Наверх
2 февраля 2023

Ольга Маремьянина: "Для компаний успех франчайзи сегодня – ключевой показатель"

Ольга Маремьянина

Руководитель направления развития франчайзинга Ольга Маремьянина

©Пресс-служба торговой сети «Пятёрочка»

В условиях кризиса для бизнеса принципиально важно сохранять положительную динамику развития. Для ретейла такие возможности открывают проекты, связанные с франшизой. Как это работает, рассказывает руководитель направления развития франчайзинга торговой сети «Пятёрочка» Ольга Маремьянина.

– Франчайзинг – мировой тренд развития ретейла. Насколько успешно он развивается на российской почве? Есть ли национальные особенности реализации проектов?

– Рост популярности франчайзинга как модели развития российского бизнеса сегодня вполне сопоставим с темпами его развития в ведущих мировых экономиках. И это несмотря на то, что франчайзинг в России появился значительно позднее, чем в Европе и США. По данным Statista Research Development, к концу апреля 2022 года российские франчайзи могли выбрать более чем из 3000 франшиз (прирост 11% с 2021 года). А за последние семь лет их количество и вовсе увеличилось более чем вдвое. Это значит одно: спрос на франшизы однозначно есть и продолжает возрастать.

Одна из основных причин – положительное математическое ожидание от инвестиций. При грамотном выборе отрасли и бренда-партнера выживаемость бизнеса по франшизе в России достигает 90%.

За последние три года и мировая, и российская экономика пережила множество потрясений, поэтому потенциальная устойчивость бизнеса приобретает особое значение. Сейчас не только начинающие предприниматели, но и опытные «рисковые» бизнесмены затягивают пояса и инвестируют только в реальный работающий бизнес.

Какие-то определенные особенности реализации проектов в России выделить сложно. Можно отметить, что российский бизнес, в отличие от зарубежного, намного реже выходит с франшизами в другие страны, в основном ограничиваясь редкими «вылазками» в СНГ. Но это и неудивительно: в США, построенных на идеях коммерции и предпринимательства, франчайзинг успешно развивается уже более 100 лет. В России – начиная с 90-х годов. Поэтому у отечественных компаний все впереди.

– Франчайзинг есть прямой и есть обратный. Какой вариант предпочтительнее для экспансии в регионах?

– Обратная франшиза до сих пор остается редким форматом на российском рынке. Если вы владелец бизнеса, для выбора модели франчайзинга важно понимать, насколько интенсивную экспансию в регионы вы планируете. Если вы сторонник агрессивной экспансии, выбирайте прямую франшизу.

Также в случае, если вы не готовы включать торговую точку партнера в свои операционные процессы и обеспечивать ему всестороннюю поддержку 24/7, сделайте выбор в пользу прямой франшизы. С обратной моделью, которая предполагает кратно большую ответственность за бизнес партнера, процесс открытия франчайзинговых точек будет идти медленнее, но у этой модели есть ряд неоспоримых преимуществ как для бренда, так и для франчайзи.

Объясню на примере нашей компании. Партнер торговой сети не занимается составлением ассортиментной матрицы для своего магазина, поиском поставщиков и общением с ними. Все это, даже ежедневная доставка продуктов до торговой точки франчайзи, ложится на плечи головного бренда. Для него обратная франшиза – способ поддерживать репутацию во всех регионах присутствия, развивать культуру качественного предпринимательства через постоянное обучение и повышение квалификации франчайзи.

– Каковы должны быть критерии и порядок отбора партнеров на местах? Кастинг может полностью исключить ошибки? Ведь на кону репутация бренда.

– Для каждой индустрии и каждой отдельной франшизы набор критериев для выбора потенциальных партнеров будет разным. Существуют франшизы как с низким порогом вхождения, так и с высоким: размер инвестиций и жесткость требований к потенциальному франчайзи у них будут значительно отличаться.

При выборе партнеров мы всегда смотрим на наличие релевантного опыта. К сожалению, продовольственный ретейл – не та отрасль, в которую можно зайти с наскока. Он очень разнообразен, в этом бизнесе почти каждый день сталкиваешься с чем-то новым: с новыми законами, регламентами, санитарно-гигиеническими нормами. Да и в целом важно очень тонко чувствовать отрасль, покупателей, их настроение и желания. Такие умения нарабатываются годами. При этом каждую заявку на франшизу мы рассматриваем в индивидуальном порядке, принимаем во внимание амбициозность, готовность прислушиваться к бренду и строго соблюдать регламент, а также много учиться.

– Как быть с конкуренцией между магазинами одной торговой сети? Часто они расположены чуть ли не в шаге друг от друга. Ретейлеры, продвигающие франчайзинг, так поступают сознательно? Пусть победит сильнейший?

– Для большинства компаний успех франчайзи – ключевой показатель, который в будущем поможет привлечь еще больше потенциальных партнеров. Многие франчайзи при выборе бренда опираются именно на истории успеха, поэтому добросовестные франчайзеры всегда дают рекомендации по выбору локации и не позволяют размещать рядом франчайзинговые и собственные торговые точки, если это напрямую повлияет на прибыль двух точек.

– Федеральным сетям, сделавшим ставку на расширение присутствия в регионах, приходится конкурировать с местными компаниями. Стоит ли задача победить с перспективой поглощения чужого бизнеса через франчайзинг?

– Конечно, выходя в новые регионы, компании неизбежно сталкиваются с местными конкурентами. Но мы воспринимаем франчайзинг как инструмент для развития бизнеса в регионах, для создания здоровой конкуренции и подстегивания местных игроков к дальнейшему развитию, к улучшению сервиса.

К тому же чаще всего франшизы развивают крупные московские или зарубежные компании, которые уже успели вывести и отработать рецепт успеха. Получается, при экспансии в регионы компании делятся с местными предпринимателями своим опытом, тем самым способствуя, опять же, развитию культуры предпринимательства. Рядовые сотрудники также зачастую проходят тренинги и обучение, что помогает в создании пласта квалифицированного персонала. В перспективе приход крупных игроков через франчайзинг может только улучшить экономику в регионе, и это в том числе позитивно скажется на предпринимательском климате и бизнесе всех игроков местного рынка.

Избранные статьи в telegram-канале ProfileJournal
Больше интересного на канале Дзен-Профиль
Метки: бизнес