Портрет путешественника: как изменился выездной туризм в 2022 году
Российский турбизнес встречал 2022-й с нескрываемым оптимизмом: все больше стран отменяли изоляцию, авиарейсы вновь связывали города и континенты, разделенные локдаунами, а власти государств заявляли об облегчении правил въезда. Была уверенность, что год подарит взрывной спрос на заграничные путешествия. Но 24 февраля все изменилось: Россия начала специальную военную операцию на Украине, и страны Запада ввели против РФ рекордное число санкций. Первые же ограничения в феврале–марте отразились на турбизнесе: закрытие неба Европы и США для самолетов российских авиакомпаний, запрет на их техобслуживание, блокировка банковских карт, уход международных систем бронирований… В начале весны казалось, что выездной туризм рухнул. Но туррынок начал приспосабливаться к изменившимся обстоятельствам.
- «Ценник на отдых увеличился в разы»
- Почему выросли обороты турфирм
- Лидеры и аутсайдеры турнаправлений
- Солнце Азии
- Кто едет за границу
«Ценник на отдых увеличился в разы»
2022 год радикально поменял портрет российского туриста, заверяют представители отрасли. «Если до пандемии отдыхать за рубеж летали практически все, у кого был загранпаспорт, то сейчас это удел обеспеченных людей: ценник на отдых вырос в разы», – рассказала «Профилю» глава турагентства «Бельмаре» Диана Фердман.
Статистика подтверждает ее слова: согласно аналитике систем бронирования туров и авиабилетов, в 2022-м по ряду популярных у россиян направлений средний чек вырос почти вдвое по сравнению с предыдущим годом. Рост связан в первую очередь с дефицитом перевозок: далеко не все самолеты российских авиакомпаний теперь могут летать за рубеж (лишь около 300 лайнеров, тогда как в начале года таковых было примерно 900). Толкнуло цены вверх и сокращение числа стран, куда россияне могут добраться прямыми авиарейсами (32 государства против 69 в начале года).
«В России, к сожалению, очень небольшая прослойка среднего класса, – говорит Дмитрий Арутюнов, основатель и глава компании «Арт-тур», специализирующейся на премиальном отдыхе. – У нас люди либо экстремально богатые, либо [условно] бедные, которые раньше могли себе позволить лишь «горящий» Египет да Турцию за $299. Но теперь им и эти направления недоступны. А богатые люди по-прежнему продолжают отдыхать в пятизвездочных отелях».
Впрочем, заверяет эксперт, привычки даже клиентов с деньгами изменились. Однако не в сторону сокращения трат на отдых: люди стали выезжать «на подольше». «Это связано с тем, что выезд за границу сопряжен с кучей формальностей: раньше это были антиковидные справки, теперь надо намного больше платить за билеты, – объясняет Арутюнов. – И люди понимают, что если раньше при цене билета в Дубай 25–30 тыс. рублей они могли выезжать туда раз в два-три месяца, то теперь, при ценах 60–70 тыс., а то и больше, они решают, что лучше поедут не на две недели, а на три. У нас, например, было бронирование на 185 ночей – одна семья выехала».
Почему выросли обороты турфирм
Учитывая, что многим россиянам отдых за рубежом стал не по карману, логично было бы предположить, что российский турбизнес, еще толком не выйдя из кризиса ковидного, ушел в новый глубокий кризис. Но всё как раз наоборот – на рынке говорят о значительном приросте клиентов и рекордных оборотах.
«Продажи выросли в этом году, причем по многим направлениям даже сильно. Наверное, это из-за того, что мы специализируемся как раз на тех странах, которые сейчас в тренде: государства Ближнего Востока, острова Индийского океана, страны Африки, – предполагает Дмитрий Арутюнов. – А бронирований стран Европы, которые сейчас практически не пользуются спросом, у нас всегда было немного».
Как с удовольствием провести время в Иране, не попав при этом в неприятности
Диана Фердман также отмечает позитивную тенденцию: «Обороты в компании увеличились в этом году в три раза, и вряд ли это потому, что мы большие молодцы и делали сногсшибательный маркетинг. Просто потому, что цены выросли вдвое как минимум».
Помимо роста цен в 2022 году установился еще один тренд, на который вряд ли рассчитывали: люди вернулись в турагентства. «Сколько лет нам твердили, что турагенты вот-вот умрут как ненужная прослойка. У многих еще с советских времен сидит стереотип о том, что мы – лишь посредники, лишнее звено, и если нас убрать, то тур будет дешевле. А это совсем не так. Так может думать только лишь тот, кто не понимает, как устроен туристический рынок», – считает Диана Фердман.
Теперь, по ее словам, в турагентствах ажиотаж, а менеджеры работают в режиме 24/7. После блокировки карт российских банков и ухода западных агрегаторов бронирований люди фактически лишились возможности бронировать отели и билеты. И не только их – даже визовый сбор на сайте теперь оплатить невозможно. В итоге, например, такая статья, как «продажа авиабилета», во многих турагентствах стала чуть ли не основной в общем объеме продаж. «Мы в этом году по продажам авиабилетов выросли в 10 раз», – констатирует Диана Фердман.
Эксперт по туризму, генеральный директор туркомпании «Трэвели» Павел Неон соглашается, что в этом году значительно увеличились продажи авиабилетов без тура. Но не только билетов – к турагентам начали обращаться и по другим вопросам, которые раньше решались без участия помощника: «Было огромное количество запросов на ускоренное оформление загранпаспортов. Резко выросли запросы на оформление шенгенских виз, при этом туры в Европу по понятным причинам не покупали вообще».
Лидеры и аутсайдеры турнаправлений
«Сейчас туристы едут не туда, где лучший сезон, а туда, куда можно попасть», – объясняет директор по рекламе и PR туроператора «Русский экспресс» Анна Филатовская. Именно поэтому, например, Арабские Эмираты в 2022-м впервые в истории стали для россиян круглогодичным направлением, хотя раньше желающих попасть туда летом было немного. «Теперь в ОАЭ едут даже летом, и жара туристов не смущает», – заверяет Филатовская.
Хорошо бронируются и другие страны региона – Бахрейн, Катар, Оман, говорят эксперты. По-настоящему взрывной рост отмечен в странах СНГ, в первую очередь в Армении и Киргизии, а также Грузии. «И речь идет даже не о тех людях, которые в феврале и сентябре туда релоцировались, а именно о туристах. Эти страны в 2022 году очень популярны у отдыхающих», – заверяет Дмитрий Арутюнов.
Еще один тренд года – так называемые карточные туры (поездки в страны СНГ для оформления банковских карт), которые весной–летом приносили турагентам неплохой доход. Правда, говорит Диана Фердман, ажиотаж прошел, и сейчас такие поездки уже сходят на нет.
Визовая стена: Европа отменила упрощенную выдачу шенгена россиянам
Главным же аутсайдером года российские эксперты единогласно признали европейское направление. Прекращение авиасообщения, усложнение процедуры выдачи виз, запрет на въезд некоторыми государствами Евросоюза для туристов из России – все это обрушило спрос на туры в Старый Свет.
И не только туда. США, Канада, Австралия, Новая Зеландия также практически исчезли из запросов у турагентов. «Я бы не говорил, что россияне куда-то совсем прекратили ездить. Мы, например, даже сейчас примерно раз в две-три недели получаем запрос на тур в США. По Европе тоже есть заявки. Но, конечно, их число не идет ни в какое сравнение с тем, что было год назад и уж тем более до пандемии», – объясняет Дмитрий Арутюнов.
По данным Российского союза туриндустрии (РСТ), продажи туров в Европу у компаний, которые все еще отправляют туда россиян, сейчас не превышают 5% от уровня 2019 года.
Среди клиентов турфирм практически исчезли путешественники экономкласса. «В Европе наши туристы стали бронировать более дорогие и продолжительные туры с размещением в отелях высокой категории, – рассказывает Анна Филатовская. – Востребованы дополнительные услуги, например, автомобиль с водителем на все время отдыха, бронирование столиков в ресторанах с хорошим видом». Были, по ее словам, и эксклюзивные пожелания. Например, дождь из лепестков роз с моста Александра III в Париже во время прогулки по Сене или пикник на леднике в Норвегии. А один клиент заказал организацию полета на воздушном шаре над озером Севан в Армении, чтобы сделать предложение руки и сердца.
Солнце Азии
Но, как говорится, если где-то убыло, значит, где-то прибыло. Помимо Ближнего Востока и СНГ феноменальный спрос на отдых у россиян показывают такие страны, как Турция, Мальдивы и открывающаяся после ковида Азия (Таиланд, Шри-Ланка, Индия).
Что представляет собой туристическая отрасль Индии, и много ли она приносит денег
Например, власти Турции ожидают по итогам 2022 года принять более 5,5 млн россиян, хотя еще в первом квартале прогноз был на 3,3 млн. Дубай по итогам девяти месяцев 2022-го посетили 454 тыс. туристов из России, что сделало РФ одной из двух стран, продемонстрировавших улучшение показателей турпотока в эмират по сравнению с доковидным 2019 годом. В открывшийся с ноября Таиланд, по данным Туристического управления страны, за месяц прибыло 109,4 тыс. россиян, что позволило РФ занять первую строчку по турпотоку в Таиланд среди неазиатских стран и третье место среди всех государств мира.
«Я уже больше двух месяцев путешествую по странам Азии, посетил Сингапур, Малайзию, Индонезию, Таиланд – инспектирую регионы и отели. И, например, на тайских островах Пхукет или Самуи такого количества русских туристов не видел даже в самые лучшие допандемийные времена», – заверяет Павел Неон.
Туризм в Азии стремительно возвращается в норму после ковидных ограничений. И россиянам за место под азиатским солнцем приходится соревноваться не только с соотечественниками, но и с европейцами, которые также порядком соскучились по пляжам Андаманского моря и Сиамского залива. «Множество европейцев, в частности, немцев, ринулись на курорты Таиланда, потому что для них дешевле провести зиму тут, чем отапливать жилье у себя дома», – объясняет Неон.
Россияне также не спешат покидать Таиланд и возвращаться в зиму, говорит эксперт. «Появилась новая тенденция – экономичный вариант размещения, но на более длительный срок. Все чаще клиенты запрашивают частный сектор для аренды. Виллы на Самуи и Пхукете, например, на срок от трех месяцев. Но уже до апреля все занято, предложений нет», – констатирует Неон.
Кто едет за границу
Итак, кто же преимущественно выбирал в 2022 году путешествия за рубеж? Прежде всего «это люди, которые не готовы отказаться от отдыха за границей, но готовы сменить направления на доступные», считает Анна Филатовская. Из-за того, что чек на отдых значительно вырос, типичный турист сегодня – «человек со средним и высоким достатком, предпочитающий качественный отдых на море».
Диана Фердман добавляет, что на портрете российского путешественника сильно отразилась объявленная в конце сентября мобилизация: «Многие уехали перезимовать или пересидеть. Остались жены с детьми – вот это теперь и есть наши клиенты: жены с детьми едут в третью страну встретиться с мужьями».
Дмитрий Арутюнов полагает, что туристы теперь – это люди «обеспеченные, искушенные, путешествующие»: «Обеспеченные – потому что порог входа в зарубежный туризм теперь значительно выше. Искушенные – потому что сейчас путешествуют в основном те, кто часто ездил раньше, и они уже не могут остановиться и отказаться от привычек. А путешествующие – потому что лежание на пляже перестало быть модным: теперь все больше людей на отдыхе предпочитают активные передвижения».
«Скрывающийся от мобилизации зимовщик, один или с семьей» – так описал портрет типичного туриста за рубежом Павел Неон. И отметил такую тенденцию: люди боятся тратить деньги на отдых: «В моем агентстве даже состоятельные клиенты, привыкшие отдыхать в люксовых отелях, сейчас могут рассмотреть более скромные варианты или же приличные отели, но в дешевых странах, например, не в Дубае или на Мальдивах, а в Египте или на Шри-Ланке».
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".