28 марта 2024
USD 92.59 +0.02 EUR 100.27 -0.14
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Что Минтруд на душу положит: почему россиян оставили без потребительской корзины
базовый доход МРОТ Экономика

Что Минтруд на душу положит: почему россиян оставили без потребительской корзины

Росстат сообщил, что в апреле продовольственная инфляция составила 0,75%. Таким образом, с начала года цены на продукты питания выросли уже на 3,85%. При этом только за апрель яйца подорожали на 6,8%, сахар – на 1,88%, свекла – на 20,1%, морковь – на 9,6%, капуста и картофель – на 8,5% и 7,2% соответственно. Еще недавно это неизбежно повлекло бы пересчет стоимости потребительской корзины (ПК), а потом и корректировку прожиточного минимума (ПМ). Однако с 1 января 2021 года в этой сфере многое изменилось, и чиновникам нет надобности проводить ежеквартальную калькуляцию цен на товары и услуги, уточняя стоимость ПК.

©Shutterstock/Fotodom

Более того, не все нормативные акты успели принять. Не так давно Минтруд подготовил проект методики расчета прожиточного минимума для субъектов Федерации. В ведомстве предлагают впредь определять искомый показатель путем умножения размера всероссийского прожиточного минимума на коэффициент региональной дифференциации. Этому предшествовала другая новация министерства, связанная с упразднением потребительской корзины. С точки зрения чиновников, здесь все логично – коль скоро решено изменить алгоритмы оценки прожиточного минимума, в основе которой как раз и были показатели потребительской корзины, то она больше не понадобится.

Реформу инициировали с целью искоренения бедности. Задача более чем актуальна, если вспомнить, что в настоящее время в России почти 20 млн человек живут за чертой бедности. Ежегодное повышение регионального прожиточного минимума, так же, как и федерального, в будущем должно обеспечиваться ростом среднедушевого медианного дохода, уточняет пресс-служба Минтруда. Законодательно собираются закрепить обязательный – не реже одного раза в пять лет – пересмотр соотношения федерального прожиточного минимума с медианным доходом. Это позволит при любых изменениях социально-экономической ситуации в стране обеспечивать стабильный рост одного из ключевых показателей.

Бедность на пороге: cколько россиян нуждаются в деньгах на самом деле, и на чем они экономят

Любопытно, что в российском законодательстве понятие «бедность» отсутствует. Однако существует международное определение этого явления, согласно которому бедность – характеристика экономического положения индивидуума или социальной группы, имеющих доходы ниже прожиточного минимума. В экономике понятие «бедность» неразрывности связано с уровнем жизни. В его основе – потребительская корзина и прожиточный минимум. Получается, что современная Россия, вводящая медианный доход, отказывается от общепризнанных принципов.

Необходимость в этом давно назрела. Стоит напомнить, что потребительская корзина – это набор конкретных товаров и услуг, характеризующий уровень и структуру потребления граждан и домохозяйств. В ценовом выражении структура российской ПК до 2021 года состояла из продуктов питания (50%) и непродовольственных товаров и услуг (50%). Всего – 156 позиций. При этом параллельно существовала не одна, а три корзины. Одна – для трудоспособного населения, вторая – для пенсионеров, третья – для детей. Этим дифференциация ПК не ограничивалась. Территория России по климату разделена на десять зон, в каждой из которых утверждены свои нормы потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг. Неудивительно, что стоимость ПК в разных регионах всегда была разной. Разрыв мог быть достаточно ощутимым. Например, в 2020 году в Свердловской области средняя стоимость корзины составляла 9 тыс. руб., а в Москве – 14,4 тыс. руб.

Международная практика формирования потребительской корзины имеет национальные особенности, которые определяются уровнем экономического развития конкретной страны и доходами населения. В США, например, при расчете используется 300 позиций, кроме того, учитывается специфика каждого штата. В Германии в корзине 475 показателей, а во Франции – 500. Может сложиться превратное впечатление, что в развитых странах оценивают не минимальные потребности человека в «хлебе насущном», а просто с жиру бесятся. В потребительских корзинах на Западе, например, учитывают даже расходы на такси, вино и рестораны, корма для домашних животных, услуги салонов красоты и т.п.

Впрочем, несовершенство российской корзины определялось не только ограниченным перечнем товаров и услуг. Российская система оказалась оторванной от жизненных реалий. В частности, стоимость продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг по старинке указывалась по минимальным ценам, о которых в регионах давно забыли.

Вместо того, чтобы попытаться как-то подлатать потребительскую корзину, власти пошли на радикальный шаг – вообще упразднили ее. Произошло это, можно сказать, естественным путем. Федеральный закон, принятый в декабре 2012 года, «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» (227-ФЗ) действовал по 31 декабря 2020-го. Поскольку новый не приняли, то теперь корзины в нашей стране официально не существует.

В результате меняется методика расчета другого важного показателя – прожиточного минимума. Под этим определением следует понимать социальный стандарт, на основании которого и составляется шкала бедности. Прожиточный минимум дифференцирован как по регионам, так и по социально-демографическим группам: трудоспособное население, пенсионеры, дети. Его используют при расчете социальных выплат, пенсий и пособий.

Оторвались от земли: почему данные Росстата не отражают реальность о доходах населения

В конце 2020 года в закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», действовавший с октября 1997-го, внесли изменения. По новым правилам, прожиточный минимум в России должен определяться в процентном соотношении к величине медианного среднедушевого дохода. На ближайшие пять лет данное соотношение установлено на уровне 44,2%. Регионам, как и раньше, делегированы полномочия самостоятельно рассчитывать размеры ПМ. Сохранена и дифференциация расчета для социальных групп. Предусмотрено применение коэффициентов: для трудоспособного населения – 109%, для пенсионеров – 86%, для детей – 97%.

Помимо этого, с 2021-го по 2025 год включительно действует переходный период. Он необходим для «обкатки» территориями новой методики. Как было сказано выше, для расчета прожиточного минимума решено применять медианный доход. Так называется показатель, относительно которого у одной половины населения доход выше, а у другой половины ниже среднедушевого дохода в целом по стране. Актуализировать прожиточный минимум будут раз в год, а не ежеквартально, как было прежде. Правила расчета подлежат корректировке не реже одного раза в пять лет. Причем по новой методике ПМ может только увеличиваться, тогда как по старым правилам его можно было и уменьшать.

Произошли изменения и в порядке расчета минимального размера оплаты труда (МРОТ). Раньше за основу брали прожиточный минимум, который зависел от стоимости потребительской корзины. Сейчас МРОТ высчитывают от медианной заработной платы. В этом году он не может быть ниже 42% данного показателя. В дальнейшем соотношение минимальной и медианной зарплат не реже одного раза в пять лет будут пересматривать. В результате выиграют власти регионов и федеральное правительство. Армию чиновников избавят от сизифова труда – мониторинга потребительских цен и перманентного пересчета стоимости потребительских корзин для различных категорий населения.

У граждан есть свой интерес. Поскольку все пособия в РФ привязаны к прожиточному минимуму, то повышение медианной зарплаты, гарантирующее рост ПМ, обеспечит стабильное увеличение размера социальных выплат. Например, должны расти пособия на детей в возрасте до 3 лет (размер пособия составляет один прожиточный минимум), на детей от 3 до 7 лет (размер пособия – 50% от регионального прожиточного минимума ребенка).

Выгадают и другие категории населения, нуждающиеся в поддержке со стороны государства. В частности, автоматически начнут повышаться субсидии на оплату услуг ЖКХ. Размер этих выплат зависит от величины среднедушевого дохода семьи и прожиточного минимума в регионе.

По тем же основаниям следует ожидать увеличения размера пособий малоимущим семьям, стандартных налоговых вычетов на детей, финансирования бесплатного питания в школьных столовых, доплат к пенсиям – по потере кормильца, инвалидности и по старости. Все это, что называется, в активе, однако возможен и пассив в виде негативных последствий. Так, при расчетах медианного дохода теперь должны учитываться доходы всех слоев населения, то есть фактически выводится «средняя температура по больнице». Между тем возможности для повышения зарплат и пенсий, социальных выплат не везде одинаковые.

Следует ожидать роста неплановой нагрузки на консолидированные бюджеты регионов и бизнес, что поставит их в сложное положение. Дебет элементарно не сойдется с кредитом, и у местных властей денег на индексацию зарплат работникам бюджетной сферы не найдется. В связи с этим нельзя исключать, что придется подключаться федеральному центру, направляя в дотационные регионы дополнительные финансовые ресурсы и трансферты.

Особенно остро проблема станет перед малым и средним бизнесом (МСБ). Во время пандемии многим предприятиям и организациям этой категории пришлось существенно снизить зарплаты сотрудникам. В противном случае они вообще бы разорились и ушли с рынка. Реалии таковы, что значительное число субъектов МСБ до сих пор не смогли восстановиться до докризисного уровня. И ожидать быстрого изменения ситуации к лучшему не приходится. Поэтому малый и средний бизнес, наверное, в ближайшие пару лет объективно останется не способен повышать оплату труда наемным работникам вслед за ростом МРОТ.

Автор – преподаватель кафедры финансовых дисциплин Высшей школы управления финансами

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».

Реклама
Реклама
Реклама