29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. «Об отмене лужковской надбавки к пенсии думают только городские сумасшедшие»
Общество

«Об отмене лужковской надбавки к пенсии думают только городские сумасшедшие»

Дефицит бюджета Москвы на фоне кризиса вырос по сравнению с прошлым годом более чем в 4 раза — с 50 до 217 млрд рублей. На следующие три года бюджет принят с дефицитом 130–140 млрд рублей. О том, где столичные власти возьмут средства, чтобы залатать «дыру», и какие новые сборы грозят москвичам, «Профиль» поговорил с близким к мэрии экспертом, главным редактором информационного агентства «Моссовет» Юрием Загребным.

— С чем связано резкое увеличение дефицита бюджета Москвы в 2014 году?

— В Москве по сравнению с другими регионами слабыми темпами растет налоговая база — на 1–3% в год.

— Почему?

— Из Москвы ушли многие крупные налогоплательщики — «Газпром» и другие федеральные компании, часть из них зарегистрировалась в Питере.

— Это связано как-то с уходом Лужкова?

— Нет. Изменилось федеральное законодательство: чтобы город не продолжал бесконтрольно расти, часть финансов решили перераспределить по регионам. Существенная их часть благодаря лоббированию со стороны Матвиенко ушла в Петербург. Закон был принят довольно давно, но, чтобы обеспечить плавный переход, Москве дали небольшую рассрочку и средства выводили постепенно. После ухода крупных налогоплательщиков город принципиально не сокращал расходы ни по одному из существенных направлений в сравнении с реальной инфляцией, но для компенсации этих потерь Москве нужны дополнительные источники доходов.

— Они найдены?

— Рост бюджета не такой существенный, как хотелось бы, но он есть.

— За счет чего он растет сейчас? Какие альтернативные источники доходов появились?

— Городские структуры более активно стали работать с недвижимостью.

— Строить стали больше?

— Нет. Я имею в виду налоги на недвижимость, доходы от аренды недвижимости, которая принадлежит городу. С 2016 года налоги на недвижимое имущество будут рассчитывать по кадастровой стоимости. Это существенно увеличит доходы бюджета.

— Это налог на квартиру?

— Да. Есть еще одна малопопулярная вещь, имеющая свои плюсы и минусы, — это сбор за капремонт, который будет введен с середины следующего года. На днях Собянин должен подписать соответствующее распоряжение. Ожидается, что платить надо будет 15 рублей за квадратный метр в месяц. В год в общей сложности набирается немаленькая сумма, порядка 15 млрд рублей. Эти деньги целевым назначением пойдут на капремонт. В 2009–2010 годах было достаточно существенное городское финансирование капремонта, но с приходом команды Собянина эту часть бюджета уменьшили, все финансы ушли на дорожно-инфраструктурное строительство. Но есть понимание, что этот сектор тоже нужно финансировать, новый сбор — это единственный источник финансирования, который пока найден. До последнего времени Москва была единственным регионом, который не вошел в федеральную программу «Капремонт». Сейчас, кроме Москвы, в нее не входят только Крым и Севастополь.

— Другие регионы уже платят?

— Да, в минувшем году в среднем платили по 7–8 рублей. В Ханты-Мансийске — 23 рубля за квадратный метр, в Санкт-Петербурге — меньше 6 рублей. Сколько они будут платить в следующем году — это уже дело регионов.

— В Москве тоже могут каждый год пересматривать размер сбора?

— Да, в том числе в меньшую сторону. Платить мы начнем через полгода, 6 месяцев даются на то, чтобы город подготовил программу капремонта, включил в нее дома, установил график ремонта. Плату будут брать с домов, включенных в эту программу. Лифты, кстати, город будет продолжать ставить из бюджетных средств.

— Какая примерно часть московских домов войдет в программу?

— Я думаю, что практически все войдут.

— Даже новостройки?

— Даже новостройки, потому что в будущем, лет через 30, им тоже понадобится капремонт.

— Исчисление налога по кадастровой стоимости заметно увеличит платежи?

— Смотря какое имущество.

— Например, двухкомнатная квартира.

— Зависит от того, в какие годы она построена, как пересчитывалась по БТИ, как индексировалась. Раньше за одну и ту же двушку в соседних районах могли платить по-разному, но кадастровая стоимость всех практически выравнивает. В среднем за двушку 50–60 метров в срединной части города придется платить около 500 рублей в год, это на несколько сотен рублей больше, чем было. По сравнению со сбором на капремонт это совсем немного: за ту же квартиру не в год, а раз в месяц люди будут платить по 900 рублей.

— Будут ли введены еще какие-нибудь сборы?

— Путин недавно подписал федеральный закон о торговых сборах.

— Какой прирост доходов ожидается в связи с этим?

— Очень сложно сейчас делать прогнозы: аренда земли и помещений сейчас растет, торговать во многих секторах становится сложнее. С учетом роста цен на товары и продовольствие и психологических факторов сложно говорить о том, как торговля будет себя чувствовать и сколько ее останется. На магазинах сейчас появилось очень много вывесок «Полная распродажа» и «Ликвидация». Значительно больше, чем в прошлые годы. Многие закрывают торговый бизнес, понимая, что он не будет рентабельным. Думаю, что эти сборы принесут в бюджет немного — несколько миллиардов рублей.

— А в убыток они не могут сыграть?

— Принимая этот закон, депутаты говорили, что честных налогоплательщиков он не коснется. Это попытка собрать налоги с тех, кто раньше денег в казну не платил: занимался торговлей и уходил от налогов. От торгового сбора уйти невозможно, он берется по факту нахождения предприятия.

— Как этот закон будет отделять честных предпринимателей от нечестных?

— Закон предусматривает, что в рамках уплачиваемых налогов торговый сбор будет возвращаться, законодательство здесь достаточно гибкое. Если тороговое предприятие деньги выплачивало, второй раз в виде торгового сбора их забирать не будут.

— Сейчас многие с тревогой ожидают расширения зоны платной парковки, введения платного въезда в город и других мелких неприятностей, которые позволят городским властям пополнить бюджет.

— Платный въезд в город — это совсем не мелкая неприятность. Определенное количество людей живет в Подмосковье, а работает в Москве. Если пересечение МКАД будет стоить денег, они начнут считать, сколько придется потратить на въезд и стоянку машины. И тогда возникает два варианта: ехать на общественном транспорте или искать другую работу. Я не удивлюсь, если большинство выберет второе и предпочтет работать уже не в Москве, а в Подмосковье. Это может иметь негативные экономические последствия для города. О том, что автомобилисты могут пересесть на общественный транспорт, легко говорить тем, кто прогнозирует, сидя в кабинетах, и не знает, что такое общественный транспорт в час пик. Если этот перегруженный транспорт нагрузить еще и теми, кто сейчас в автомобилях ездит, это не понравится ни тем ни другим.

— И все же, насколько велика вероятность того, что сидящие в кабинетах этот закон примут?

— Можно и себя, и других успокоить: буквально на днях Собянин сказал, что в правительстве эту тему детально не обсуждали, решение о платном въезде не принято. Более того, в тех финансовых условиях, в которых сейчас все оказались, такое решение принимать «несвоевременно и вредно», отметил он. Пока экономика не вернется в норму, платный въезд вводиться не будет. Скорее всего в виде эксперимента платный въезд введут на территорию делового центра «Москва-Сити». В первую очередь для того, чтобы по городу можно было ездить, а не стоять в пробке. Должен быть установлен некий финансовый ценз.

— Это коснется только «Москвы-Сити»?

— Пока решение не принято, но обсуждается по «Москве-Сити».

— Ходят еще слухи, что вскоре отменят так называемые лужковские надбавки к пенсиям.

— Если сравнить эти лужковские надбавки с размером бюджета, вы увидите, какие огромные это суммы — около 60 млрд в год. Возвращение в бюджет этой суммы никто даже не рассматривает, все понимают, что и пенсии, и надбавки нужно увеличивать. Может быть, какие-то городские сумасшедшие и думают о том, что хорошо бы, мол, эти надбавки убрать, но вслух это никто не произнесет. Эти надбавки на следующий год выросли весьма несущественно: они даже не покроют реальной инфляции. Кроме того, людям еще придется платить налоги на имущество и ежемесячный сбор на капремонт от 500 до 1000 рублей.

— Пенсионеров это тоже коснется?

— Если льготы для пенсионеров и будут установлены, то только на социальную норму площади (для одинокого жильца это 33 кв. м; для семьи из двух человек — 42 кв. м. — «Профиль»). В реальности люди проживают в квартирах несколько больших, чем социальная норма. Это значит, что за оставшуюся часть придется что-то доплачивать.

— Как еще планируется покрывать дефицит бюджета?

— Один из источников финансирования дефицита — бюджетные остатки. Это бюджетные деньги, которые по разным причинам не использованы в текущем финансовом периоде.

— Такое часто бывает?

— Да, они всегда есть. Основная часть госзакупок идет по конкурсу. В ходе конкурса, как правило, происходит снижение цены, иногда очень существенное. Разница между тем, сколько планировалось, и тем, на какую сумму закупили, остается в свободном остатке. В следующем году по большинству аналогичных статей бюджета эти деньги нельзя использовать. Поэтому в конце года во всех структурах бывает сумасшедший дом: ищут, куда их деть. А бюджетные деньги просто так не направить, нужен конкурс. Иногда мэр в течение года их перераспределяет, но в нынешней ситуации, я думаю, он их просто накапливает для финансирования дефицита бюджета.

— Но эти остатки, насколько я понимаю, покрывают лишь небольшую часть дефицита.

— Другой источник финансирования — это новые займы. Но компенсировать займы за счет других займов сейчас не самый выгодный вариант. Правда, в кризис и нет выгодных источников для закрытия дефицита. Деньги на рынке дорогие, финансовый рейтинг Москвы сильно упал, и прогноз негативный, поскольку он привязан к федеральному рейтингу. Как вариант остается продажа акций, имущества, собственности. Но во время кризиса спрос небольшой, и стартовые цены будут не такими, какие в иной ситуации можно было бы предложить.

— То есть город будет просто жить в долг?

— В чем-то да.

— И долг этот будет расти, судя по тому, что бюджеты на следующие годы тоже с дефицитом...

— Для займов есть ограничение — доля бюджета, выше которой брать займы нельзя. Но у Москвы есть чем этот долг покрывать даже в условиях кризиса. Худший вариант — это имущество. Когда Собянин пришел, долговая нагрузка города была снижена, и в значительной части за счет продажи акций крупных структур, в том числе «Банка Москвы», нефтеперерабатывающего завода, имущественных комплексов. В прошлом или позапрошлом году продали часть топливного комплекса города — МОЭК.

— Если случится что-то непредвиденное и расходы придется экстренно урезать, что или кто пострадает в первую очередь?

— В бюджете по этому поводу пока решения не заложены. Если кризис будет и дальше наступать, то уже в первом квартале и федеральные, и московские власти будут вносить в бюджеты поправки. Еще раз подчеркну, что снижения «лужковских» надбавок в Москве не произойдет. Чем можно пожертвовать? Какими-то элементами той части, которая сейчас забирает основное финансирование, кроме зарплат и социальной помощи. Кроме этих бюджетных секторов, основное финансирование забирает адресная инвестиционная программа Москвы, где главная часть — транспортные расходы: строительство дорог, магистралей, шоссе, развязок, метрополитена и закупка новых видов трамваев, автобусов, вагонов метро. Будет сокращаться все то, что требует валютных расходов, сокращаться там, где это можно сократить. Возможно, не будет закупаться новая импортная медицинская техника, тем более что в предыдущие годы произошло почти полное ее обновление. Конечно, новая техника понадобится для новых медицинских учреждений, которые будут строиться. Тут придется брать либо российские аналоги (кстати, даже по ультрасовременным томографам эти аналоги стали появляться), либо искать какие-то другие варианты. Это больная часть. А дальше возникает вопрос: нужно ли покупать именно в этот период новые низкопольные трамваи, троллейбусы и автобусы или можно три года подождать?

— А это уже заложено в бюджет?

— Да, это программа адаптации городского транспорта для маломобильных групп населения.

— Могут ли закрыть дыру в бюджете за счет повышения тарифов?

— Тарифы существенно не возрастут. Бюджетом предусмотрено, что они повысятся в пределах инфляции — примерно на 8%.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».

Реклама
Реклама
Реклама