26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2003 года: "Игра без правил"

Архивная публикация 2003 года: "Игра без правил"

На вызов, брошенный Америкой, ОПЕК пока дает мягкий ответ. Россия готовится к новому лавированию.Организация стран--экспортеров нефти (ОПЕК) снижает добычу на 2 млн. баррелей в день (7% от нынешнего уровня) -- до 25,4 млн. баррелей. Этого решения от внеочередной сессии ОПЕК ждали, и оно состоялось.
Логика очевидна. Ужесточить квотирование экспортных поставок в рамках ОПЕК -- значит на какой-то период запереть нефтяные цены в коридоре картеля ($22--28 долл. за баррель), оставить все как есть -- согласиться с ростом предложения главного горючего со стороны России и американских оккупационных властей в Ираке, а следовательно, с неопределенными перспективами. Неудивительно, что ОПЕК разыграла иракскую карту: решение не принимать в Вене представителей Багдада ударило и по самоназначенному мэру иракской столицы Зубейди, и по главе временной оккупационной администрации генералу Гарнеру.
Мировой рынок нефти -- игра со множеством неочевидных правил. Выбор в ней хода, причем такого, который в состоянии повлиять на исход игры, -- дело всегда сложное. В ОПЕК явно происходят тектонические сдвиги: угроза большой иракской нефти под контролем США уже сплотила Иран и Саудовскую Аравию. Нынешний генеральный секретарь ОПЕК Альваро Сильва Кальдерон, проводящий сбытовую политику в тесном взаимодействии с администрацией США, более не востребован. Практически согласованная в Вене для выдвижения на пост генсека картеля кандидатура Нади Неджада Хоссениана, заместителя министра нефти Ирана, -- это явный (и недружественный) ответ политике Соединенных Штатов.
Под угрозой национальной безопасности (по оценке Международного энергетического агентства, к 2015 году доля импортируемой нефти во внутреннем потреблении США должна составить более 2/3) американская администрация последовательно меняла правила игры на нефтяном рынке. Энергетическая стратегия, разработанная два года назад специальной рабочей группой под руководством вице-президента Ричарда Чейни, предполагает решение трех глобальных задач: ослабление позиций Саудовской Аравии; создание зависимых от США сырьевых доноров; диверсификацию маршрутов транспортировки. Первая и вторая задачи в значительной степени решены установлением контроля над Ираком. Третья интенсивно решается, несмотря на большие проблемы, связанные с экономической неэффективностью проектов, которые лоббирует на Украине и в Каспийском регионе главный американский энергетический дипломат Стивен Манн. В результате США делают один удачный ход за другим и выигрывают партию. Очевидно, ОПЕК наконец решила отреагировать -- пока мягко, но вполне определенно.
США пока не готовы к откровенному диктату на нефтяном рынке. Между тем в борьбу с осью зла кольцо ОПЕК никак не вписывается, и именно поэтому США заинтересованы в относительно стабильных позициях России в нефтяной геополитике (кроме контроля над транзитом, конечно).
Так что Россию вновь ожидает лавирование. Предстоит продемонстрировать нашу готовность к поставкам на рынок США (не забывая о том, что маршрут к Тихому океану с ответвлением в Китай намного более эффективен) и вообще к увеличению экспорта, тем более что технологически рост нефтяной отрасли уже не остановить. Когда предложение на рынке резко возрастет (а это неизбежно уже через несколько месяцев), придется проявить виртуальную солидарность и с ОПЕК. Полностью, впрочем, картелю доверять нельзя: он традиционно не выполняет взятых на себя обязательств. Достаточно вспомнить, как в январе 2002 года, в период провальных цен, государства--члены ОПЕК сократили производство всего на 640 тыс. баррелей в день -- менее половины из обещанных 1,5 млн.
Итак, США или ОПЕК? Главное -- не оказаться перед проблемой окончательного выбора, сохранить свободу маневра. "Война -- против наших врагов, мир -- против наших друзей", -- говорил де Голль. Лучше не скажешь.

На вызов, брошенный Америкой, ОПЕК пока дает мягкий ответ. Россия готовится к новому лавированию.Организация стран--экспортеров нефти (ОПЕК) снижает добычу на 2 млн. баррелей в день (7% от нынешнего уровня) -- до 25,4 млн. баррелей. Этого решения от внеочередной сессии ОПЕК ждали, и оно состоялось.

Логика очевидна. Ужесточить квотирование экспортных поставок в рамках ОПЕК -- значит на какой-то период запереть нефтяные цены в коридоре картеля ($22--28 долл. за баррель), оставить все как есть -- согласиться с ростом предложения главного горючего со стороны России и американских оккупационных властей в Ираке, а следовательно, с неопределенными перспективами. Неудивительно, что ОПЕК разыграла иракскую карту: решение не принимать в Вене представителей Багдада ударило и по самоназначенному мэру иракской столицы Зубейди, и по главе временной оккупационной администрации генералу Гарнеру.

Мировой рынок нефти -- игра со множеством неочевидных правил. Выбор в ней хода, причем такого, который в состоянии повлиять на исход игры, -- дело всегда сложное. В ОПЕК явно происходят тектонические сдвиги: угроза большой иракской нефти под контролем США уже сплотила Иран и Саудовскую Аравию. Нынешний генеральный секретарь ОПЕК Альваро Сильва Кальдерон, проводящий сбытовую политику в тесном взаимодействии с администрацией США, более не востребован. Практически согласованная в Вене для выдвижения на пост генсека картеля кандидатура Нади Неджада Хоссениана, заместителя министра нефти Ирана, -- это явный (и недружественный) ответ политике Соединенных Штатов.

Под угрозой национальной безопасности (по оценке Международного энергетического агентства, к 2015 году доля импортируемой нефти во внутреннем потреблении США должна составить более 2/3) американская администрация последовательно меняла правила игры на нефтяном рынке. Энергетическая стратегия, разработанная два года назад специальной рабочей группой под руководством вице-президента Ричарда Чейни, предполагает решение трех глобальных задач: ослабление позиций Саудовской Аравии; создание зависимых от США сырьевых доноров; диверсификацию маршрутов транспортировки. Первая и вторая задачи в значительной степени решены установлением контроля над Ираком. Третья интенсивно решается, несмотря на большие проблемы, связанные с экономической неэффективностью проектов, которые лоббирует на Украине и в Каспийском регионе главный американский энергетический дипломат Стивен Манн. В результате США делают один удачный ход за другим и выигрывают партию. Очевидно, ОПЕК наконец решила отреагировать -- пока мягко, но вполне определенно.

США пока не готовы к откровенному диктату на нефтяном рынке. Между тем в борьбу с осью зла кольцо ОПЕК никак не вписывается, и именно поэтому США заинтересованы в относительно стабильных позициях России в нефтяной геополитике (кроме контроля над транзитом, конечно).

Так что Россию вновь ожидает лавирование. Предстоит продемонстрировать нашу готовность к поставкам на рынок США (не забывая о том, что маршрут к Тихому океану с ответвлением в Китай намного более эффективен) и вообще к увеличению экспорта, тем более что технологически рост нефтяной отрасли уже не остановить. Когда предложение на рынке резко возрастет (а это неизбежно уже через несколько месяцев), придется проявить виртуальную солидарность и с ОПЕК. Полностью, впрочем, картелю доверять нельзя: он традиционно не выполняет взятых на себя обязательств. Достаточно вспомнить, как в январе 2002 года, в период провальных цен, государства--члены ОПЕК сократили производство всего на 640 тыс. баррелей в день -- менее половины из обещанных 1,5 млн.

Итак, США или ОПЕК? Главное -- не оказаться перед проблемой окончательного выбора, сохранить свободу маневра. "Война -- против наших врагов, мир -- против наших друзей", -- говорил де Голль. Лучше не скажешь.

ДМИТРИЙ ОРЛОВ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».