свое время весь Афганистан и Северная Индия входили в состав единого государства; индийские купцы столетиями везли через афганские перевалы товары на рынки Хорезма, Мавераннахра и Хорасана, афганские династии правили в Дели. Афганские солдаты сражались в рядах армий великих индийских султанов, а кровью индийских сипаев залиты камни афганских гор и земля долин. Со временем старые обиды ушли в прошлое: после получения независимости Индия последовательно поддерживала Афганистан экономически и политически, делая ставку на наиболее секулярные и прогрессивные элементы.

Тает снег, идут талибы: каковы перспективы мирного урегулирования в Афганистане

Приход к власти «Талибана» (движение запрещено в РФ) в 1996 году индийцы с самого начала восприняли негативно. Во-первых, потому, что резонно считали талибов проектом пакистанской Межведомственной разведки, во-вторых – из-за репрессий, которые талибы-пуштуны развернули против религиозных и этнических меньшинств. Если на начало 1990-х в Афганистане жили более 45 тысяч индийцев, то после 1996 года осталось лишь около тысячи сикхов и индусов; Афганистан в годы правления талибов превратился во враждебное Индии государство. В ответ индийцы оказали помощь Северному альянсу оружием, боеприпасами, медикаментами. Индийская разведка собирала информацию о том, что происходит в занятой талибами части Афганистана, и передавала ее лидерам Северного альянса, а индийские медики лечили его бойцов. Неудивительно, что Нью-Дели с самого начала поддержал ввод американских войск в Афганистан в 2001-м (при том что вторжение в Ирак, где правил давний индийский друг Саддам Хусейн, два года спустя индийцы горячо не одобрили).

За последние 20 лет Индия стала одним из главных доноров для Афганистана. Хотя, невзирая на многочисленные намеки и прямые призывы США, индийцы так и не отправили туда солдат, но в своих академиях и училищах они готовили кадры для афганской национальной армии и полиции, спонсировали строительство школ, мостов и плотин, возвели новое здание афганского парламента. Индийцы вложили в экономику Афганистана в общей сложности $3 млрд. С потерей этих денег Нью-Дели, похоже, уже смирился. В последние годы индийцы свернули большую часть крупных коммерческих проектов, включая разработку железорудного месторождения Хаджигак, и вывели все средства, которые сумели. Индийская политика на афганском направлении рассматривалась как один из самых успешных примеров мягкой силы; нынешние события показывают, что мягкая сила, не подкрепленная жесткой, мало чего стоит.

Не вернуться в Афган

Проблема, которая стоит сейчас перед Индией, не экономического, а политического свойства. Если «Талибан», как твердили все последние годы индийские СМИ, действительно лишь инструмент пакистанской разведки, то его приход к власти в Кабуле – крупнейшее внешнеполитическое поражение Индии с момента падения режима Саддама Хусейна. Ставка на американское присутствие в Афганистане оказалась ошибочной: Пакистан в конце концов обретает желанную стратегическую глубину и получает возможность перебросить тысячи матерых боевиков в Кашмир, спровоцировав там новый мятеж.

Москва видит ситуацию иначе: индийцы переоценили степень зависимости талибов от Исламабада и в результате опоздали с присоединением к переговорному процессу. Это дает России в руки козырь: Москва может помочь своему стратегическому партнеру превратить поражение в приемлемое соглашение, выступив посредником между индийцами и талибами, тем более что последние уже заявили, что совершенно не против того, чтобы Индия завершила свои инфраструктурные проекты в Афганистане. Главная задача сейчас – умело этот козырь разыграть.

Автор – руководитель группы Южной Азии и региона Индийского океана Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО РАН

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".