- Главная страница
- Статьи
- "Пропавшая", "Контакт", "Контейнер" и "Вертинский": отцы и дети плюс немного ретро
"Пропавшая", "Контакт", "Контейнер" и "Вертинский": отцы и дети плюс немного ретро
Российские сериалы переживают новый бум: их вдруг стало не зазорно, а, наоборот, модно смотреть. Если раньше высококачественных сериалов у нас было мало, то сейчас их становится все больше и больше. Преимущественно благодаря стримингам, которые стали производить собственный контент, привлекая талантливых авторов. Знаменующий начало телесезона сентябрь добавил ряд новых перспективных названий. Рассказываем о первых впечатлениях от наиболее громких отечественных сериальных новинок.
«Пропавшая»
«Пропавшая» снята Вадимом Перельманом, а это уже говорит о многом. Во-первых, Перельман – один из немногих российских режиссеров, работающих и профессионально признанных на Западе. Его режиссерский дебют «Дом из песка и тумана» с Дженнифер Коннелли и Беном Кингсли в 2004 году был номинирован на «Оскар» в трех категориях. Его последняя, посвященная холокосту картина «Уроки фарси» с Ларсом Айдингером и Науэлем Пересом Бискаяртом была с успехом показана на Берлинале. Во-вторых, Перельман отдельно любим поклонниками российских сериалов: снятые им «Измены» стали одной из первых ласточек нового сериального бума в России.
"Петровы в гриппе": жизнь как смерть, за которой следует воскресение
Кроме того, над «Пропавшей» работал звездный оператор Владислав Опельянц, сотрудничающий среди прочих с Кириллом Серебренниковым и получивший в июле приз Каннского фестиваля за его «Петровых в гриппе». И, конечно, не стоит забывать об актерах. В «Пропавшей» сыграла свою первую главную кинороль Елизавета Янковская, которая доказывает, что на детях, а в данном случае еще и на внуках талантливых людей природа не отдыхает. Загадочная внешность Янковской, с одной стороны, невероятно современна, а, с другой – прекрасно подходит и для ретроролей. Именно Лиза в сериале магнетически притягательна; Владимир Мишуков, например, по сути, повторяет свой образ из «Содержанок» и оттого ничем не удивляет. Замечателен и Максим Стоянов в образе человечного следователя с астмой и диабетом. Стоянов запомнился любителям инди-кино благодаря снятому в США фильму Кирилла Михановского «Гив ми либерти».
Мишуков в «Пропавшей» снова изображает очень богатого человека с не очень чистой совестью. Его дочь Лена Гарбер, в которую и перевоплотилась Лиза Янковская, пропала десять лет назад, в подростковом возрасте. И вот она, длинноволосая, выходит из леса и возвращается домой, ничего не помня о прошедшем десятилетии. Мать в исполнении Марии Куликовой тут же ее принимает, а вот младший брат и отец сомневаются, что Лена не самозванка. Параллельно мы начинаем узнавать о стыдных тайнах Гарберов.
И достоинства, и недостатки «Пропавшей» связаны с ее хронометражем. С одной стороны, в наш век переизбытка стоящих сериалов двухчасовой первый сезон (четыре серии по полчаса) не может не радовать. С другой – невозможно с таким многообещающим сюжетным зачином рассказать за столь небольшое время полноценную историю: сериальный формат требует нынче большей глубины и обстоятельности. Мы получаем лишь намеки на то, как будут развиваться персонажи и события дальше, а вместо ответов к финалу сезона обретаем еще больше вопросов. Но саспенс – есть, красоты в кадре много, а на Янковскую можно смотреть бесконечно, и, если создатели не будут затягивать с продолжением, должно выйти интересно. Пока что получается микс семейной драмы и живописного, наполненного страшными ритуалами фольклорного хоррора вроде «Солнцестояния», приправленный легким флером социальности.
«Контакт»
«Контакт» – режиссерский дебют актера Евгения Стычкина с его большим другом Павлом Майковым в главной роли. Стычкин, несмотря на отсутствие опыта, оказался ярким постановщиком. Его «Контакт» – страстное высказывание о необходимости наладить диалог поколений, да и вообще просто любой человеческий диалог. Главные герои, отец и дочь, несомненно, очень друг друга любят, но совершенно не умеют выражать эту любовь и вообще честно разговаривать. В итоге они постоянно конфликтуют, дочь не делится своими проблемами, а отец пытается все выведать обманом. Мать ушла из семьи, и этим двоим нужно заново выстроить отношения. Используя свое служебное положение – он инспектор по делам несовершеннолетних, – Глеб Барнашов заставляет провинившегося подростка Артема (Алексей Лукин) из богатой семьи подружиться с дочерью-старшеклассницей Юлей в соцсети «ВКонтакте». Он и следит за общением тинейджеров, требуя от Артема определенного направления дискуссии, и сам пишет дочери от лица ее нового знакомого. Иногда получается, как это нынче модно говорить, довольно кринжово, да и упомянутая соцсеть, кажется, в реальности теряет популярность среди школьников – ну да ладно.
Впрочем, эта актуальная сюжетная линия, связанная с возможностями и властью социальных сетей, пока что на втором плане. На первом все же упомянутая поломанная коммуникация между родителями и детьми, с которой сталкиваются и персонажи второго плана. Например, в одном из эпизодов рассказана история мальчика, который издевается над животными, – сюжет, прямо скажем, на грани – слишком уж он болезненный и, увы, распространенный в реальности. Барнашов решит вправить мозги живодеру, используя, по обыкновению, весьма сомнительный метод, но в итоге выяснит, что мальчик вымещает агрессию на беззащитных, потому что не имеет возможности выразить ее дома. А повод для агрессии у него и правда есть: он совсем не получает родительской любви, которая направлена исключительно на младшего брата. Простить его поведение, конечно, все равно нельзя, но понять его мотивы и увидеть уродливость ситуации в семье – можно.
Развивают создатели «Контакта» и тему школьного буллинга. Юля в исполнении яркой дебютантки Ирины Паутовой не скромница-отличница, которых нередко не любят одноклассники. Нет у нее и каких-то внешних особенностей, часто становящихся поводом для травли. Героиня выглядит в лучших традициях сериала «Эйфория» и может постоять за себя, но это точно так же провоцирует буллинг.
В общем, сериал пока приятно удивляет: небанальным развитием актуальных и в то же время вечных тем, психологической достоверностью, отлично подобранным составом исполнителей, точными, разрежающими драматизм шутками, драйвом и искренностью.
«Контейнер»
«Контейнер» поставлен Максимом Свешниковым, который занимается и анимацией (ставшая хитом в мире «Снежная королева», сценарии к мультфильмам о трех богатырях), и игровыми фильмами и сериалами (последняя его работа – недавний «Нефутбол» о женской футбольной команде). Есть в его режиссерской биографии постыдные провалы: фильм «Взломать блогеров» студии Тимура Бекмамбетова Bazelevs в свое время просто растерзал Bad Comedian, а рейтинг картины на «КиноПоиске» стремится к нулю. «Контейнер» же пока кажется удачной работой.
В России начались съемки сериала "Без правил" с Куценко и Боярской
Главную героиню, не склонную к сантиментам Сашу, в чьем прошлом скрыт болезненный секрет, изображает Оксана Акиньшина. Мечтая переехать в Европу, она пытается заработать как вебкам-модель, а еще становится суррогатной матерью для одной богатой семьи: замминистра Вадима и его молодой жены Марины (Филипп Янковский и Мария Фомина). Параллельно мы наблюдаем за приездом в Москву провинциального ловеласа Игоря – Артем Быстров изображает не борца за справедливость, как в «Дураке» Юрия Быкова, а, напротив, абсолютно бесчестного и очень опасного человека. Притом чертовски обаятельного: женщины, поддавшись его харизме, выполняют его просьбы и иногда в результате оказываются мертвы. В Москве Игорь ищет Сашу. Узнав об этом, она соглашается на сперва возмутившую ее просьбу переехать на последнем месяце беременности в особняк к родителям вынашиваемого ею ребенка: те, нарушив все правила, узнали ее координаты. А еще у героини есть сестра-подросток (Маша Лобанова из «Пищеблока»), которая то и дело убегает к Саше от токсичной матери (Юлия Ауг).
В «Контейнере» есть какой-то правильный нерв триллера, который ведет историю вперед и заставляет по-настоящему переживать за героев. Кроме того, очевидно, что потенциально сериал может стать важным высказыванием о социальном расслоении. Телешоу о красивой жизни богатых, которые, конечно, тоже плачут, у нас уже много, а вот серьезной рефлексии о положении дел в обществе, о сегодняшнем классовом расслоении пока маловато. В сериале Сашу приравнивают к неодушевленному предмету: подруга Марины, собственно, называет ее контейнером. Впрочем, с самой хозяйкой дома у Саши будут более многогранные отношения – это уже понятно. Важно и то, что в «Контейнере» в принципе обсуждают вопрос суррогатного материнства, о котором обычно не заходит речь в сериалах.
«Вертинский»
Многосерийную биографию великого артиста Александра Вертинского сняла Авдотья Смирнова – постановщица фильмов «Связь», «2 дня», «Кококо», сценарий написан ею в соавторстве с Анной Пармас. Предыдущей работой Смирновой была картина «История одного назначения», одним из главных героев которой был Лев Толстой. Опыт кинопогружения в прошлое явно пригодился Смирновой на съемках «Вертинского», в котором тщательно воспроизведена эпоха – в начальных эпизодах это первая треть XX века, предреволюционные и революционные годы. Известно, что у сериала был действительно большой бюджет, и это заметно даже по тому, насколько детально воспроизведены интерьеры того времени – это тот случай, когда нередко хочется нажать на паузу, чтобы рассмотреть всю красоту.
Первые две серии рассказывают о взрослении героя, его переходе от беспечного, бедного и счастливого, балующегося кокаином, окруженного друзьями юного человека к знаменитому певцу и автору, молодому мужчине, уже пережившему потери. Разумеется, важную роль в его формировании сыграла Первая мировая война и его работа санитаром. На войне Вертинский, кстати, и познакомился с мужем актрисы Веры Холодной, с которой в сериале у него позже вспыхивает роман. Одна из главных претензий зрителей и критиков к «Вертинскому» заключается в том, что в реальности шансонье и Холодную связывала лишь дружба – считается, что он был в нее безответно влюблен. Претензия, безусловно, небезосновательна: едва ли родственникам актрисы приятна такая интерпретация событий. Зато те, кому нет дела до таких тонкостей, увидят обнаженную Паулину Андрееву, изобразившую Веру Холодную.
Но, конечно, главное открытие и сердце сериала – это Алексей Филимонов в роли Вертинского. Впрочем, тем, кто немного следит за российским авторским кино, Филимонов знаком давно: он играл в «Кислороде» Ивана Вырыпаева, в «Жить» Василия Сигарева, в «Большой поэзии» Александра Лунгина и во многих других незаурядных картинах. Но к широкому зрителю Филимонов стал пробиваться недавно: его, например, можно увидеть в фильме «Девятаев» и в сериале «Выжившие». В «Вертинском» актер, изображавший раньше преимущественно простых парней, нежен, трогателен, невозможно обаятелен, благороден душой – не влюбиться в него невозможно. Впереди – путешествие вместе с героем по страшному веку.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".