Сможет ли топливный сектор и впредь вытягивать отечественную экономику
Есть плохая новость: доходы от российского нефтегазового сектора просели более чем в два раза. Но есть и хорошая: невзирая на санкции, нашим нефтяникам удалось вывести физические объемы экспорта на досанкционный уровень. С экспортом газа дела обстоят хуже – столько топлива, сколько у нас приобретала Европа, не купит никто, большую часть этого рынка Россия потеряла.
Усохшая «Дружба» и «теневой флот»
С нефтяным экспортом дела обстоят не так уж плохо. По физическим объемам цифры продаж нефти и нефтепродуктов практически вышли на досанкционные показатели: экспорт нефти сейчас составляет 3,6–3,8 млн барр. в сутки, а продажи нефтепродуктов в марте и мае едва ли не били рекорды – более 3 млн барр. в сутки.
Почему Индия не боится санкций из-за увеличения импорта российской нефти
Можно констатировать, что поворот на Восток свершился. Благодаря «теневому флоту» Россия успешно перенаправила свои нефтяные потоки в Китай и Индию. Как иллюстрация: по сообщению Bloomberg, в мае на долю России приходилось 46% индийского нефтяного импорта. В июне Reuters написал о том, что РФ вышла на второе место по поставкам черного золота в эту страну, потеснив Саудовскую Аравию.
Сейчас основная зона риска для Москвы – это трубопровод «Дружба». Новый, 11-й пакет санкций ЕС фиксирует существующий статус-кво о прекращении поставок по северной ветке в Польшу и Германию. По южной ветке топливо продолжает идти в Венгрию и Словакию. Но, по мнению главного директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексея Громова, к концу текущего года или к весне 2024-го и эти поставки будут прекращены.
Впрочем, окончательное «пересыхание» «Дружбы» не должно стать серьезным ударом для отечественной нефтянки: во-первых, нынешние объемы прокачки не столь велики – 200–250 тыс. барр. в сутки (для сравнения: по нефтепроводу «Восточная Сибирь – Тихий океан» в Китай прокачивается 800–900 тыс. барр. в сутки). Во-вторых, по мере перекрытия европейской трубы можно нарастить поставки по морю, благо логистика уже отработана, а потенциал для увеличения морского экспорта до 300 тыс. барр. в сутки у нас имеется.
Тени над потолком: как "тайный флот" позволяет России уходить от западных санкций
Еще пресловутый 11-й пакет предусматривает дополнительные рестрикции против стран, причастных к торговле российской нефтью. Правда, ограничения могут включиться лишь в том случае, если топливо будет продаваться дороже ценового потолка $60 за баррель. Но нефтяные цены сейчас держатся на относительно низком уровне, и поводов для их роста в ближайшее время эксперты не видят. «При тех ценах, что мы имеем сегодня, российская нефть в основной массе объективно продается дешевле $60 за баррель, то есть ниже потолка», – отмечает Алексей Громов. Речь в данном случае идет о так называемой цене ФОБ (англ. FOB, Free On Board), то есть цене отгрузки в российских портах без учета стоимости страховки и транспортировки.
С объемом экспорта все более-менее ясно. Что касается доходов от продаж, то они, безусловно, окажутся ниже, чем в прошлом году. На фоне замедления мировой экономики сырье дешевеет, и это серьезный фактор риска для нас. Если в первом полугодии 2022-го цены были выше $100 за баррель, а в течение второго полугодия они плавно снижались до $80–85, то сейчас баррель стабильно держится на уровне около $75.
Кроме того, как отмечает доцент РАНХиГС Сергей Хестанов, увеличение логистического плеча серьезно повысило издержки отечественных экспортеров, что тоже снижает доходы. Одно дело качать нефть по трубе или везти ее по Балтийскому морю из Ленинградской области в Гамбург, и другое – транспортировать ее по океанским маршрутам в Индию. Достаточно взглянуть на карту, чтобы оценить проблему. Собственно, низкие цены и высокие издержки и стали одними из причин 50-процентного падения доходов. Впрочем, по оценке Алексея Громова, к концу года ситуация с нефтегазовыми доходами должна несколько выправиться, и падение в годовом исчислении составит 30–35%.
Мы его потеряли
Вторая причина снижения доходов российского ТЭК – утрата большей части газового рынка. До введения санкций основным рынком сбыта наших газовиков была Европа – туда ежегодно поставлялось 140 млрд кубометров только трубопроводного газа. В 2023-м в Старый Свет будет прокачано не более 23–25 млрд кубометров. То есть потери составят порядка 115–120 млрд кубометров.
Незначительная часть этого объема уже в текущем году может быть замещена поставками в Китай – по итогам 2023-го прокачка по «Силе Сибири» должна увеличиться с 15 млрд до 22 млрд кубометров. Увы, это всё.
Что стоит за разговорами о возможном отказе Китая от проекта "Сила Сибири-2"
Перспективы на среднесрочный период – два-три года – более оптимистичные. К 2025-му «Сила Сибири» выйдет на проектную мощность 38 млрд кубометров, то есть плюс 23 млрд кубометров в течение двух лет (начиная с января 2023-го). К ним могут добавиться еще 10 млрд кубометров в год по дальневосточному маршруту – с Сахалина в Китай. Соглашение между российским «Газпромом» и китайской CNPC уже подписано, необходимая инфраструктура на территории РФ есть, проблема лишь в создании аналогичной газотранспортной инфраструктуры в Китае. Как только она будет готова, начнутся поставки. Таким образом, рынок Поднебесной сможет поглощать 48 млрд кубометров российского газа, или плюс 33 млрд кубов к показателю 2022 года.
Кое-что мы продадим в Среднюю Азию – Москва и Ташкент подписали двухлетний контракт на поставку в Узбекистан 2,8 млрд кубометров газа ежегодно, об этом сообщило узбекское министерство энергетики. Первые партии должны поступить уже в октябре. Итого 5,6 млрд кубометров.
Еще у России есть перспектива нарастить газовый экспорт за счет сжиженного природного газа (СПГ). Речь о проекте «Арктик СПГ 2» компании «Новатэк» суммарной мощностью 18,9 млн тонн СПГ в год. Главная проблема отечественных СПГ-проектов – их зависимость от западных технологий. В частности, у «Арктик СПГ 2» возникли трудности после того, как американская компания Baker Hughes отказалась от дальнейших поставок турбин, необходимых для сжижения газа и электроснабжения (их было поставлено четыре единицы). Руководство «Новатэк» заявило, что заменит американские турбины электроприводами, правда, стоимость проекта при этом вырастет с $21,3 млрд до $25 млрд.
Запуск первой линии «Арктик СПГ 2» мощностью 6,6 млн тонн намечен на конец 2023 – начало 2024 года. Ввод в строй всего завода запланирован на 2025 год, но удастся ли выдержать этот срок, неизвестно. Теперь по объемам. Если перевести сжиженный газ в обычный, получится, что каждая линия в год сможет перерабатывать чуть больше 9 млрд кубометров газа.
Суммировав все перечисленные проекты, мы увидим, что даже при самом оптимистичном раскладе в среднесрочный период России удастся возместить лишь около половины из утраченных 120 млрд кубометров европейского экспорта. К тому же надо иметь в виду, что топливо в Азию идет по ценам гораздо более низким, чем оно продавалось в Европу.
Коварный турецкий хаб
Отдельно стоит остановиться на проекте турецкого газового хаба, предложенном президентом Владимиром Путиным в октябре 2022-го, вскоре после диверсий на «Северном потоке». С этим проектом российские власти связывают надежды на частичное возобновление трубопроводных поставок в Западную и Центральную Европу, пусть и обходным путем. В начале июня СМИ со ссылкой на министра энергетики Турции Фатиха Домнеза сообщили о том, что хаб будет запущен в течение года. Но как в реальности пойдут дела, сказать сложно, ведь нужно не только построить необходимую инфраструктуру, но – и это главное – привлечь покупателей.
Трубный кроссворд: cпасет ли турецкий хаб газовый экспорт России
Вообще, предложив Анкаре создать газовый хаб, Россия открыла ящик Пандоры. «Мы подкинули туркам очень неплохую идею, ведь их страна действительно занимает выгодное положение с точки зрения логистики, – говорит Алексей Громов. – Они могут создать площадку для торговли не только российским газом, но и азербайджанским, иранским, а в перспективе и собственным». Турция может также продавать СПГ, поскольку регазификационные терминалы у нее имеются.
Почувствовав себя на коне, турецкие партнеры стали высказывать сомнения по поводу участия Москвы в данном проекте. Мол, хаб мы, конечно, создадим, а вот будет ли на нем торговаться российский газ – это еще вопрос, и ответ на него даст только рынок.
Такое заявление сделала в середине июня и.о. гендиректора управления энергетики и окружающей среды МИД Турции Беррис Экинджи.
Надо признать, что основания для подобных сомнений имеются, ведь основными покупателями турецкого газового хаба должны стать европейские страны, многие из которых не хотят приобретать российское топливо по геополитическим причинам. Так что связывать большие надежды с турецким проектом не стоит, равно как и ставить на нем крест. В определенных ситуациях (скажем, в случае холодной зимы) Европа, скорее всего, будет делать закупки российского газа по спотовым ценам.
Есть ли сила в Сибири?
Долгосрочные перспективы своего газового экспорта Россия может связывать с производством СПГ (если удастся решить технические проблемы) и с наращиванием поставок трубопроводного газа в Китай. Речь о газопроводе «Сила Сибири-2». Российская сторона и Монголия, по чьей территории должен пройти трубопровод, к реализации проекта готовы, а вот Пекин занял выжидательную позицию. То есть в целом он за, но отмашки к началу строительства не дает.
Китайская экономика переживает не лучшие времена, напоминает Сергей Хестанов. Экономический рост по итогам прошлого года оказался намного меньше планируемого, следовательно, и спрос на энергоресурсы не так велик, как хотелось бы нам.
Здесь волей-неволей вспоминается история «Силы Сибири-1» – тогда от подписания меморандума о строительстве до начала работ прошло почти 15 лет. Так долго ждать нам очень невыгодно – неизвестно, что будет со спросом на газ в Поднебесной через пять или десять лет. Газ занимает не самую большую долю в ее энергобалансе – примерно 15%, и параллельно развиваются другие направления в энергетике. В частности, по словам Хестанова, КНР активно работает над возобновляемыми источниками энергии (ВИЭ) и является одним из мировых лидеров по производству солнечных батарей.
Пик потребления голубого топлива в КНР ожидается примерно к 2030 году, рассказал «Профилю» Алексей Громов, затем потребление газа стабилизируется, а возможно, будет снижаться. Но принципиальный момент состоит в том, что Поднебесной в любом случае понадобится российский газ. Ведь страна является крупным импортером и приобретает топливо у множества поставщиков: СПГ – у Австралии, Катара, США; трубопроводный газ – у Туркмении, России, Мьянмы и т. д. Пекин заинтересован в большей диверсификации поставок, чтобы в зависимости от политической ситуации и экономической конъюнктуры иметь возможность переключиться с одних продавцов на других. Но это означает, что китайцы будут требовать от Москвы максимально гибких условий поставок: захотели – открыли вентиль, захотели – прикрутили. То есть вряд ли «Сила Сибири-2» сможет работать на полную расчетную мощность.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".