Наверх
13 июля 2019
USD EUR
Погода

Почему дорогостоящее благоустройство российских городов к ЧМ-2018 обречено на быстрое разрушение

©Роман Пименов / Интерпресс / ТАСС

Помимо стадионов российская заявка на чемпионат мира по футболу состояла из инфраструктурных проектов в регионах. Аэропорты, метро и дороги потребовали более 50% общей сметы – порядка 330 млрд рублей. Эта часть подготовки выглядела убедительным ответом на вопрос о целесообразности проведения мундиаля: когда бы еще в Ростове открыли аэропорт «Платов», в Волгограде – Продольную автомагистраль, а в Санкт-Петербурге продлили зеленую ветку метро?

Но и тут не все прошло гладко. Через пару недель после ЧМ в новых городских объектах обнаружились дефекты: в Волгограде разрушился насыпной склон, нижегородская набережная провалилась под землю, самарская утонула в грязи. Сейчас последствия благоустройства видны еще отчетливее: как известно, оценить качество строительства в России можно после первой зимы. В Сети появляются репортажи блогеров и неравнодушных жителей, с грустью демонстрирующих потрескавшуюся плитку или засохшие деревья и критикующих организаторов ЧМ за «показуху». И ведь такая проблема встречается не только со сданными накануне мундиаля объектами.

Системный абсурд

Все когда-нибудь ломается – это аксиома. Но когда построенное начинает разваливаться через несколько месяцев, раздражение жителей легко понять. Почему так происходит? Суровый климат? Но в Северной Европе давно научились с ним справляться. Не тот менталитет, «особый путь» России? Это и вовсе из разряда мифов. Давайте посмотрим на реальные причины.

Первое – гонка за сроками. В российской политической системе живет традиция сдачи объектов к праздничным датам: День города, выборы, Новый год и так далее. Картинка с перерезанием ленточки оказывается важнее необходимых сроков. В некоторых городах даже придумали термин «техническое открытие»: когда объект еще совсем не готов, но нужно срочно показать «достижения партии». Иногда между «техническим» и реальным открытием проходят месяцы.

Эта ситуация удивительна и абсурдна. Ведь люди видят недочеты и брак после срочных открытий – возникает поток негатива в адрес властей, падает доверие к ним. Но это не мешает повторять те же самые управленческие ошибки в будущем.

Второе – система тендеров и бюрократия. Сделать что-либо хорошее в городе очень сложно из-за антикоррупционных законов: как правило, выбор подрядчика основан лишь на цене. Сложно требовать качества и выполнения технологий, когда исполнителю приходится на всем экономить. Особенно печально смотреть на попытки разыграть через госзакупки работы, требующие нестандартных и креативных решений. В вопросах архитектуры, культуры и дизайна категорически нельзя мерить все рублем.

Помимо этого, наше законодательство не поощряет долгих и сложных работ, чаще всего на процесс закладывают ровно год, чтобы в декабре доложить о выполнении плана. Это не проблема, если речь идет об установке забора или ремонте асфальта. Но для качественных проектов благоустройства нужно больше времени. Просто представьте парк «Зарядье», если бы его попытались сделать за год: получилась бы типовая сцена на круглой площади с фонтаном и несколько десятков урн со скамейками.

Проекты федерального уровня – отдельная головная боль. Например, в рамках программы «Комфортная городская среда» городам выделяют средства из бюджетов верхних уровней, но их нельзя тратить на проект, только на работы. При этом межбюджетные переводы занимают долгое время, поэтому деньги на сквер или парк могут прийти в сентябре или октябре. В итоге работы, которые требуют нескольких теплых месяцев, приходится укладывать в пару недель. Это, к слову, ответ на вопрос, почему у нас так часто кладут асфальт в снег – деньги долго шли!

У городов нет юридической возможности оставить чужие деньги и перенести открытие на следующий год, приходится делать тяп-ляп, чтобы закрыть отчетность, ведь иначе будет трудно получить следующую субсидию. Бумажки важнее здравого смысла…

Недолго плиточка лежала

Но даже если удалось построить относительно неплохой объект, это «достижение» можно быстро нивелировать некачественным содержанием. Здесь основная проблема в том, что городские объекты строят и эксплуатируют разные люди и предприятия.

Например, можно построить «умный» дом, который будет сам регулировать температуру, следить за надежностью лифтов и даже открывать двери перед жильцами… А потом электрик «отключит» систему безопасности молотком и изолентой, потому что она постоянно пищит и выдает ошибку, завхозы уничтожат красивую дверь серой краской из-за царапины, вахтеры расставят цветы в горшках среди дизайнерской мебели, дворники разобьют входные группы ломиками зимой… И это реалистичные, знакомые многим ситуации.

Ровно по той же причине у нас не приживается качественное озеленение – после приемки от ландшафтных архитекторов приходят дворники, которые все выдирают и засаживают однолетними цветочками. Из-за этого же плитка начинает разваливаться после зимы – она не рассчитана на уборку снега тяжелыми тракторами. Можно даже вспомнить разноцветные квадраты на наших домах: дворники закрашивают объявления первой попавшейся краской, работа архитектора их волнует в последнюю очередь.

Нужны единые операторы улиц, парков, школ и других городских объектов, которые занимались бы поддержанием и сами заказывали необходимые для этого капитальные работы. Только так можно разорвать порочный круг варварства.

Всероссийский ремонт

Как решить проблему некачественного благоустройства? Для начала нужно ее признать. А для этого нужны исследования, анализ проекта до реализации и после. У нас изредка делают обоснование работ перед выходом на стройплощадку, но практически никогда не занимаются постпроектной аналитикой – или не хватает времени, или в этом просто не видят необходимости. Результат – слепая уверенность в том, что так надо строить и дальше.

К этому добавим нехватку профессионалов. В системе, когда государство требует соблюдения формальных критериев, а не качества, они просто не выживают. Без хороших управленцев, аналитиков, архитекторов, озеленителей, урбанистов, строителей и дорожников эти сферы деградируют. Сегодня в России нет вузов с образовательными программами для массовой подготовки по этим профессиям – есть лишь отдельные школы и бюро, где на практике обучают своих сотрудников. На специалистов по городским проектам должен появиться спрос, но для этого необходимо менять систему закупок, она должна быть гибче. Например, возвращать институт архитектурного надзора, а не просто требовать гарантию в несколько лет на выполненные работы.

Дальше – сложнее. Нужны изменения в бюджетной системе. Города должны иметь возможность самостоятельно распоряжаться собственными средствами с налогов, иначе гонка со сроками ради очередной порции субсидий не прекратится.

В конечном итоге стоит задуматься о реформировании муниципального и налогового законодательства, об институте конкурентных выборов. Чиновник должен понимать, что критерий успеха – это не количество уложенных кубометров асфальта, а удовлетворенность местных жителей, главных заказчиков благоустройства. Нужно по крайней мере прислушиваться к мнению людей… А это, как показывает практика, гораздо сложнее, чем просто положить плитку.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK