- Главная страница
- Статьи
- Ядерный приз: "Росатом" получил контроль над Будёновским месторождением урана в Казахстане
Ядерный приз: "Росатом" получил контроль над Будёновским месторождением урана в Казахстане
Сенсационную сделку совершила государственная корпорация «Росатом» в Республике Казахстан. Согласно справкам с портала электронного правительства Республики Казахстан, компания «Ураниум Уан Груп» (100% дочерняя компания «Росатома» с российской регистрацией) 14 декабря 2022 года стала владельцем ТОО «Степногорский горно-химический комбинат». В свою очередь, с 6 октября 2016 года СГКХ являлся владельцем СП «Будёновское», которому совместно с «Казатомпромом» принадлежат участки №5, 6 и 7 месторождения Будёновское. Учитывая тот факт, что четыре участка месторождения «Росатом» приобрел еще в 2009 году у компании «Эффективная энергия», можно утверждать, что российский атомный монополист теперь полностью контролирует Будёновское.
Сумма сделки не разглашается. Но еще в ноябре 2022 года в СМИ сообщалось, что российский Газпромбанк профинансирует сделку «Росатома» по покупке еще одного уранового актива в Казахстане на $1,6 млрд. Уточнялось, что речь может идти о 49%-й доле в СП «Будёновское».
Согласно планам, через два года добыча на участках СП «Будёновское» достигнет 2,5 тыс. тонн с наращиванием объемов до 4,5 тыс. тонн в 2025 году и выходом на полную мощность в 6 тыс. тонн в 2026 году – эти трехлетние объемы уже законтрактованы «Росатомом». Запасы шестого и седьмого участков на конец прошлого года оценивались в 114,2 тыс. тонн. Контракт на недропользование с СП «Будёновское» рассчитан до 2045 года.
Сумму сделки можно оценить, сравнив ее с параметрами другого контракта. В прошлом году «Казатомпром» продал 49%-ю долю в СП «Орталык», где извлекаемые запасы на момент продажи превышали 37 тыс. тонн урана, китайской атомной корпорации China General Nuclear Power Corporation (CGN) за $435 млн. Так как резервы Будёновского как минимум втрое больше, то цена за 49%-ю долю в СП «Будёновское» в $1,6 млрд с учетом растущих спотовых цен на уран кажется реалистичной.
Ранее в российских и казахстанских СМИ появились сообщения о том, что правительство Казахстана разрешило российской госкорпорации «Росатом» совершить три сделки по переводу своих долей в трех крупных урановых рудниках Казахстана под управление компании с российской юрисдикцией – «Ураниум Уан Груп». Этот шаг позволил «Росатому» вывести значительные активы в Казахстане из нидерландской юрисдикции. Речь идет, в частности, о долях в компаниях «Каратау», «Хорасан-У» и Южной горно-химической компании.
Будёновское врывается в мировой топ
Итак, когда «Росатом» получил полный контроль над Будёновским, самое время взглянуть на это месторождение новым взглядом и оценить его истинный масштаб. С точки зрения геологии ничего не изменилось: и рынок, и ученые всегда понимали, что Будёновское, которое открыли в 1976 году, – одно из крупнейших месторождений в мире. Исторически оно было разделено на семь участков, но разведка и добыча на них шли неравномерно. Да и принадлежали они разным компаниям.
И вот теперь Будёновское обрело структурную цельность: все семь участков – под контролем российского монополиста. Правда, пятый участок пока не разрабатывается. Обретенная цельность в скором времени перекроит мировые рейтинги и хит-парады урановых рудников на земле. Если сложить 114 тыс. тонн СП «Будёновское» с запасами ранее приобретенных рудников Акбастау и Каратау, получается внушительная картина. Суммарные запасы и ресурсы Каратау и Акбастау составляют 49,8 тыс. и 84 тыс. тонн урана соответственно по категориям С1, С2 и Р1. Значительный объем ресурсов в сочетании со сложившейся для Казахстана практикой максимально высокого коэффициента перевода ресурсов в запасы обеспечивают длительный жизненный цикл эксплуатации рудников.
Формально Будёновское, как отдельный объект, пока не найти даже в первой десятке ведущих месторождений. Но цифра в 250 тыс. тонн совокупных запасов скоро все изменит. На шестой строчке крупнейших мировых месторождений отдельно можно встретить рудник Каратау. А это – «всего лишь» – участок №2 Будёновского месторождения. Экспертам мирового рынка урана предстоит увлекательная задача – правильно поставить Будёновское на планетарный баланс урана. Понятно, что привести сокровища Будёновского к общему знаменателю можно по-разному. По извлекаемым запасам или по запасам разведанным. По годовому истощению, по себестоимости добычи и еще по многим критериям.
Как ни считай, но шила в мешке не утаишь – Будёновское теперь навсегда «в призах». Все шаги по постепенному приобретению этого актива «Росатомом» были на виду, все о них знали. Но все равно не исчезает ошеломляющее ощущение, что российская госкорпорация тайно и по частям скупала огромный самородок, чтобы потом сразу предъявить миру ограненный алмаз.
Приключения урана
Глядя на эту историю ретроспективно, велик соблазн подогнать события под какую-ту одну красивую схему. Можно сказать, например, что талантливые менеджеры «Росатома» еще в начале 2000-х разработали стратегию – постепенно взять Будёновское под контроль – и эту стратегию в итоге реализовали.
Имеет право на жизнь и другая версия, согласно которой это российские частные акционеры – Василий Анисимов, а позже Артём Зуев с привлечением партнеров из Казахстана – поняли, что нужно «довести до ума» разрозненные участки Будёновского и продать их «Росатому». Оба сценария вполне жизнеспособны и проходят проверку на факты. Но жизнь, конечно, куда более увлекательна, чем сценарии, написанные задним числом. Особенно если вспомнить, что события развивались в начале века на постсоветском пространстве. Да еще в таком специфическом месте, как Казахстан эпохи Нурсултана Назарбаева.
В 2009 году «Профиль» рассказывал о том, как компания Василия Анисимова «Эффективная энергия» сумела довести до стадии промышленной добычи первые четыре участка Будёновского. А потом продать 50% долей ТОО «Каратау» и 25% АО СП «Акбастау» «Росатому». Сумма сделки оценивалась в $570–580 млн. Контроль над сделкой, а до этого всю менеджерскую часть проекта реализовала команда Артёма Зуева, заместителя генерального директора «Эффективной энергии».
Всего через полгода после сделки, в конце 2009-го, Анисимов и Зуев продолжили совместно работать в уже новом статусе. Как акционеры, они стали собственниками Степногорского горно-химического комбината. Третьим совладельцем стал крупный казахстанский предприниматель Клебанов.
К тому моменту и комбинат, и сам город Степногорск (а СГКХ – градообразующее производство) переживали далеко не лучшие времена. Некогда флагман советской урановой отрасли превратился в обычный моногород со славной историей, но невнятными перспективами. Ресурсная база комбината истощилась. Уран, который добывался горно-шахтовым методом, обеспечивал полноценной работой не более 10% его мощностей.
Акционеры разделили сферы контроля. Анисимов и Клебанов отвечали за GR и лоббизм. Зуев вновь занялся реорганизацией производства. Новые владельцы начали с того, что смогли продать излишки урана на свободном рынке. Затем, после реконструкции производства и внедрения новых технологий, появилась возможность перерабатывать золотую руду. Причем в дело пошли так называемые хвосты и отвалы – по сути, отходы золотодобычи, содержание драгоценного металла в которых было минимальным. Тем не менее это дало прибыль. Кроме того, СГХК обладал лицензией на добычу медно-молибденовой руды. Когда предприятие освоило ее переработку, комбинат вновь задышал. Надо было двигаться дальше.
Через несколько лет переговоров было создано совместное с «Казатомпромом» предприятие по добыче урана на участках №5, 6 и 7 Будёновского месторождения. Это дало возможность загрузить урановое производство СГХК сырьем. Юридически владение над участками месторождения было оформлено на СП «Будёновское», которое являлось 100%-й «дочкой» компании ТОО «Степногорский горно-химический комбинат».
Какого бы сценария ни придерживалась реальность, но схема реорганизации, развития и передачи месторождения российскому бизнесу была выстроена безупречно. Видимо, поэтому все процессы происходили без привлечения избыточного внимания со стороны.
Теперь, после окончательного завершения сделки, «Росатом» без лишнего шума и помпы стал совладельцем одного из самых знаковых урановых месторождений мира и, скорее всего, на долгие годы вперед обеспечил свои сырьевые потребности.
Подписывайтесь на все публикации журнала "Профиль" в Дзен, читайте наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль