Наверх
1 марта 2021

Почему школы и вузы оказались не готовы к дистанционному обучению

Дистанционное обучение онлайн-школа один
©Shutterstock / Fotodom

Переход на дистанционное обучение обернулся для многих школьников и их родителей техническими сбоями и трудностями с обучением. В вузах ситуация чуть лучше, но и там с новым форматом справляются не все. Разбираемся, насколько готова российская система образования к переходу в онлайн и почему.

Бег по платформам

Все российские регионы подтвердили, что у них есть возможность перевести школьников на дистанционное обучение, сообщили 10 апреля в Минпросвещения. По оценке министерства, около 94% школ и 95% учеников уже занимаются удаленно.

Чтобы помочь педагогам и учреждениям, чиновники составили рекомендации со списком интернет-площадок, которые можно использовать для дистанционного обучения. В первую очередь это ресурсы «Российской электронной школы», где представлены уроки по всему курсу предметов с 1-го по 11 классы. Также среди рекомендованных ресурсов были сервисы «ЯКласс», Яндекс.Учебник и InternetUrok. Школы и педагоги самостоятельно могли выбрать площадку под свои нужды. Чуть позже Минпросвещение вместе с издательствами запустило портал «Моя школа в online», где выложены материалы для самостоятельной работы для учителей и учеников с 1 по 11 класс.

Как правильно переводить обучение в онлайн

И все же справиться с переходом на дистант удалось не всем. «Мы проводили опрос среди школьных учителей и выяснили, что абсолютное большинство педагогов столкнулись с различными сложностями в процессе перехода на дистанционное обучение. Педагоги жалуются на слабое техническое оснащение школ, отсутствие Wi-fi, недостаток опыта работы в онлайн, – рассказывает основатель компании Maximum Education Михаил Мягков. – Сложности возникают и с выбором подходящего сервиса для дистанционного обучения. Платформ множество, а как выбрать и как оценить эффективность – не очень понятно».

Вдобавок некоторые из рекомендованных ресурсов были временно перегружены. В итоге 38% родителей оказались недовольны тем, как организован переход на дистант, показал недавний опрос Superjob. Причем больше всего негативных оценок – 51% – среди тех родителей, которые продолжают ходить на работу и не могут помочь детям освоиться с дистанционной программой.

Вузы передовые и отстающие

Система высшего образования оказалась чуть лучше готова к работе в новом формате. В профильном Минобрнауки признают, что слабые места есть. Где-то это информационная инфраструктура и проблемы с каналами связи, где-то – неготовность преподавателей.

Почему онлайн-образование может разочаровать россиян

Ситуация различается от вуза к вузу, объясняет проректор по цифровизации «Синергии» Анатолий Гриценко: «Если до этого университет активно внедрял дистанционное образование в свои технологии обучения, то, конечно, учреждение, готово».

К примеру, в МФТИ заранее были записаны на видео часть лекций и семинаров, рассказывает проректор по международным программам и цифровым инновациям Алексей Малеев. Чтобы снизить нагрузку на свой сайт, вуз проводит занятия не только через систему управления электронными курсами (LMS), но и с помощью YouTube. Для онлайн-семинаров используются разные платформы – например, Moodle или Zoom. «Стандартных решений нет – преподаватели постоянно экспериментируют», – делится Малеев.

Легче всего переход дался тем, кто раньше предлагал свои программы в рамках системы МООК – массовых открытых онлайн-курсов. В последние несколько лет это один из самых модных трендов в высшем образовании. Ведущие университеты мира делятся своими программами на популярных образовательных площадках и параллельно нарабатывают опыт в онлайне.

Впрочем, продвинутых с цифровой точки зрения вузов в России не так много. По данным Мониторинга экономики образования ВШЭ, глубина проникновения онлайн-технологий в высшее образование не превышает 4%. Поэтому большинству учреждений пришлось спешно распространять на всех студентов свои программы для заочников или пользоваться материалами коллег.

По словам ученого секретаря УМО высшего образования Александра Сафонова, фактически 30% организаций не имеют ресурсов, чтобы начать работу в дистанте. «У многих преподавателей, причем это не зависит от возраста, нет сформировавшихся практик цифрового поведения. Они боятся компьютера: там страшные хакеры и мошенники», – описывает ситуацию эксперт.

Переключить программу

Однако сложности с переходом на дистант – не только и не столько в технологиях, сколько в содержании самих программ и подходах к обучению. В онлайне намного сложнее удерживать внимание аудитории, у слушателей много соблазнов отвлечься, отмечает коммерческий директор Business Speech, преподаватель НИУ ВШЭ Федор Васильев. «Как с этим бороться и вовлекать аудиторию? Например, раз в несколько минут задавать вопросы, чтобы тебе отвечали голосом. Но нашпиговать бесконечным количеством интерактива то, что ты обычно преподаешь в очном формате, сложно. Нельзя же бесконечно спрашивать одно и то же», – размышляет он.

Как организовать удаленную работу на карантине через онлайн-сервисы

На самом деле контент для офлайн- и онлайн-занятий должен сильно отличаться, объясняет руководитель мультимедийной лаборатории «Силамедиа» и автор дистанционных курсов Оксана Силантьева. «Сейчас у людей есть иллюзия, что дистанционное обучение – это то же самое, что очное, только через компьютер. Они пытаются моделировать в режиме онлайн то, что было в офлайне. Но ведь говорящая голова лектора или учителя на экране – это занудно и чаще всего не эффективно. Материал нужно переупаковывать, давать больше интерактива, коротких заданий, групповой работы», – рассказывает Силантьева.

На сегодняшний день в школах нет популярных методик дистанционного обучения, которые были бы хорошо проработаны, признает гендиректор сервиса «ЯКласс» Андрей Илингин.
Помимо методик, не хватает и системного подхода к организации занятий. Для перехода в новый формат нужно выработать новые механизмы, составить расписание, обеспечить всех необходимыми сервисами. «Часть учебных заведений успешно справляется с этими задачами, другая – нет», – говорит научный руководитель системы дистанционного обучения Likbez.org Лидия Малыгина.

Большинство экспертов уверены, что решить эти проблемы за время самоизоляции вряд ли возможно. «Для большинства государственных школ и вузов переход на дистанционное обучение – это вынужденная и временная мера, – напоминает основатель образовательной платформы HeartBeat Education Иван Ковпак. – Сразу по окончанию карантина в большинстве учреждений все вернется на круги своя. Ведь машина гособразования достаточно инерционная и сильно зарегулированная».

Читать полностью (время чтения 4 минуты )
Избранные статьи в telegram-канале ProfileJournal
Больше интересного на канале Дзен-Профиль
Самое читаемое
01.03.2021