24 апреля 2024
USD 93.29 +0.04 EUR 99.56 +0.2
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Алжир голосует за призрака
Главное

Алжир голосует за призрака

Еще в преддверии голосования мало кто сомневался, что у власти останется седой Абдель Азиз Бутефлика. 77-летний политик тяжело болен и уже несколько недель не появляется на публике.

Вероятно, охарактеризовать предвыборную кампанию Абделя Азиза Бутефлика как катастрофическую - это еще слишком мягко. В преддверии выборов, состоявшихся в минувший четверг, президент Алжира сам даже не появлялся на публике. За двумя исключениями: он официально приветствовал прибывших в страну госсекретаря США Джона Керри и, позднее, главу испанского мида. В начале апреля Керри уделил седому президенту Алжира 20 минут своего времени, прежде чем отправиться на встречу с молодежью в столичный магазин Nike.
Бутефлика за последние годы перенес онкологическое заболевание и инсульт. Ему удалось выжить, но он нуждается в медицинском уходе. Говорить ему трудно, глаза кажутся стеклянными, государственное телевидение показывает его редко, и то большей частью лишь сидя.
Поэтому 77-летний политик воздержался от появления на предвыборных мероприятиях. Вместо этого он опубликовал в государственных СМИ письмо к избирателям: „Я следую призыву народа, гражданского общества, партий, профсоюзов и массовых организаций. (...) Похоже, мои трудности со здоровьем не дисквалифицировали меня в ваших глазах“.

Экс-премьер Селлаль представлял Бутелика во время предвыборной кампании

Президент доверил представлять себя на акциях своих сторонников Абдельмалеку Селлалю. Политик специально ушел в отставку с поста премьер-министра, чтобы полностью сконцентрироваться на кампании. Он прилагал все усилия, чтобы создать впечатление: все в норме. „Президент достаточно здоров, чтобы исполнять свои обязанности, - сказал Селлаль в одном интервью незадолго до выборов. - Я каждый день с ним разговариваю, и он ежедневно следит за ходом предвыборной кампании“.
За этим последовали несколько предложений, призванных успокоить народ, но лишь дополнительно усиливших обеспокоенность состоянием здоровья главы государства: „Его голос постепенно возвращается, и через считанные дни он снова сможет ходить. Он не болен, он на пути к выздоровлению“.
Несмотря на то, что состояние здоровья Бутефлика не позволило ему участвовать в президентской гонке, никто не сомневался в его переизбрании в минувший четверг - с большим перевесом голосов. У него хоть и было пять конкурентов, заслуженный президент пользуется поддержкой властной элиты - которая в Алжире состоит из армейской верхушки, партии „Фронт национального освобождения“, остающейся у власти с момента обретения страной независимости, и тесно связанной с ними прослойки бизнесменов.
Эта коррумпированная элита транжирит нефтяное богатство страны. Алжир - второй после Нигерии экспортер на африканском континенте. Объем алжирского экспорта вот уже два года как сокращается, несмотря на это, валютные резервы страны оцениваются в 200 млрд долларов.
Большая часть народа ощущает это только благодаря субсидиям, направляемым в жилищную сферу и продукты питания. Власти боятся проводить экономические реформы, которые могли бы обеспечить крупнейшей стране Африки перспективу. Госбюджет крайне зависит от нефтяных доходов, на данный сектор приходятся 97% экспорта. Инициативы по диверсификации экономики страны до сих пор реализовывались неохотно. Поэтому половина алжирцев в возрасте младше 30 лет или не может трудоустроиться, или перебивается заработками, которых едва хватает на жизнь.

Протесты подавляются

Эта элита представляет Абделя Азиза Бутефлика как гаранта стабильности в Алжире. Правительство искусно подогревает у избирателей страх, что страна, лишившись сильного президента, может снова скатиться в гражданскую войну. По оценкам, в 90-х годах в кровопролитной борьбе за власть между исламистами и военными погибли свыше 200 000 человек. Гражданская война вспыхнула после того, как армия на первых свободных выборах в 1991 году воспрепятствовала успеху Исламского фронта спасения, попросту отменив второй тур. „Если мы потеряем стабильность, мы потеряем и независимость“, - внушал во время предвыборной кампании адлат Бутефлика Селлаль.
На многих алжирцев такая стратегия оказывает желаемое влияние. Поколение, которое само уже не застало гражданской войны, весьма признательно президенту за то, что в последние 15 лет он стабилизировал страну. Послевоенное поколение тех, кому сегодня меньше 24 лет - а это уже 50% алжирского населения - почти смирилось, многие просто потеряли веру, что Бутефлика уйдет из власти до своей смерти.
Движение „Баракат“ („Хватит!“) хочет, чтобы разочарованные граждане смогли выразить свое мнение. Во время предвыборной кампании эта группа граждан неоднократно устраивала акции протеста против четвертого срока президента. Однако колоссальные силы полиции в зародыше задушили протесты.
„Баракат“ и крупные оппозиционные партии даже призвали бойкотировать выборы. Если невозможно предотвратить переизбрание Бутефлика, нужно хоть так лишить его президентский мандат легитимности, решили они. Оппоненты надеялись, что в результате явка окажется еще ниже, чем на выборах 2009 года, когда, по оценкам независимых наблюдателей, на избирательные участки не пришел и каждый четвертый алжирец.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».