22 ноября 2024
USD 100.68 +0.46 EUR 106.08 +0.27
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Движущая сила тока
автомобили Автомобили электромобили

Движущая сила тока

Россия неизбежно пересядет на электромобили

Безуглеродное будущее уже наступило. Мы просто пока не можем это осознать. Давайте оглянемся назад. С появлением первого персонального компьютера жизнь изменилась навсегда: быстро и неумолимо PC превратился из чуда имени Стива Джобса в атрибут каждого дома. То же самое происходит сейчас в сфере транспорта.

Электромобиль на зарядной станции

©vk/tok_box

Точка невозврата для развития электротранспорта уже пройдена. Евросоюз намерен перейти к нулевому углеродному следу к 2050 году. В июле Еврокомиссия приняла план по защите климата и экологии, предусматривающий полный переход на электромобили к 2035 году. Аналитики международной аудиторско-консалтинговой компании EY ожидают, что уже к 2033 году продажи электромобилей превысят продажи машин с двигателем внутреннего сгорания. Последних, по прогнозам, к 2045 году на рынке останется менее одного процента.

Скептики, а может быть, просто реалисты, считают, что эра автомобилей с ДВС продлится больше. Впереди множество обстоятельств, которые могут ускорить и, наоборот, замедлить переход на электротранспорт. Наверное, главное опасение, вокруг которого ломают копья экологи и чиновники: насколько действительно «зеленым» окажется электрическое «топливо». Всем известны карикатуры, на которых изображен дымный дизелек в какой-нибудь австралийской пустыне, питающий электричеством новенькую «Теслу».

Действительно, объем выбросов от использования электрических машин зависит от того, на какие источники энергии полагается энергосистема страны и в какое время суток жители заряжают автомобили. Но проведенное в 2021 году исследование показало, что в большинстве стран электромобиль позволяет снизить выбросы более чем на 60% бензинового аналога, а в наиболее развитых странах (Швейцария, Норвегия, Франция, Швеция и Австрия) снижение выбросов превышает 90%.

Конечно, из любого правила есть исключения, и в двух странах Европы, Польше и Косове, электрогенерация менее эффективна, из-за чего переход на электромобили в моменте увеличит суммарные вредные выбросы. Однако не следует забывать, что электростанции удалены от людей, а выхлопами бензиновых и дизельных автомобилей мы дышим каждый день.

Конечно, электромобили не единственная «зеленая» технология, и уверенно можно утверждать, что «электрического» концлагеря не будет. В качестве «зеленой» альтернативы есть перспективы у транспорта на водороде, который даже больше подходит для крупнотоннажных автомобильных перевозок. Поэтому, скорее всего, мир пойдет по сбалансированному пути энергоперехода.

Тем не менее электромобили – наиболее проработанный и перспективный вид транспорта будущего. Да и настоящего тоже. Еще несколько лет назад казалось, что Россия будет противиться этому пути: страна слишком богата углеродным сырьем. Но вот сначала появляется стратегия развития нефтехимической отрасли, и государство декларирует курс на экспорт не сырья, а продукции с добавленной стоимостью. А в августе премьер-министр Михаил Мишустин утвердил концепцию развития электротранспорта в России до 2030 года. Она должна быть реализована в два этапа: с 2021 по 2024 и с 2025 по 2030 годы. К концу первого этапа планируется произвести не менее 25 тыс. электромобилей и запустить в работу 9400 зарядных станций по всей стране. А к 2030 году каждый 10-й автомобиль, который выходит на рынок, должен быть электрическим. Число электрозаправок вырастет как минимум до 72 тыс.

Для России открылось окно возможностей. Отстанем сейчас, отстанем навсегда. В стране есть автомобильная промышленность и есть избыточная энергия. Одно из глобальных опасений по поводу внедрения электротранспорта заключается в том, что в один прекрасный момент может наступить дефицит энергоресурсов. В России этих проблем нет: электроэнергия производится с избытком и из разных источников.

В конце концов, одна из богатейших стран мира по количеству углеродного сырья – Норвегия уже стала лидером по эксплуатации электромобилей. Стоимость владения электромобилем в Европе сегодня ниже, чем обслуживание автомобиля с ДВС.

Так что аргументы о том, что Россия в силу своего менталитета, сырьевой ориентированности и географического положения пойдет другим путем, несостоятельны. Страна уже приняла концепцию развития отрасли.

Новосибирск. Как в Норвегии, но суровее

Российский Новосибирск – это не совсем Норвегия. Но сравнение вполне корректно. Здесь тоже холодно и, как правило, холодно дольше. Конечно, можно отыскать в России регионы, где условия еще суровее. Но Новосибирск – это хороший плацдарм, для того чтобы на деле проверить, как покажут себя электромобили и как сработает инфраструктура в условиях жесткого климата, больших расстояний и стрессового трафика мегаполиса.

Несколько лет назад один из игроков нового рынка – сеть ТОК ВОХ, начала свое развитие в Новосибирске. В рамках пилотного проекта в городе установили 30 зарядных станций российских производителей (ПСС, «Парус», «Икстроник») и иностранных поставщиков (Schneider Electric и Enel X). Благодаря континентальному климату Новосибирска сеть успешно протестировала станции и в условиях экстремального холода зимой, и во время знойного лета.

Уже через год после появления станций TOK BOX в Новосибирске продажи электромобилей выросли в шесть раз. Потенциальные владельцы, увидев появление инфраструктуры, перестали бояться приобретать электрокары. Возможно, в абсолютных цифрах парк электроавтомобилей пока не выглядит столь впечатляющим, как, например, в той же Норвегии. Но важен качественный скачок: за рулем таких машин уже не только состоятельные радетели за экологию или модные трендсеттеры. Сеть пиццерий «Папа Джонс» (которая входит в тройку крупнейших поставщиков пиццы в мире) посчитала образовавшуюся в Новосибирске инфраструктуру достаточной для своих нужд и пересадила курьеров по доставке пиццы на электромобили.

«Эксплуатация электротранспорта в несколько раз дешевле, чем машин на привычном нам топливе, даже при сегодняшних немаленьких тарифах на электроэнергию», – рассказывал местной прессе учредитель сети пиццерий «Папа Джонс» Алексей Чикунов.

Преимущества электротранспорта становятся особенно заметны на длинной дистанции. С каждым годом суммируются деньги, которые не потрачены на традиционное топливо, ТО также намного дешевле. Бизнес в этом смысле трудно обвинить в следовании веяниям моды – бизнес прагматичен и хорошо сводит дебет с кредитом.

Путь перехода к новым видам энергии может оказаться не совсем таким, как мы его представляем сейчас. Возможно, он и вовсе станет совсем не таким. Вероятны как приятные, так и неприятные неожиданности. Например, может произойти качественный скачок в емкости аккумуляторов: целые научные институты, страны и корпорации вкладывают миллиарды долларов именно в эти разработки. Но вполне реальны и разного рода «черные лебеди»: страны, обладающие сырьем для производства элементов питания, могут по экономическим или политическим причинам ограничить доступ к ресурсам или взвинтить цены. Вариантов неисчислимое множество, но вектор развития уже не остановить. Осознав неоспоримую ценность сохранения окружающей среды, человечество неумолимо движется к энергопереходу и постуглеродному миру. И электротранспорт пока самый реалистичный и проработанный путь в этом направлении.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".