4 мая 2024
USD 92.05 +0.27 EUR 98.64 +0.62
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Лучший или ближайший: на что обращать внимание при выборе вуза
вузы образование Общество

Лучший или ближайший: на что обращать внимание при выборе вуза

Наиболее влиятельными в России сегодня считаются три рейтинга вузов: «Три миссии университета», Рейтинг лучших вузов России RAEX-100 и Национальный рейтинг университетов ИА «Интерфакс». Первый из них – международный, позволяющий оценить, как российские университеты выглядят в сравнении с зарубежными, два других – национальные, ранжирующие только российские вузы. Они используют разные методологии, а комплексная оценка включает различные критерии. Но нужно ли ориентироваться на рейтинги при выборе вуза?

Студенты у здания Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова

©Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Содержание:

Критерии оценки вузов

В разных рейтингах один и тот же вуз может занимать неодинаковые позиции. С одной стороны, это усложняет для абитуриента понимание места данного учебного заведения в системе высшего образования, говорит проректор по исследовательской деятельности университета «Синергия» Надежда Полихина. С другой – благодаря различным подходам составителей рейтингов к оценке вуза каждый человек, который находится в поиске «своего» университета, может обратить внимание на значимые именно для него критерии.

Рейтинги позволяют оценить вуз с различных сторон, соглашается руководитель пресс-службы рейтингового агентства RAEX Ирина Саблинская. Например, в «Трех миссиях университета» критерии сгруппированы в три крупных сегмента взаимодополняющих факторов, каждый из которых по-своему важен. Если абитуриент ориентирован прежде всего на научную карьеру, то помимо оценки качества образования следует обратить внимание на научный потенциал вуза. Что касается успешной карьеры, то она во многом зависит от репутации вуза у работодателей, уровня его взаимосвязи с обществом.

Анатолий Торкунов: "Мы должны задавать тренды, а не только следовать ожиданиям"

Если есть необходимость получить представление о конкурентоспособности российского университета на международном уровне, то можно воспользоваться рейтингом «Три миссии университета». А для тех абитуриентов, кто планирует продолжать образование невдалеке от дома, ориентиром могут служить локальные рейтинги, которые определяют региональных лидеров в федеральных округах России.

Сейчас наметилась тенденция к расширению линейки национальных рейтингов. Если выпускник школы уже определился с будущей профессией и намерен продолжать обучение в топовом российском вузе, то стоит обратить внимание на предметные рейтинги. Они дают представление о том, какие вузы лучше всего учат студентов, например, по физике, математике, энергетике, геологии, медицине, экономике и т.д. «Пожалуй, именно предметные рейтинги вызывают наибольший интерес как у абитуриентов, так и у специалистов, ведь в их рамках оцениваются результаты по конкретных направлениям, а не достижения университета в целом», – считает Полихина.

Для полноты картины результаты предметных рейтингов можно сопоставить с данными так называемых институциональных рейтингов, дающих комплексную оценку университета в целом на фоне его конкурентов. Рейтинг RAEX-100, например, позволяет провести сопоставление 100 лучших вузов России.


Московский международный рейтинг «Три миссии университета» оценивает высшие учебные заведения по следующим параметрам: образование, наука, взаимодействие с обществом. Формирование рейтинга было инициировано Российским союзом ректоров в соответствии с поручением президента России. Оператор – Ассоциация составителей рейтингов, рэнкингов и иных оценок эффективности (АСР), членами которой являются ведущие рейтинговые и исследовательские центры.

В перечень входят учебные заведения, занимающие ведущие позиции в глобальных академических рейтингах и/или лидирующие в национальных рейтингах. Из рассмотрения исключены узкопрофильные вузы, а также те, где численность обучающихся составляет менее 500 человек. Для составления рейтинга используются открытые официальные данные.

К 2022 году рейтинг насчитывал около 2000 вузов из 103 стран мира, в том числе 146 российских. Свежий выпуск рейтинга «Три миссии университета» вышел в середине мая 2023 года.

Рейтинг лучших вузов России RAEX-100 учитывает количественные параметры образовательной и научно-исследовательской деятельности вузов и качественные характеристики, отражающие мнение работодателей, представителей академических и научных кругов, студентов и выпускников. В 2022-м в анкетировании приняли участие 206 вузов, в опросах – свыше 85 тыс. респондентов.

В качестве статистической информации используются данные анкетирования, наукометрические показатели и сведения из открытых источников. Оценке подлежат только головные вузы, их филиалы не рассматриваются. Также в рейтинге не участвуют вузы творческой и спортивной направленности, силовых ведомств. Итоговая оценка вуза включает в себя три показателя: условия для получения качественного образования, уровень востребованности выпускников работодателями, уровень научно-исследовательской деятельности.

Свежий выпуск Рейтинга лучших вузов России вышел 7 июня 2023 года.

Национальный рейтинг университетов информационного агентства «Интерфакс» – это старейший рейтинг вузов России, впервые опубликованный в 2009 году. Он формируется на основе шести основных параметров учебного заведения: образование, исследования, социальная среда, сотрудничество, инновации и предпринимательство, бренд университета. В 2022 году в рейтинге участвовали 358 вузов.

Оценки основаны преимущественно на данных анкет, представленных университетами, а также на данных из открытых источников. В рейтинге не участвуют вузы силовых ведомств, творческие университеты, вузы, реализующие преимущественно программы заочного образования.


Почему российские рейтинги информативнее

Абитуриенты могут также ориентироваться на международные рейтинги вузов, такие как QS или THE. Но, во-первых, нынешняя ситуация заметно снижает их актуальность для большинства россиян, а во-вторых, они зачастую не отражают специфики российского высшего образования.

Когда начались проблемы в отечественном образовании, и почему не получается их решить

«Созданная еще в СССР система высшего образования отличается очень тонким балансом между всеми образовательными учреждениями, практически исключающим конкуренцию друг с другом. А западные рейтинговые агентства, вводя плоские и упрощенные метрики, выравнивали ландшафт российских вузов и, по сути, вынуждали их к конкуренции за позиции в рейтингах», – рассказал директор Центра научно-публикационной аналитики и международных рейтинговых исследований МГТУ им. Н.Э. Баумана Михаил Иванов. Например, было много забавных ситуаций, когда пытались сравнить несравнимое (например, медицинские и технические вузы), или абсурдных, когда сравнивали между собой научные институты и университеты.

Поэтому в настоящее время наибольший интерес представляют рейтинги, издаваемые российскими рейтинговыми агентствами, уверен эксперт. Для них характерен более объективный анализ положения российских вузов в мировом пространстве, а также лучшее понимание внутрироссийской межвузовской конкуренции.

Национальные рейтинги могут быть более информативными, поскольку они учитывают особенности российской системы высшего образования и ранжируют значительное количество российских университетов.

Кардинальных изменений в российских рейтингах университетов в связи с изменением политической ситуации не произошло, уточняет Ирина Саблинская. Методологические коррективы затронули лишь степень влияния отдельных критериев на итоговую рейтинговую оценку, так как возможности для международных стажировок студентов или их участие в программах двух дипломов заметно сузились.

Платная дорога к знаниям: насколько подорожает обучение в вузах и колледжах

Надежда Полихина напоминает, что помимо западных существуют международные рейтинги, которые выпускаются организациями из дружественных стран. Самый известный из них – Шанхайский рейтинг (ARWU). В зависимости от рейтингового агентства около 50–75 российских вузов представлены в институциональных мировых рейтингах. Во-первых, потому, что большинство российских высших учебных заведений обладает высокой конкурентоспособностью. Во-вторых, у российской системы высшего образования высокая емкость – около 700 университетов. Если международный рейтинг исключит их из учета, то утратит релевантность в глазах пользователей.

«Также следует учитывать, что Россия входит в группу стран-лидеров по общемировой студенческой мобильности, – напоминает она. – И значительной части иностранных студентов/абитуриентов, которые хотят учиться в России, интересны те рейтинги, где они могут получить объективную информацию и сравнить российские университеты с университетами других стран.

Не рейтингом единым

Впрочем, рейтинги играют роль только для примерно 15–20% абитуриентов, утверждает директор Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС Татьяна Клячко. Порядка 80–85% абитуриентов поступают в своих регионах в те вузы, которые знают. Лишь небольшой процент выбирает университеты Москвы и Санкт-Петербурга, причем и это число в последнее время снизилось: стоимость жизни студента вне дома, особенно в мегаполисах, дороже. Но так как едут в две столицы со всей страны, возникает впечатление, что в московские и питерские вузы хотят попасть очень много абитуриентов из регионов.

«В условиях экономической неопределенности родители стремятся к тому, чтобы дети поступили на бюджет. А поступить на бюджет в региональном вузе проще. В Москве и Санкт-Петербурге очень большая конкуренция, туда едут дети, набирающие на ЕГЭ 80 баллов и выше», – уточняет эксперт.

Возвращение к истокам: что ждет высшую школу России после отказа от Болонской системы

Что касается трудоустройства молодежи в своих регионах, возврата в них после окончания вуза, то, как ни крути, выходит, что ключевой момент для выбора вуза – наличие большого количества комфортных для молодежи рабочих мест по окончании учебы, отмечает Татьяна Клячко. Ключевое слово здесь – комфортных, поскольку рабочих мест может быть много, но молодых людей они не устроят в силу маленького размера оплаты труда, плохих условий труда, транспортной доступности и других факторов.

Рейтинги – важный, но далеко не единственный и не самый главный ориентир для выбора абитуриентом вуза, согласна Ирина Саблинская. Не меньший вес имеют личные впечатления от ознакомительного посещения учебного заведения, опыт родителей и друзей и, конечно, здравый смысл.

При выборе вуза в первую очередь важно учитывать желание самого абитуриента, так как именно с этого начинается энтузиазм любого инженера или ученого, подчеркивает Михаил Иванов. Дальше нужно оценивать возможности для самореализации студента в ходе обучения: есть ли инфраструктура и доступ к ней для научных исследований, открытые пространства для самостоятельной работы, а также для активного отдыха и занятий спортом, творчества.

Согласно результатам исследований, основным источником информации для абитуриентов являются нынешние студенты и выпускники вузов, рассказала Надежда Полихина. Молодым людям интересно мнение людей, имеющих непосредственный опыт обучения в рассматриваемом ими учебном заведении. Именно поэтому, отмечает она, вузам, которые заинтересованы в талантливых обучающихся, важно работать со своими студентами, создавать открытую, благожелательную, творческую академическую среду.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».