Наверх
13 мая 2021

В Европе из-за пандемии возрождается система ночных поездов

Спальный вагон купе плацкарт железная дорога
©Shutterstock / Fotodom

За последние годы система ночных поездов в европейских странах практически пришла в упадок. Среди причин этого прежде всего невозможность конкурировать с авиаперевозчиками-дискаунтерами. Железная дорога – это дорого и медленно, в результате чего один из главных перевозчиков в Европе, немецкий Deutsche Bahn, еще шесть лет назад отменил поезд Берлин – Париж. Вслед за этим начали отменяться и большинство других ночных маршрутов.

Однако пандемия коронавируса неожиданно сделала авиаперелеты или невозможными, или затруднительными, или опасными, и ночные поезда вновь стали востребованы, сообщает британская The Guardian. Так, правительство Швеции объявило о выделении средств на постройку двух новых маршрутов между Мальме и Стокгольмом с Брюсселем и Гамбургом. Министр транспорта Франции Жан-Баптист Дьебарри объявил о восстановлении ночных поездов между Ниццей и Парижем. А австрийская ж/д сеть Österreichische Bundesbahnen (ÖBB), которая несколько лет назад выкупила у Deutsche Bahn 42 спальных вагона, планирует возобновить сразу нескольких ночных маршрутов, соединяющих Берлин, Гамбург, Дюссельдорф и Мюнхен с городами в Австрии, Италии и Швейцарии. При этом объявленная стоимость билетов приятно удивляет: например, в сентябре планируется к отправлению поезд Брюссель – Вена, на который можно купить билет за €29,90.

Тем не менее, в целом ночные рейсы – удовольствие не из дешевых. В вагоне обычного поезда размещаются  70 человек, он может совершать по несколько поездок в день между разными пунктами назначения. Ночной вагон – это от 20 до 30 спальных мест, причем обычно все пассажиры едут из конца в конец, и весь поезд используется только для одной поездки в сутки. Более того, с  2000 года ж/д операторы вынуждены платить за доступ к путям при пересечении границ. В результате частные перевозчики предпочитают запускать ночные поезда только в летний период, а государственные пользуются огромными субсидиями от своих правительств.

В рамках Европейского союза ведутся разговоры об усилении государственного вмешательства и поддержки железнодорожного сообщения. При этом некоторые частные операторы считают, что правительства входящих в Евросоюз стран должны просто запретить авиакомпаниям летать на короткие маршруты или в поздние ночные рейсы, на которых их с легкостью заменили бы поезда.

Ранее «Профиль» писал о том, что в странах Евросоюза может появиться сеть ультраскоростных железных дорог. Поезда по ней смогут ходить со скоростью 350 км/ч, что позволит сократить время в пути почти вдвое.

С таким предложением выступила группа специалистов Венского института международных экономических исследований (WIIW) в рамках подготовленных ею рекомендаций по восстановлению европейской экономики после пандемии коронавируса.

По оценкам ученых, большая часть часть железнодорожных путей в Европе уже отвечает требованиям, необходимым для запуска сврехскоростных составов. Достроить придется только четыре маршрута: Париж – Дублин, Лиссабон – Хельсинки, Берлин – Никосия и Брюссель – Валлетта.

Самое читаемое
13.05.2021