10 декабря 2018
USD EUR
Погода
Москва

Лучшие короткометражки прошлого, настоящего и будущего

C 16 по 18 октября в ЦДК будет проходить уикенд короткого метра Международного фестиваля независимого кино «2morrow/Завтра» Ольги Дыховичной и Ангелины Никоновой – одного из лучших московских киносмотров. Зрители смогут увидеть четыре программы короткометражных фильмов, куда вошли как картины ведущих мировых режиссеров, так и работы совсем начинающих авторов. В рамках уикенда покажут и два полнометражных фильма: «Кладбище великолепия» Апичатпонга Вирасетакуна и «Брат Дэян» Бакура Бакурадзе. О том, чего ждать от фестиваля, – в нашем гиде.

Фильмы открытия и закрытия

Фильмом открытия фестиваля станет новая картина режиссера «Шультеса» и «Охотника» Бакура Бакурадзе «Брат Дэян», – участница главного синефильского фестиваля в Локарно. Фильм посвящен последнему году жизни одного из генералов Балканской войны, который долгое время скрывался от трибунала. Из-за плохого состояния здоровья его перевозят в глухую деревню, где Дэян Станич видит кошмары о войне и находится в тяжких размышлениях о том, что невозможно исправить. «Брат Дэян» уже завоевал два Гран-при международных фестивалей (МКФ «Меридианы Тихого», МКФ в Батуми).

Фильм закрытия – удивительное «Кладбище великолепия», о котором мы писали после его показа на Каннском фестивале этого года. Теперь возможность увидеть пока что не купленную для российского проката картину главного тайского режиссера современности и обладателя «Золотой пальмовой ветви» Вирасетакуна будет и у местных зрителей.

Конкурс

Все остальные программы составляют фильмы короткометражные, позволяющие авторам экспериментировать. В конкурсе будет кино и игровое, и документальное. И совсем экспериментальное, отказывающееся от нарратива, и выстроенное по традиционным кино- и драматическим законам. Будут и признанные режиссеры-авангардисты (Петер Черкасски и Бен Риверс, которого называют «британским Апичатпонгом Вирасетакуном»), и молодые, но уже успевшие получить призы фестивалей в Канне, Венеции, Локарно и т.д. режисcеры. Одними из основных тем, объединяющих многие картины,  стали взросление и кинематограф.

Фото: Vita Aktiva

Среди участников конкурса, например, румынский «Арт» Адриана Ситару. В нем киношники проводят пробы с совсем юной девочкой, которая должна изобразить малолетнюю проститутку. Правда, никакой порнографии не предполагается – так, встать на корточки, полизать чупа-чупс. Мать девочки колеблется, а режиссер пытается ее убедить, что все это произойдет не зря: может, впереди «Оскар» или каннский приз! Фильм об авторской ответственности и манипуляции, но бодрый, легкий и ироничный. Покажут и жанровые картины. Например, семейный триллер Патрика Вольрата «Все будет хорошо», удостоившийся похвалы самого Михаэля Ханеке – учителя Вольрата – и множества наград. Или эстетский хоррор «Тарантул» режиссеров Али Муритиба и Марьи Калафанге, замешанный на бразильском фольклоре и показанный в секции «Горизонты» в Венеции.

«Прототипы»

Очень любопытная программа, в которую вошли шесть короткометражных фильмов, легших впоследствии в основу громких полнометражных дебютов последних лет. Так, «Капля воды» – прототип каннской картины этого года «Мустанг» турчанки Дениз Гамзе Эргювен, которую сейчас на «Оскар» номинировала, тем не менее, Франция. «Мустанг», вышедший 15 октября в российский прокат, рассказывает историю пяти турецких сестер-подростков, чьи родственники решают заковать их в кандалы патриархальных традиций после невинного общения девочек с друзьями-мальчиками. В «Капле воды»  сама Эргювен изобразила главную героиню. Девушка живет во Франции, но все еще не может, как ни старается, избавиться от влияния той культуры, в которой выросла.

«Сын Саула» о Холокосте – главная сенсация Каннского фестиваля этого года (полнометражный дебют венгерского режиссера Ласло Немеша – и сразу Гран-при) – также вырос из короткометражки. «И терпение кончается», как и «Сын Саула», рассказывает с помощью сменяющих друг друга длинных планов о главной трагедии XX века через историю обычного человека, за которым неотступно следует камера.

«Форбак» выпускницы парижской киношколы La Fémis Клэр Бюргер (ее закончила и автор «Мустанга» Эргювен) стал предвестником показанного на 2morrow фильма Party Girl. Его Бюргер сняла уже вместе со своими друзьями Мари Амашукели и Самюэлем Тейсом. Party Girl получил в Канне награду за лучший дебют «Золотая камера» из рук самого (уже бывшего) легендарного президента фестиваля Жиля Жакоба.  Фильм сделан на стыке игрового и документального кино и полон настоящей жизни, ведь история главной героини Анжелик основана на истории матери одного из режиссеров, Самюэля Тейса. Женщина сыграла в картине саму себя, как и другие члены семьи Самюэля. «Форбак», где Анжелик также появляется, рассказывает в первую очередь о самом Тейсе, приезжающем в родной городок, чтобы получить премию и навестить родных.

Фото: Anna Sanders Films

«Глухота» Мирослава Слабошпицкого также непосредственно связана с его «Племенем», победителем каннской секции «Неделя критики» и обладателем награды в номинации «Открытие года» Европейской киноакадемии. «Племя», радикальное гиперреалистичное киновысказывание, снятое на жестовом языке без субтитров, стало главным украинским и одним из главных европейских фильмов 2014 года. В «Глухоте» (конкурсная программа Берлинского фестиваля) показан эпизод из жизни слабослышащих подростков, чье существование, как и существование героев «Племени», неразрывно связано со словами «жестокость» и «насилие».

«Когда Мэри видели в последний раз» – прототип картины о секте и ее влиянии на жизнь сбежавшего из нее человека «Марта, Марси Мэй, Марлен» Шона Даркина, получившей восторженные отзывы критиков. На фестивале «Сандэнс» Даркина назвали лучшим режиссером, картину показали в каннском «Особом взгляде» и на множестве других фестивалей 2011 года (результат – 22 награды). В «Марте…» сыграли Элизабет Олсен, Сара Полсон, Джон Хоукс и Брейди Корбет. Последнего можно увидеть и в «Когда Мэри видели в последний раз», чья главная героиня отправляется вместе со своим бойфрендом в путешествие, из которого, как оказывается, не будет дороги назад.

«Спасение» Бена Зайтлина легло в основу одного из самых необычных, волшебных и обаятельных фильмов последнего времени – «Зверей дикого Юга». В этой номинированной на четыре главных «Оскара» грустной, но светлой сказке дебютант Зайтлин смешал эстетику магического реализма с южной готикой и получил нечто неповторимое. В Канне фильм собрал охапку призов, в том числе – награду за лучший дебют и приз ФИПРЕССИ программы «Особый взгляд». На «Сандэнсе» завоевал Гран-при. Всего у картины девяносто наград. В «Спасении» Зайтлин уже начал разрабатывать ту тему, которой будут посвящены и «Звери дикого Юга». Новый Орлеан, наводнение, поиск близких, и все это – сквозь призму взгляда маленькой девочки.

«Культовые. Начало»

Эта разделенная на две части ретроспективная программа состоит из ранних короткометражных фильмов лучших режиссеров мирового авторского кино, ставших уже в середине нулевых – начале десятых годов признанными авторами. Это те люди, которые определяли и продолжают определять главные кинотенденции. Но когда-то (когда были созданы собранные в программу короткометражки) их имена были почти никому не известны. Чего здесь только ни встретишь: даже фильм пятнадцатилетнего (!) Ларса фон Триера «Цветок», снятый под влиянием его любимого режиссера Тарковского. Румынская новая волна представлена ранними работами ее лидеров Кристи Пую и Корнелиу Порумбою. Будет и Апичатпонг Вирасетакун, в чьем «Третьем мире» уже заметны характерные для него мотивы слияния сна и бодрствования, реального и потустороннего. Вот и аргентинец Лисандро Алонсо стал адептом медленного созерцательного кино, уже когда делал короткометражку «Двое на тротуаре». Братья Дарденны, чьи фильмы гиперреалистичны, напротив, не всегда придерживались этой любимой ими теперь эстетики. В фильме 1987 года «А мир бежит, бежит…» много резких монтажных вставок, юмора и абсурда. А вот обожаемый синефилами португалец Мигель Гомеш уже в 2000 году любил псевдо-документалистику, к которой, например, можно отнести его «Наш любимый месяц август». В своем «Рождественском инвентаре» он пытается воспроизвести праздничные эпизоды из собственного детства. И это далеко не все видные режиссеры, чьи фильмы собраны в этой программе.

Фото: Film i Väst

Новые российские мастерские

Секция, благодаря которой можно будет заглянуть в будущее российского кино. Вошедшие в программу картины срежиссировали ученики ведущих кинематографистов России нулевых (и не только) годов. И если посещая другие программы уикенда интересно будет заниматься сравнением разных картин одного и того же режиссера, то «Новые российские мастерские» предоставят увлекательную возможность сравнить работы каждого из учителей с работами его учеников. Это самая загадочная секция фестиваля, о которой заранее сложно что-то сказать. Впрочем, некоторые картины уже успели поучаствовать в международных кинофестивалях. Например, «14 шагов» Максима Шавкина демонстрировали в Канне в официальной конкурсной программе «Синефондасьон». Ее же признали лучшей короткометражкой на ММКФ.

На фестивале покажут картины учеников мастерской Дмитрия Мамулии в Московской школе нового кино, студентов Школы документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова, мастерской Владимира Котта и Александра Котта во ВГИКе, работы студентов режиссерского факультета Московской школы кино (куратор Алексей Попогребский) и мастерской Александра Сокурова в Кабардино-Балкарском государственном университете.

Посмотреть расписание и купить билеты можно на сайте Центра документального кино.

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK