3 мая 2024
USD 92.05 +0.27 EUR 98.64 +0.62
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Почему российский промышленный экспорт ушел в минус
промышленность Россия Экономика экспорт

Почему российский промышленный экспорт ушел в минус

По итогам 2022 года российский экспорт составил $591,5 млрд, продемонстрировав рост в стоимостном выражении сразу на 19,9%. Рекорд обеспечили прежде всего компании топливно-энергетического сектора, тогда как реализация товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью сократилась на 7,4%. В чем причины, и каковы шансы восстановить утраченные позиции?

Металлург в цехе Выксунского металлургического завода

©Эмин Джафаров/Коммерсантъ/ Vostock Photo

Содержание:

Причины и последствия

Существенное падение показателей промышленного экспорта в прошлом году – прямое следствие антироссийских санкций. Как показал опрос Банка России, проведенный летом 2022 года, в большей степени на предприятия, выпускающие продукцию высоких переделов, повлияли ограничения, введенные коллективным Западом на поставки в нашу страну оборудования, комплектующих и технологий.

Согласно материалам исследования, с проблемами столкнулись в первую очередь компании отраслей деревообработки, производства химической продукции, резины и пластмассы, фармацевтической продукции. Более 70% таких предприятий в 2021 году были ориентированы на внешние рынки. Из них примерно треть поставляли свою продукцию в недружественные страны. В то же время для машиностроительных производств, имеющих контракты с партнерами в ближнем зарубежье, принципиально ничего не изменилось.

Что продолжают покупать у России недружественные страны

В результате немало российских компаний в 2022 году либо вообще отказались от экспортной деятельности, либо существенно сократили ее объемы. Как следствие, у значительной части производителей доля продукции, ориентированной на экспорт, в прошлом году не превышала 10%. «Если ранее 19% предприятий имели более высокую степень ориентации на внешние рынки, то после введения санкций их число упало до 7% (количество поставщиков в недружественные страны – с 5% до 1%)», – говорится в аналитической записке ЦБ.

Среди причин предприниматели назвали разрыв контрактов с западными контрагентами. О прекращении импорта сырья, материалов, комплектующих заявили 47% респондентов (из них 54% экспортеров). На возникшие проблемы с завозом запчастей к оборудованию указали 43% опрошенных, нестабильность национальной валюты отметили 30%, невозможность международных расчетов – 25%.

Авторы исследования констатировали: под санкционное давление попали не только отрасли и компании промышленности, в отношении которых были введены рестрикции, но и другие виды деятельности – из-за скрытых барьеров. Например, введенных ограничений в транспортировке и страховании грузов.

«Восстановление экспортирующих компаний может быть более длительным и на среднесрочном горизонте сопровождаться снижением конкурентоспособности российской продукции на внешних рынках» – такой прогноз содержится в материалах ЦБ.

О проигравших и бенефициарах

Оценки независимых экспертов не столь пессимистичны. В структуре экспорта промышленных товаров Российской Федерации металлы, драгоценные камни и изделия из них занимают первое место. Их доля в среднем в 2017–2021 годах составила 45,3%, в физическом объеме – $60,38 млрд, уточнил доцент факультета экономики и бизнеса Финансового университета Аль Хумсси Ахмад. На втором месте – машины, оборудование и транспортные средства. Их доля в общем промышленном экспорте РФ составляет 22%. На третьем месте – продукция химической промышленности и каучук – в среднем 21,2%.

По мнению доцента кафедры мировой экономики РЭУ им. Г.В. Плеханова Галины Кузнецовой, ситуация хоть и непростая, но есть отдельные предприятия и целые секторы отечественной экономики, ориентированные на внешние рынки, которые чувствуют себя достаточно уверенно, а в ряде случаев успешно конкурируют с западными корпорациями.

Как российская экономика может залатать бюджетную дыру

При этом эксперт признает, что сформировать целостную картину развития российского промышленного экспорта и сделать прогноз на 2023 год в настоящее время нелегко. «Сложность не только в том, что в открытом доступе сегодня отсутствует официальная таможенная статистика, но и в том, что от бизнеса поступают весьма противоречивые сигналы. В условиях кризиса, как известно, всегда есть не только проигравшие, но и бенефициары», – говорит Кузнецова.

Непросто приходится предприятиям металлургии – наиболее интегрированной в мировую экономику отрасли. Сейчас экспортные возможности компаний ограниченны. С одной стороны, это прямое следствие повышенного внутреннего спроса на металл, предъявляемого госзаказом на продукцию оборонного назначения в связи со специальной военной операцией (СВО).

С другой – возникла необходимость переориентации поставок из недружественных стран на новые рынки. Задача не самая простая, если вспомнить, что Индия, Китай, Иран сами обладают развитой металлургической промышленностью и на мировом рынке конкурируют с Россией. Поэтому вполне логичным выглядит прогноз на некоторое снижение объемов экспорта черных и цветных металлов в текущем году, полагает Галина Кузнецова.

Неоднороден сектор машиностроения России. Есть отрасли, которые находятся в кризисе, в частности, автопром. «АвтоВАЗ уже заявил, что планы экспорта легковых автомобилей будут выполнены на треть и годовой экспорт может составить не более 10 тыс. машин. КамАЗ же рассчитывает поставить за границу всего около 4 тыс. грузовиков», – говорит эксперт.

Ключ на старт: как санкции повлияли на российский автопром

Таким образом, показатели весьма скромные, если вспомнить, что в 2021 году, по данным Росстата, предприятия российского автопрома поставили за рубеж около 89 тыс. легковых машин почти на $1,4 млрд и 13,4 тыс. грузовиков более чем на $356 млн. Основными покупателями автомобилей, произведенных в РФ, тогда были Белоруссия, Казахстан, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Алжир, Чехия, Куба и Латвия.

География продаж «Группы ГАЗ» была шире: поставки осуществлялись более чем в 40 стран Африки, Ближнего Востока, Латинской Америки и Евразии. В этом списке – Турция, Вьетнам, Египет, Марокко, Таиланд, Индонезия, Филиппины.

Возвращение на внешние рынки – задача, как представляется, выполнимая, однако все зависит от сроков и темпов восстановления отечественного автопрома. После ухода западных брендов из России отрасль поставлена перед необходимостью вплотную заняться импортозамещением. В первую очередь организовать выпуск качественных автокомпонентов и запчастей.

Движение по своей колее

Сегодня в экономике РФ есть производства и целые отрасли, обеспечившие себя долгосрочными заказами со стороны иностранных партнеров. Галина Кузнецова к этой категории относит производителей железнодорожного подвижного состава, которые имеют действующие контракты. Один из них – контракт с Египтом, заключенный компанией «Трансмашхолдинг» (ТМХ) в 2018 году на поставку 1350 пассажирских вагонов общей стоимостью более 1 млрд евро. Позже был подписан пакет соглашений, предусматривающих поставку дополнительно 50 вагонов в 2022–2023 годах на сумму 430 млн евро.

В апреле 2023-го компания выиграла тендер Индийских железных дорог на производство, поставку и сервисное обслуживание 120 шестнадцативагонных (всего 1920 вагонов) электропоездов дальнего следования. Цена контракта составила $6,5 млрд.
В настоящее время ТМХ ведет переговоры с рядом стран Африки, Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока, где есть спрос на локомотивы, дизель-поезда и пассажирские вагоны. Если они увенчаются успехом, то объемы экспорта в перспективе заметно увеличатся.

В привилегированном положении, по мнению Кузнецовой, находится и «Росатом». Госкорпорация обеспечила себя заказами в дальнем и ближнем зарубежье на много лет вперед. Например, идет строительство седьмого блока АЭС «Тяньвань» – в июне завершена установка защитного купола здания реактора. «Тяньваньская АЭС – самый крупный проект экономического сотрудничества между Россией и Китаем. В настоящее время сооружаются два энергоблока по российскому проекту с реакторной установкой ВВЭР-1200, – напомнила эксперт. – В Египте начался основной этап сооружения третьего энергоблока АЭС «Эль-Дабаа», первой в стране АЭС из энергоблоков мощностью по 1200 МВт каждый».

На строительной площадке энергоблока №7 Тяньваньской АЭС

Тяньваньская АЭС – самый крупный проект экономического сотрудничества между Россией и Китаем

VCG/Visual China Group/ТАСС

На финишную прямую вышло строительство первого из четырех энергоблоков турецкой АЭС «Аккую». Ядерное топливо в реактор было загружено в конце апреля, до конца года он должен быть введен в эксплуатацию. В контракте закреплено, что в ближайшие 25 лет Турция обязана оплачивать вырабатываемую атомной станцией электроэнергию по фиксированной цене, а работать на АЭС будут российские специалисты.

Известно, что «Росатом» подписал с Мьянмой меморандум о начале технико-экономических предпроектных изысканий по строительству ветроэнергетической станции. Документ подписан между АО «НоваВинд» (дивизион госкорпорации), Министерством электрификации Мьянмы и местной компанией Zeya & Associates.

Какими будут последствия ведущейся Западом против России анти-СВО

Лидерство России на мировых рынках в конце прошлого года подтвердил генеральный директор Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Рафаэль Гросси. «Считаю, что это вызов для Америки. Она традиционно была лидером. Она утратила это лидерство», – заявил он, добавив, что в настоящее время «Росатом» – главный поставщик коммерческих ядерных технологий на мировые рынки.

Поставки топлива для АЭС – еще одно из направлений экспорта. В прошлом году, несмотря на санкции, топливо продолжали покупать Чехия, Болгария, Венгрия, Словакия, США. Не менее важно сотрудничество в этой сфере с дружественными странами – Китаем, Индией и Ираном. Глава «Росатома» Алексей Лихачев потенциальных санкционных рисков не видит, поскольку возглавляемая им отрасль «абсолютно суверенна» в плане технологических компетенций.

Об окнах возможностей и господдержке

Как бы то ни было, но успехи отдельных компаний по продвижению своей продукции и услуг на международных рынках в полной мере не способны компенсировать общее снижение промышленного экспорта. Спад, который был зафиксирован в прошлом году, с большой долей вероятности сохранится в 2023-м.

Вместе с тем существуют ниши, которые отечественные производители, проявив настойчивость, способны занять. Такой возможностью могут воспользоваться, например, субъекты малого бизнеса, создающие новые продукты и генерирующие смелые идеи. Реализация этих проектов, уверены эксперты, возможна при поддержке государства, в частности, в рамках Федерального проекта «Промышленный экспорт», который был утвержден в конце 2018 года. Цель – увеличение экспорта несырьевых неэнергетических товаров, продукции обрабатывающей промышленности и АПК в ВВП страны. Очевидно, что проект нуждается в так называемой тонкой настройке с учетом реалий, в которых российская экономика развивается с февраля прошлого года.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».