Вечные ценности: как российский бизнес выполняет социальную миссию
Корпоративная социальная ответственность – отличительная черта современного российского бизнеса. Предприятия направляют на поддержку образования и здравоохранения, помощь ветеранам и инвалидам, благотворительность и экологию значительные средства. Как работают эти проекты? Разберем кейсы нескольких крупнейших компаний уровня «Газпрома», Сбербанка и «Роснефти», а также холдингов размером поменьше, но тоже значимых для российской экономики, таких, например, как машиностроительная Группа ГМС.
По оценкам независимых экспертов, ежегодный бюджет программ корпоративной социальной ответственности (КСО) может достигать 4% чистой прибыли компании. Президент Владимир Путин считает это направление развития отечественного бизнеса одним из ключевых в современных условиях.
«Ответственность бизнеса, его стратегический взгляд состоит и в работе на общественное благо, когда корпоративная политика включает проекты в сфере образования, здравоохранения, инфраструктуры, благотворительности», – заявил глава государства в апреле 2024 года на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей.
Настоящими лидерами в сфере КСО на протяжении многих лет являются крупнейшие российские компании. Например, в «Сбере» это направление курирует благотворительный фонд «Вклад в будущее». Структура специально создана для реализации значимых инициатив в сфере образования, инклюзивной среды, поддержки некоммерческого сектора.
В свою очередь, «Газпром» системно работает с субъектами Федерации в сфере социально-экономического развития. В частности, несколько сотен миллионов рублей компания каждый год направляет на поддержку коренных малочисленных народов Севера. Также крупные суммы направляются на благоустройство населенных пунктов, развитие культуры и спорта.
Создание благоприятной социальной среды на предприятиях и в регионах присутствия – визитная карточка «Роснефти». Направления КСО компании включают охрану здоровья, комплексную жилищную программу, поддержку ветеранов, продвижение ценностей здорового образа жизни.
Бизнесы, которые не настолько на слуху и получают существенно меньший объем ежегодной выручки и прибыли, чем у названных лидеров отечественной экономики, тоже не остаются в стороне. Выполняя свою миссию в аспекте КСО, компании дополняют усилия государства в сфере социальной поддержки, на практике фактически выступают его партнерами. В особенности это относится к системообразующим предприятиям российской экономики, список которых утвержден решением Минэкономразвития России.
Наглядный пример – Группа ГМС. Продукция этого машиностроительного холдинга, в первую очередь компрессорное и насосное оборудование, востребована в нефтегазовой отрасли, атомной и тепловой энергетике, водном хозяйстве и на предприятиях ЖКХ. Общая сумма налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, уплаченных предприятиями Группы ГМС за последние 10 лет, составила 78 млрд руб.
В компании работают более 10 тыс. человек. Производственные и инжиниринговые активы холдинга расположены в Москве, Санкт-Петербурге, Тюмени, Орловской области, Татарстане и Республике Беларусь. Из зарубежных активов, имевших юрисдикции в недружественных странах, в 2022 году компании пришлось выйти. Однако холдинг предусмотрительно осуществил локализацию на своих российских мощностях значительной части продукции, ранее производимой за рубежом.
В настоящее время предприятия Группы ГМС реализуют новые проекты по расширению номенклатуры и наращиванию объемов выпуска оборудования на территории Российской Федерации. Так, в прошлом году компания сформировала новое направление бизнеса «Технологии переработки нефти и газа».
Цель проекта – организация комплексного сервиса динамического оборудования (насосы, компрессоры, турбины), в разные годы импортированного в Россию. Это стало актуальным после того, как западные производители из стран, поддержавших санкции, отказались выполнять обязательства перед российскими клиентами.
Несмотря на внешнее давление, российский бизнес находит возможности не только для развития, но и для продолжения социальных проектов. Об этом как раз наглядно свидетельствует опыт Группы ГМС, которая находит средства не только для инвестиций и наращивания объемов производства основных видов продукции, но и для реализации новых проектов социальной направленности.
В регионах присутствия компания конструктивно взаимодействует с местными властями, участвуя в различных программах, оказывает адресную помощь людям в решении насущных проблем. Начиная с 2014 года на социальные проекты, благотворительность и пожертвования выделено свыше 400 млн руб. Причем основная часть этой суммы, более 250 млн руб., направлена в течение последних трех лет.
Впрочем, аналогичный подход, как отмечают эксперты, характерен для многих представителей крупного российского бизнеса в целом. «Ряд компаний нарастил сейчас свои социальные программы, адресованные жителям регионов, где они работают», – отмечает Сергей Пикин, директор Фонда энергетического развития.
«Существенный рост объемов благотворительности таким образом совпадает с ростом выручки компании. Мы видим конверсию успехов компаний, их движения в сторону развития отечественных технологий в благие дела для российских регионов и конкретных людей», – подчеркнул он.
По словам Екатерины Ручкиной, HR-директора Группы ГМС, помощь жителям регионов, в которых работают предприятия холдинга, – это логичное продолжение внутренней социальной политики, обращенной к персоналу и потенциальным соискателям рабочих мест. Приоритетной для холдинга является также поддержка спортивных начинаний. В активе компании – финансовая помощь в проведении чемпионата Европы по дзюдо 2016 года в Казани. Группа ГМС в данном случае выступила генеральным партнером турнира. В общей сложности на развитие профессионального и детского спорта направлено порядка 120 млн руб.
«Наша компания входит в список системообразующих предприятий России. Вот почему принципиальное значение имеет, чтобы и наши сотрудники, и все жители в регионах присутствия Группы ощущали положительный эффект от наших социальных программ. Мы нацелены на то, чтобы стать со временем компанией, с которой могут брать пример в аспекте КСО другие игроки рынка», – резюмирует Екатерина Ручкина.
Основными донорами российских КСО-программ являются, как можно предположить, самые крупные корпорации – хотя бы в силу своего размера. Но и компаниям меньшего масштаба тоже есть о чем говорить, полагают эксперты. Как правило, такие предприятия публично не заявляют о себе как о благотворителях, при этом длительное время методично работают в этом направлении. «Интересные проекты в области социальной поддержки реализуют многие компании, но не все считали нужным раскрывать эти данные, а сейчас дозрели. Хотелось бы, чтобы впредь бизнес больше руководствовался не принципом ложно понятой скромности, а тем предположением, что несказанного не существует и о добрых делах можно и нужно говорить», – считает Алексей Фирсов, социолог, основатель центра социального проектирования «Платформа».
Подписывайтесь на все публикации журнала "Профиль" в Дзен, читайте наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль