29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Ольга Филипенкова: "За последние годы изменились экономика и культурные коды туризма в России"
внутренний туризм Экономика

Ольга Филипенкова: "За последние годы изменились экономика и культурные коды туризма в России"

За последние годы произошла резкая смена приоритетов россиян при организации отдыха. Большую популярность приобрел внутренний туризм. Насколько отечественная индустрия гостеприимства готова удовлетворять растущий спрос – об этом корреспонденту «Профиля» рассказала директор по развитию Курорта Красная Поляна, член экспертного совета Государственной Думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Ольга Филипенкова.

член экспертного совета Государственной Думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Ольга Филипенкова

Директор по развитию Курорта Красная Поляна, член экспертного совета Государственной Думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Ольга Филипенкова

©Пресс-служба Курорта Красная Поляна

- Ольга, сейчас Минэкономики готовит законопроект по развитии туризма в России. Какие проблемы отрасли, на ваш взгляд, должен решить новый закон?

- Прежде всего туристической отрасли нужен документ, причем регламентирующий не только деятельность туроператоров и туристических агентств, но и всех участников рынка. Все предыдущие нормативные правовые акты принимались главным образом с целью регулирования выездного туризма.

Все что касается внутренних туристических продуктов пока находится в компетенции разных ведомств. Говорим «агро» – значит идем в Минсельхоз, ремесла, музеи – это в Минкультуры. Между тем туризм в России за последние четыре года стал совершенно другим. Изменились структура, экономика, культурные коды, появился национальный проект с целевыми показателями.

В этой реальности, в условиях сокращения выездного туристического потока и взрывного роста спроса на путешествия по стране, требуются понятные и необременительные для бизнеса правила работы. В частности, сертификация маршрутов, легализация объектов размещения, но правового фундамента в настоящий момент нет.

Новый закон должен обеспечить комплексный подход к развитию туристической отрасли РФ, дать четкие определения набирающим популярность видам туризма – агротуризму, экотуризму и т.д. Так же мы ждем, что в документе будут отражены и меры господдержки отрасли, алгоритмы реализации проектов в рамках частно-государственного партнерства.

- Насколько интересны бизнесу инвестиции в проекты, связанные с зеленой повесткой, – агротуризм, экотуризм?

- Очевидно, что существует колоссальный запрос на такую повестку. Социологическое исследование выявило такие развивающиеся туристические коды, как паломничество к природе, органик-курорт, роскошь нетронутой природы, отдых рядом с миром животных. Туристы возвращаются к истокам, но при этом палатки и костры далеко не всех устраивают. Для курортов и территорий экотропы, усадьбы, глэмпинги, фермы – это все новые точки притяжения. А для инвесторов – возможность реализовать проекты с быстрой окупаемостью и быстрый запуск идей.

- В каких мерах господдержки нуждаются частные инвесторы, готовые участвовать в создании новых курортов, ориентированных на экотуризм?

- Меры поддержки должны быть одинаковыми для всех новых курортов, не только ориентированных на экотуризм. До 2030 года государство собирается реализовать масштабные проекты – 15 новых морских курортов в расчете на турпоток 10 млн человек в год, что можно сравнить с развитием туризма в ОАЭ.

И это все проекты в рамках государственно-частного партнерства. От властей требуется обеспечить инвесторам комфортные условия для строительства курортов, особенно на старте. Это подразумевает создание обеспечивающей инфраструктуры, такой как энергетика, газификация и транспортная доступность.

А еще – минимальные административные барьеры, налоговые льготы по налогу на прибыль, налогу на имущество, налогу на землю и транспорт. Также сегодня актуальны таможенные преференции, учитывая нарушенные санкциями логистические цепочки для импорта. Плюс – особые условия, связанные с арендой и выкупом земельных участков.

- Применительно к Кавказу – каким, на ваш взгляд, экологическим стандартам и набору услуг должен отвечать современный курорт?

- Речь не только о Кавказе, а о всех территориях, куда приходит туризм. Это – сохранение природного и культурного наследия, стандарт «зеленых» отелей и некапитальных средств размещения (глэмпинги, кемпинги, палаточные лагеря).

Значение приобретает и отечественная система экологической маркировки продуктов питания (органических, фермерских). Все это очень важно, когда речь идет о комплексном развитии территории и создании туристско-рекреационных кластеров, которые будут оказывать ощутимый мультипликативный эффект на экономику территорий.

- Курорту Красная Поляна досталось олимпийское наследие – современная транспортная и энергетическая инфраструктура, созданная при активном участии государства. Насколько частно-государственное партнерство важно для реализации новых проектов?

- После Олимпиады-2014 в России стал активно развиваться внутренний туризм, начали появляться новые современные курорты. Их развитие осуществлялось на основе двух альтернативных подходов. На Северном Кавказе была применена европейская модель. Государство сформировало туристический аттрактор – комплекс объектов горнолыжной инфраструктуры, и содействовало созданию вокруг них площадок для частных инвестиций. Это, например, путь развития таких курортов, как «Архыз» и «Домбай». Альтернативный вариант – туристические кластеры строит, а в дальнейшем управляет ими крупный бизнес. Инвестор задает требования градостроительной среде, формирует архитектурный код и единые стандарты сервиса, подбирает и обучает персонал. По сути, такой курорт – мини-город с полным набором туристических и городских услуг, соответствующих международным стандартам. Это называется модель интегрированного курорта и мы пошли этим путем. У нас объектами горнолыжной инфраструктуры, отелями и сервисами управляет единая управляющая компания. Сейчас все крупные кластерные проекты стремятся развиваться по этому принципу. Государство обеспечивает инфраструктуру, самую расходную и важную часть, а инвесторы – концепцию. Без этого говорить об окупаемости не приходится либо она будет стремиться к десяткам лет.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».

Реклама
Реклама
Реклама