Наверх
31 января 2023

Что представляет собой туристическая отрасль Индии, и много ли она приносит денег

Турист на слоне в Индии
©Giovanni Mereghetti/UCG/Universal Images Group via Getty Images

В одни страны туристы едут, чтобы поваляться на пляже, в другие – приобщиться к древней и таинственной духовной культуре, в третьи – посмотреть на архитектурные достопримечательности, в четвертые – сделать сложную операцию в местной клинике. Индии в этом плане повезло: и пляжей, и древней мудрости, и архитектурных памятников, и умелых врачей там предостаточно. До недавнего времени туризм был важной отраслью индийской экономики, но затем пережил впечатляющий коллапс из-за пандемии COVID-19. Сейчас отрасль стремительно возрождается, но пока непонятно, удастся ли ей достичь прежних показателей.

Тверской турист

В индийских учебниках история туристической отрасли возводится к временам императора Ашоки (III в. н.э.) В летописях сказано, что он строил странноприимные дома и высаживал деревья вдоль дорог, чтобы они давали тень и облегчали путешествие путникам. А кем же, как не туристами, были эти путники? Аналогичным образом в туристов превращаются китайские паломники и персидские купцы. Если следовать этой логике, первым российским туристом в Индии может считаться Афанасий Никитин.

В колониальные времена высший калькуттский свет путешествовал по Индии регулярно – раз в год британские чиновники с семьями перебирались, спасаясь от летней жары, в Шимлу – город, построенный в предгорьях Гималаев (ныне штат Химачал-Прадеш) в английском стиле. В первой половине XIX века в Индию зачастили европейские искатели древних знаний и жаждущие приобщиться к тайным практикам. Кроме того, Индия нередко входила в программу школьных имперских туров, призванных познакомить британское юношество из высших классов с империей, которой им надлежало в будущем управлять.

Обыкновенное чудо: как Индия стала одной из главных экономик мира

После того как Индия получила независимость, ее правительство решило поставить развитие туризма на плановую основу. В каждом пятилетнем плане отныне прописывались меры по развитию туризма, ставились задачи и определялись показатели. Сперва основной упор делался на развитие внутреннего туризма, но затем всё больше внимания стало уделяться привлечению гостей и инвестиций из-за рубежа.

Впрочем, самое впечатляющее достижение в истории индийского туризма не связано с государственными инициативами. В 1960-х пляжи Гоа открыли для себя хиппи. Начиналось всё довольно скромно – западная молодежь приезжала небольшими группами, жила на пляжах, курила травку у костров на побережье и купалась в свое удовольствие, никак не взаимодействуя с местными. Но слухи в неформальной среде распространяются быстро, и вскоре в Гоа началось настоящее паломничество – и уже в 1980-х на некогда пустынном берегу по ночам собирались колоссальные вечеринки, а на смену гашишу пришли героин и опиум. Местные жители увидели возможность подзаработать, и вскоре в карманы бывших рыбаков, фермеров и подсобных рабочих потекли деньги.

Хиппи на пляже на Гоа

Вечеринка для туристов на Гоа, 2006 год

Ami Vitale/Getty Images

Вслед за хиппи Гоа начали обживать и богатые туристы. Бывший португальский анклав превратился в крупный морской курорт, куда стали летать чартеры из Европы. В 1971 году распахнул двери первый в Гоа современный большой отель. Крупный туристический бизнес начал постепенно выживать хиппи с облюбованного ими курорта. Те сопротивлялись как могли, создавая коммуны и кооперативы, но в 2009-м индийская полиция взялась за них всерьез и начала охоту на незарегистрированный хиппи-бизнес. К началу пандемии уже мало что напоминало в Гоа о былых днях: пляжи были заполнены представителями индийского среднего класса, которые охотно тратили деньги на раскрученном курорте с развитой инфраструктурой.

Белые и больные

Пандемия COVID-19 ударила по индийской туристической отрасли, когда та была на подъеме. Власти ввели новую визовую политику: граждане многих стран, включая Россию, могли получить электронную туристическую визу, просто подав заявку на сайте и затем проставив в аэропорту штамп в паспорте. Нововведение оказалось крайне удачным: если в 2013-м, до введения электронной визы, в Индию с туристическими целями прибыли менее 7 млн человек, то в 2019 году – почти 11 млн. Понятно, что эти цифры довольно лукавые: е-виза столь удобна, что ей зачастую пользовались и бизнесмены, и ученые. Тем не менее доля туристической отрасли в последний доковидный год составила 9,3% ВВП, туристический бизнес обеспечивал тогда около 100 млн рабочих мест. Почти четверть иностранных туристов в 2019 году прибыли из Бангладеш (2,5 млн), на втором месте – США (1,5 млн), на третьем – Великобритания (1 млн). Россия с 250 тыс. туристов заняла десятое место в списке – сразу за Германией.

Самый большой карантин в мире

Но пандемия изменила всё. В марте 2020-го Индия начала закрываться от мира, а в мае был введен общенациональный локдаун. Все полеты прекратились, а с ними до нуля упали доходы от иностранного и внутреннего туризма.

По имиджу Индии как безопасного для путешественников места был нанесен мощный удар. Далеко не все иностранные туристы успели после закрытия границ выехать на родину и оказались в центре коронавирусной паники. Иностранцы – прежде всего люди европейской внешности, воспринимались многими индийцами как потенциальные ковидоносители, занесшие вирус в страну. СМИ сообщали о всё новых и новых проблемах у туристов, застрявших в Южной Азии: их не заселяли в отели, выгоняли на улицу квартирные хозяева, отказывались обслуживать таксисты и официанты в кафе. Свою лепту в распространение паники внесли и новые технологии (через WhatsApp тогда расходились дичайшие слухи), и простое совпадение – так уж вышло, что одними из первых заболевших в Индии оказались 15 итальянских туристов.

Паника со временем утихла, ковид ушел, а проблемы остались. В 2021 году туристическая отрасль принесла всего 5,8% от ВВП, в 2022-м, как ожидается, эта цифра вырастет до 7,2%, но непонятно, сколько времени еще пройдет, прежде чем она вернется к доковидному уровню.

Туристы у храма Вирупакши в Хампи

Индуистский храм Вирупакши в Хампи, Индия

Roop Dey/Vostock Photo

Мсти и путешествуй

Отрасль – как и во многих других странах – спас внутренний туризм. В Индии он был достаточно развит и до пандемии: все индийские правительства независимо от партийной принадлежности уделяли ему большое внимание. Далеко не все представители стремительно растущего среднего класса могли позволить себе отдых за границей, предпочитая вместо этого выезжать на курорты Махараштры и Кералы, а бедняки если и путешествовали, то, как правило, в поисках работы и лучшей жизни или к культовым местам, благо их в Индии в достатке.

Как кастовая система влияет на жизнь современной Индии

Как только сняли ковидные ограничения на перемещения между штатами, изголодавшиеся по поездкам индийцы ринулись открывать свою страну заново. Это явление получило название «путешествия мести» (revenge travels) – люди словно мстят пандемии за то, что та держала их взаперти, и пытаются наверстать упущенное, жадно поглощая всё новые и новые впечатления. Отели вновь забиты под завязку, включая самые дорогие: если нет необходимости тратить крупные суммы на билеты, почему бы не потратить их на номер люкс?

Изменились и сами формы туризма: всё чаще индийцы предпочитают вместо полноценных отпусков по две-три недели брать микроотпуска или пару дней вдобавок к выходным. К тому же ковид научил и работников, и работодателей тому, что многие обязанности можно выполнять удаленно. В индийский лексикон прочно вошли термины staycations и workcations, то есть гибридный отпуск в туристическом месте, во время которого можно и поработать на удаленке в щадящем режиме.

Представители туристического сектора, впрочем, все равно надеются на возвращение богатых иностранцев. Непонятно, правда, дождутся ли.

Автор – руководитель Группы Южной Азии и региона Индийского океана ИМЭМО РАН

Избранные статьи в telegram-канале ProfileJournal
Больше интересного на канале Дзен-Профиль
Метки: Индия туризм