Наверх
28 сентября 2021

Крутящий налоговый момент: автомобиль в России не роскошь, а средство пополнения бюджета

Если размер колес вашего авто больше 18 дюймов, готовьтесь к повышенной ставке

©Shutterstock/FOTODOM

Буквально как гром среди ясного неба прозвучало недавнее предложение МВД сделать техосмотр для легковых автомобилей добровольным. И, чтобы стимулировать автовладельцев на прохождение ТО, руководитель ГИБДД России Михаил Черников предложил для них сделать серьезную скидку на уплату транспортного налога. Надо сказать, предложения по отмене транспортного налога в последние годы поступают от депутатов и общественников регулярно, но пока безрезультатно. Хотят изменить и правила взимания налога на роскошь, который есть разновидность транспортного налога. Так чего же нам ждать?

Привет от Генри Форда

Итак, что же такое транспортный налог? Понятно, что это налог, который собирают с владельцев зарегистрированных транспортных средств. Транспортный налог впервые появился в США в 1908 году, практически сразу после появления первого массового автомобиля – Ford Model T. И собранные средства направляли на ремонт и строительство автодорог. Кстати, исчислялся налог от количества купленного бензина. Ведь мощность у всех автомобилей Model Т была одинаковой.

В современной России дорожный налог был введен в 1991 году (закон «О дорожных фондах в Российской Федерации»). Средства, полученные от сборов с автовладельцев, тоже шли исключительно на содержание, ремонт и реконструкцию автодорог. Спустя 10 лет дорожные фонды ликвидировали, а дорожный налог переименовали в транспортный. Собранные деньги просто отправляли в бюджет, чтобы… использовать на самые разные цели. Наверное, благие, только для дорог тогда случилось «потерянное десятилетие». Поэтому спустя еще десять лет дорожные фонды снова восстановили. И транспортный налог тоже, но право устанавливать ставки передали регионам. Так же, как и самые разные налоговые льготы.

Транспортный налог в 2021 году: что нужно знать

Федеральное законодательство (см. Налоговый кодекс РФ, гл. 28) устанавливает лишь базовые ставки сборов в зависимости от мощности мотора. И эти ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в десять раз. Кроме того, региональные власти могут устанавливать дифференцированные налоговые ставки в отношении каждой категории транспортных средств, их владельцев, а также с учетом срока полезного использования машин (темпов амортизации).

Например, базовая ставка на авто мощностью до 100 л. с. составляет 2,5 рубля (за каждую силу). Если двигатель мощнее 250 л. с., то за каждую «лошадку» придется заплатить уже 15 рублей. Это в теории, то есть в федеральном законе. Но регион может увеличить сбор либо его уменьшить (как правило, большинство регионов давно собирают налоги по верхней возможной ставке). А то и вовсе отменить для некоторых автомобилей или категорий граждан.

Практически во всех регионах, например, освобождены от уплаты налогов автомобили, принадлежащие инвалидам и многодетным семьям, ветеранам Великой Отечественной войны. Но регионы могут вводить и свои, оригинальные льготы. Так, в Москве обнулен транспортный налог для владельцев автомобилей мощностью до 70 л. с., а также электромобилей, в Курской области разрешается вообще не платить налог за любые отечественные автомобили мощностью до 100 л. с. (а также за автомобили марок ЗАЗ и ЛуАЗ). В Новосибирской области льгота в размере 80% распространяется на грузовые автомобили до 150 л. с. В Перми от уплаты налога освобождают родителей на год, когда их сын проходит срочную службу в Российской армии.

Но это еще не всё! Кроме региональных льгот есть и «повышающие коэффициенты». Так, федеральным законом 7 лет назад ввели налог на роскошь. По нему владельцы дорогих автомобилей платят транспортный налог в двойном, а то и в тройном размере.

Владельцы дорогих автомобилей платят транспортный налог в двойном, а то и в тройном размере

Shutterstock/FOTODOM

Налог на 18-дюймовые колеса

Итак, «налог на роскошь» – так принято называть дополнительную плату за обладание дорогим автомобилем (от 3 млн рублей и выше). На самом деле это повышающий коэффициент для транспортного налога. И он одинаковый для всех регионов РФ. Его установила Государственная дума РФ. Причем при определении повышающего коэффициента в расчет берется не мощность автомобиля, а его цена и возраст.

Сколько своих кровных лично вы отдали за машину, никого не интересует. Минпромторг (по закону!) ориентируется на каталожные цены, то есть те, что объявлены производителем для каждой модели и ее модификации. Перечень таких автомобилей ведомство публикует ежегодно с разбивкой по перечисленным выше категориям. Список постоянно растет, вслед за ценами на машины; если 7 лет назад в нем было 200 моделей, то сегодня в нем числится свыше полутора тысяч модификаций «дорогих» моделей. Соответственно, факт покупки автомобиля со скидкой не спасает от повышающего коэффициента.

Перечислены автомобили, попадающие под налог на роскошь в 2021 году

По мнению законодателей, у собственников дорогих автомобилей транспортный налог должен быть больше, чем у владельцев авто экономкласса (в 1,1–3 раза). Роскошь, однако! Когда он впервые появился (в 2014 году), это был налог на действительно люксовые автомобили. В первом списке фигурировали такие марки, как Rolls-Royce, Bentley, Ferrari и другие по-настоящему премиальные марки. В 2021 году перечень включает более 1,5 тысячи позиций.

Как формируется список? Исключительно по стоимости авто – она должна превышать 3 млн рублей. И большинство автомобилей попали в него не из-за своей принадлежности к премиальному классу, а вследствие роста цен. Ведь за 7 лет средняя стоимость в рублях выросла практически вдвое. Например, Porsche Macan в списке 2014 года отсутствовал (и не считался роскошью), поскольку стоил чуть больше 2,5 млн рублей. Сейчас его цена начинается от 4,5 млн руб., и, конечно, кроссовер присутствует в списке Минпромторга.

Чиновники ежегодно (по весне) корректируют перечень. В 2021 году список пополнился моделями, стоимость которых перешагнула через порог в 3 млн руб. При этом в прямом понимании этого слова в категорию «роскошных» эти авто попали исключительно по формальному принципу. Согласитесь, что трудно причислить к «премиуму» такие модели, как Skoda Kodiaq (комплектации Scout, L&K, Sportline), Citroen SpaceTourer (Business Lounge) и Peugeot Traveller (Business), Kia Mohave, Toyota Fortuner, Volkswagen Amarok… Вся их «вина» в том, что цена (в результате изменения курса рубля к доллару и евро) чуть перевалила за 3 млн руб. Я даже придумал свой критерий для роскоши: когда в линейке появляются 18-дюймовые (и больше) колеса – всё, готовь деньги на увеличенный транспортный налог!

Toyota Fortuner

Shutterstock/FOTODOM

Насколько я понимаю, у всех министерств и ведомств есть свой план по сбору разных налогов с граждан, и план каждый год увеличивается. Чиновники Минпромторга тут, видимо, в передовиках: каждый год они предлагают все новые поборы с автомобилистов. В этом году, например, предложили увеличить утилизационный сбор, отменить таможенные льготы по ввозу электромобилей. Хорошо бы на этом фоне поговорить о повышении планки роскоши хотя бы до 5 млн. рублей. В Минпромторге тоже уже с такой инициативой выступали, но ту решение должны принять депутаты – и подкорректировать закон. Хотя бы потому, что под нынешний налог попадает уже каждая десятая проданная новая машина!

Но тут вот что интересно. В аналитическом агентстве «Автостат» решили выяснить, автомобили какой ценовой категории россияне на самом деле считают роскошными. Опросили более 1100 респондентов и поняли, что каждый четвертый участник исследования (это самый популярный ответ) считает роскошью машину стоимостью от 5 млн рублей, а примерно каждый пятый – и вовсе от 10 млн рублей. Вообще свыше 60% опрошенных уверены, что планку надо повышать; с нынешним положением вещей согласны только 14% опрошенных. Беспокоит другое – каждый седьмой (14,1%) респондент уверен, что наличие любого автомобиля – это уже роскошь… Даже «Лады-Гранты».

Предвыборные страсти

Но все-таки, сколько средств получают бюджеты регионов от транспортного налога? В среднем по стране в прошлом году каждый владелец авто уплатил в виде транспортного налога около 3 тыс. рублей. Это в среднем. Я, например, как житель столицы, не имеющий льгот, за свой автомобиль мощностью 150 л. с. заплачу в этом году 5250 рублей. Эти деньги целиком пойдут в региональный дорожный фонд, чтобы затем превратиться в километры нового асфальтового покрытия, мосты, светофоры и т. д. Правда, ко многим регионам у контролирующих органов есть претензии по поводу нецелевого использования денег из дорожных фондов, но это другая история.

Наезд на кошелек: новые способы отъема денег у автомобилистов

В результате в 2019 году все региональные бюджеты собрали транспортные налоги в сумме 175 млрд рублей. Цифра звучит внушительно, но на самом деле это всего 1,6% от всех собранных региональных налогов. И говорят, что налог этот довольно непростой, дорогой для администрирования, и часть денег проходит мимо кассы из-за многочисленных пробелов в базах данных ГИБДД и налоговых служб. Так, по данным опроса, проведенного недавно специалистами «Автостата», 9,9% респондентов (практически каждый десятый) транспортный налог вообще не платят. И если в Москве в 2019 году транспортный налог принес в бюджет 26,3 млрд рублей, то в Кировской области с трудом собрали 1,1 млрд рублей.

В последние годы представители разных партий, общественных движений и депутаты Госдумы неоднократно выступали за повышение планки налога на роскошь, а также за отмену транспортного налога вообще. На моей памяти предложений подобного рода было более двадцати; ежегодно их появляется три-четыре, а то и больше. Причем в пояснительных записках депутаты и иные общественные деятели совершенно справедливо указывают на двойное налогообложение водителей: каждый раз, заливая в бак бензин, автовладельцы платят акциз, а также раз в год обязаны платить транспортный налог.

При этом главная несправедливость транспортного налога в том, что он исчисляется в зависимости от мощности двигателя транспортного средства, а не от срока его эксплуатации и других характеристик. В результате одинаковую сумму могут платить и те, кто проводит за рулем автомобиля по несколько часов ежедневно, и те, кто выезжает на дачу всего несколько раз в год. При этом вред, который приносят дорогам эти автомобили, оценивается в принципиально разных масштабах. А транспортный налог (см. выше) как раз должен идти на ремонт и содержание автодорог.

Но тут надо сделать еще одно отступление в сторону теории. Во многих странах мира в последние годы переходят от уплаты фиксированных сумм транспортного налога к специальным «дорожным» акцизам. Соответственно, никаких «надбавок за роскошь» нет.

Вообще акциз (от лат. accido – обрезаю) – косвенный налог на товары массового потребления внутри страны (в отличие от таможенных платежей, несущих ту же функцию, но на товары, привезенные из-за границы). Причем, как правило, его устанавливают на те товары, которые при местном производстве обходятся чересчур (с точки зрения правительства) дешево. В нашем случае это алкоголь, табак, ювелирные украшения и… топливо для автомобилей. А изъятые средства должны пойти на некие благие цели. Например, акцизы на табачные изделия – на поддержку системы здравоохранения, а дорожные – на ремонт и строительство автотрасс. Поэтому в 2009 году правительство решило возродить дорожные фонды и ввести специальные акцизы в стоимость каждого литра бензина или солярки, проданных на АЗС.

Со времен первых автомобилей Форда основная цель транспортного налога – ремонт автодорог

Shutterstock/FOTODOM

Причем по объявленному тогда плану ежегодно акциз должен был увеличиваться, но зато через три года нам пообещали полностью отменить транспортный налог как несправедливый. И теперь те, кто ездит много, будут, соответственно, вносить изрядные суммы в дорожные фонды. Которые потом превратятся в километры новых дорог и т. д.

Итак, прошло десять лет. Акциз в стоимости каждого литра бензина или дизельного топлива сегодня уже составляет 10–11 рублей, то есть примерно 20% от цены. С момента введения он увеличивался в среднем на один рубль в год. По планам правительства как минимум дважды за два ближайших года акциз собирались повысить еще на рубль. Но, кажется, вмешалась пандемия, и повышение акцизных сборов пока отложили. А еще все время «воду мутят» разные депутаты, которые напоминают об обещании десятилетней давности отменить нелюбимый налог.

Проект закона о налоге на роскошь не поддержали в правительстве

Только вот, правительство России, причем в тех же выражениях, что и год назад, совершенно предсказуемо не поддерживает их инициативы. Формулировка примерно такая: «Это может привести к сокращению значительной части соответствующих бюджетов». И далее даже приводятся расчеты: минус 100 млрд, 150 млрд, 160 млрд… И всё.

Примечательно, что о появлении подобных отзывов заранее знают все: и чиновники, и эксперты, и сами депутаты. Скорее всего, они и проекты подобные пишут лишь для того, чтобы привлечь внимание общества к явной несправедливости в сфере налогообложения (это во-первых) и к собственной персоне (в-главных). Тем более что впереди выборы! А существующая коллизия с транспортным налогом, на мой взгляд, разрешения не имеет.

Потому что, если просто так отменить транспортный налог – значит, лишить Кировскую область миллиарда рублей, который пойдет на ремонт хоть нескольких важных дорог и мостов. Нужно, конечно, много больше, но где их взять? Добавить еще несколько рублей в виде акцизов в цене бензина в качестве возмещения выпадающих доходов? Сколько? Нельзя повышать цену топлива до бесконечности в небогатой, пусть и нефтедобывающей стране. Ведь в цене любого товара примерно 12% – это стоимость топлива, необходимого для его доставки. Сколько еще надо (и можно) добавить, чтобы были и овцы целы, и волки сыты?

А вот в случае с «налогом на роскошь», как мне кажется, давно созрели перемены. Как минимум надо поднять нижнюю планку до, скажем, 5 млн рублей. Ну что роскошного в Citroen SpaceTourer или Peugeot Traveller? Отличные минивэны для бизнеса или для большой семьи… А по-хорошему можно и вовсе этот налог отменить, потому что носит он лишь показательно-политический характер. Типа «мы строим социальное государство, и поэтому богатые должны платить больше налогов, которые пойдут потом на помощь бедным». Звучит, конечно, красиво, но к реальной экономике этот сбор отношения не имеет. Во-первых, налог этот считается очень тяжело администрируемым – затраты на сборы часто превышают сами сборы. Во-вторых, известно много способов его обойти (не буду рассказывать во избежание конфликтов с налоговыми службами). Поэтому от подобного налога, например, отказались во Франции и многих других европейских странах (там ввели налоги в зависимости от экологического класса машины, а не цены).

Но мы, похоже, идем своим путем. Главное, как говорили в советские времена, обеспечить «план по валу». Или «вал по плану»? Уже точно не помню, но в этом случае важен результат: собрать побольше денег с граждан в бюджет. А для этого все средства хороши; можно и «Ладу-Гранту» объявить роскошью.

Читать полностью (время чтения 9 минут )
Избранные статьи в telegram-канале ProfileJournal
Больше интересного на канале Дзен-Профиль
Самое читаемое
28.09.2021
27.09.2021