Высшая мера: можно и нужно ли возвращать смертную казнь в России
После теракта в «Крокус Сити Холле», одного из самых страшных по последствиям в постсоветской России, политики и общественные деятели вновь заговорили о применении смертной казни. Вопрос подвешен уже почти 30 лет. Будет ли он решен теперь, и если да, то как именно, наверняка сказать не может никто.
- По горячим следам
- Буква закона
- Мораторий явочным порядком
- Ратификации не случилось
- Решение Конституционного суда
- Новая Конституция?
- Ящик Пандоры
По горячим следам
О необходимости «тотальных казней террористов и репрессий против их семей» замглавы Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев написал в своем Telegram-канале вечером 22 марта. Лидер фракции ЕР в Госдуме Владимир Васильев пообещал: тема смертной казни «подвергнется глубокой проработке, будет вынесено решение, отвечающее запросам общества».
Запросы общества в 2024 году социологи еще не замеряли. Но на протяжении последних десятилетий делали это неоднократно. По данным Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), в 2019-м, к примеру, за возвращение исключительной меры наказания выступали больше половины россиян (52%), мораторий на смертную казнь поддерживали 30%, за полную ее отмену высказались 8% опрошенных.
На пленарном заседании Госдумы 26 октября о необходимости вернуть смертную казнь говорили Леонид Слуцкий (ЛДПР) и Сергей Миронов (СР). «Тема требует обсуждения», – отметил спикер Вячеслав Володин и предположил, что в этом вопросе будет достаточно решения Конституционного суда (КС). Глава думского комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников (ЕР) подчеркнул, что принимать «глобальное решение надо на холодную голову»: «Если говорить серьезно и ответственно, то у нас есть два моратория – мораторий КС и мораторий президента».
Буква закона
Статья 20 Конституции РФ гарантирует каждому право на жизнь, а смертную казнь впредь до ее отмены разрешает устанавливать в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни, дав обвиняемому право на рассмотрение дела судом присяжных.
В 1993 году, когда принимали Конституцию, у власти была возможность решить вопрос раз и навсегда, но на это не пошли, вспоминает в разговоре с «Профилем» политолог Алексей Макаркин: «При Ельцине тема смертной казни воспринималась как часть большого торга с Европой. Конечно, против и тогда, и потом выступали многие в силовых структурах. И общественное мнение в большинстве было за казнь, тем более что буквально перед этим проходил процесс над маньяком Чикатило (его расстреляли в начале 1994 года. – «Профиль»)».
В действующем Уголовном кодексе РФ смертная казнь есть в перечне видов наказания (ст. 59 УК). К исключительной мере запрещено приговаривать женщин, несовершеннолетних и мужчин старше 65 лет. В порядке помилования глава государства может заменить казнь пожизненным заключением или 25 годами лишения свободы.
Уголовно-исполнительный кодекс (УИК) предписывает исполнять казнь «непублично путем расстрела» в присутствии прокурора, сотрудника ФСИН и врача.
Мораторий явочным порядком
Мораторием (от лат. moratorium) называют временное прекращение или отсрочку исполнения каких-то обязательств, законов. Считается, что тот самый «мораторий президента» был введен указом Бориса Ельцина от 16 мая 1996 года «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы». Но ни единого слова об отказе от вынесения смертных приговоров в этом документе нет. Говорят, собирались прописать, но потом передумали: тема тяжелая.
Тогда Россия, после трудных переговоров вступив в Совет Европы (СЕ), подписала и ратифицировала Конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Одним из условий принятия в организацию было подписание и ратификация в течение трех лет протокола № 6 к конвенции, где говорится об отмене смертной казни в мирное время.
Тактика ингимаси: кто может стоять за трагедией в "Крокус Сити Холл"
В УК РСФСР число «расстрельных» статей исчислялось десятками. При этом с конца 1980-х количество смертных приговоров и казней постепенно сокращалось. С 1992 по 1996 год суды приговорили к «вышке» 770 человек, расстреляли 131. Последним считается казненный в 1996 году Сергей Головкин, изнасиловавший и убивший несколько десятков мальчиков.
Указ президента в числе прочего поручал ускорить принятие нового Уголовного кодекса и «обсудить вопрос о сокращении составов преступлений, за совершение которых может быть назначена смертная казнь».
В УК РФ, вступившем в силу с 1 января 1997-го, таких составов осталось пять: убийство с дополнительными квалифицирующими признаками (ст. 105 ч. 2), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277), посягательство на жизнь судьи или следователя (ст. 295), посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317) и геноцид (ст. 357). Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) все эти преступления относит к числу тех, что по желанию обвиняемого должны рассматриваться с участием присяжных.
По закону, если смертник подал просьбу о помиловании, его не казнят до принятия решения президентом РФ. Если просить о помиловании осужденный не хочет, Верховный суд и Генпрокуратура еще раз проверяют уголовное дело, а заключение по итогам проверки отправляют президенту, без подписи которого применение исключительной меры невозможно.
Венская конвенция ООН о праве международных договоров обязывает государство воздерживаться от действий, противоречащих подписанному документу, даже если он не ратифицирован. Подписав в апреле 1997-го протокол № 6, мораторий на смертную казнь Кремль ввел явочным порядком: Борис Ельцин перестал рассматривать прошения смертников и подписывать разрешения на расстрел. До 1999 года смертные приговоры еще выносились, но не исполнялись.
Ратификации не случилось
Законопроект о ратификации протокола № 6 был внесен президентом в Госдуму в августе 1999-го вместе с законопроектом, который убирал из российских законов всякое упоминание о смертной казни.
За прошедшие 25 лет профильный думский комитет ни разу не предлагал палате принять эти документы или отклонить их, да и Кремль не настаивал. Павел Крашенинников в начале 2022 года объяснял, почему: «Мы считаем, что смертной казни нет и политически, и практически, это реальность. С другой стороны, мы понимаем, что есть разные люди, депутаты во всех фракциях, включая ЕР, которые считают, что без нее нельзя. Поэтому, если вынести вопрос на обсуждение, нет стопроцентной гарантии того, что протокол № 6 будет ратифицирован».
Насколько сильным было неприятие идеи отказа от применения смертной казни у большинства депутатов, можно судить по принятому Госдумой в феврале 2002-го обращению к президенту Путину о преждевременности ратификации. «Недопустимо игнорировать в угоду внешнеполитическим интересам волю народа», – говорилось в документе.
После начала специальной военной операции Россия вышла из Совета Европы, а в феврале 2023 года законом денонсировала Европейскую конвенцию по правам человека вместе с несколькими протоколами к ней. Протокол № 6 в законе не упоминался: он не требовал денонсации, не будучи ратифицированным.
Профильный комитет потом обратился к полномочному представителю президента Гарри Минху «по вопросу актуальности дальнейшей работы» над давними законопроектами. Но реакции Кремля не последовало. Эти памятники ушедшей эпохи так и лежат в Госдуме.
Решение Конституционного суда
В 1999 году Конституционный суд принял постановление, которое позволило власти не мучиться с проблемой смертной казни еще 11 лет. До того как право на суд присяжных на всей территории страны не будет обеспечено каждому обвиняемому в преступлении, за которое возможна исключительная мера, «наказание в виде смертной казни назначаться не может», отмечалось в документе.
Бортников заявил, что российским спецслужбам известны организаторы терактов против РФ
Условие было выполнено лишь в 2009-м, когда присяжные заседатели появились в Чечне. После чего Верховный суд попросил КС разъяснить, можно ли приговаривать к расстрелу с 1 января 2010 года.
Нельзя, ответили судьи: «В результате длительного моратория на применение смертной казни сформировались устойчивые гарантии права человека не быть подвергнутым смертной казни». Процесс носит необратимый характер, и даже введение суда с участием присяжных на всей территории страны «не открывает возможность применения смертной казни», говорилось в определении КС.
Адвокат Алексей Михальчик в беседе с «Профилем» напомнил, что в 2009 году большое количество статей УК, в том числе об ответственности за террористические преступления, было законом выведено из-под действия судов присяжных, поэтому смертная казнь за терроризм даже в случае отказа от моратория без внесения изменений в УК и УПК невозможна. Юрист, как и многие другие адвокаты по уголовным делам, обращает внимание на то, что «качество уголовного судопроизводства ведет к большому количеству судебных ошибок, и при назначении наказания в виде смертной казни это будет фатальным».
Сейчас самое тяжкое наказание за теракты, приведшие к гибели людей, – пожизненное заключение. Дела рассматривают военные суды.
Новая Конституция?
Еще в конце 2022-го Дмитрий Медведев предположил, что для отмены моратория на смертную казнь достаточно нового решения Конституционного суда – с учетом изменившихся обстоятельств, то есть выхода из Совета Европы.
Но обстоятельства изменились неоднозначно. В состав РФ включили ДНР, ЛНР, Запорожскую и Херсонскую области, где по закону суды присяжных должны заработать с 1 января 2027 года. Как минимум до этой даты, следуя логике постановления КС, возвращение смертной казни невозможно.
Юрист Сергей Пашин подчеркивает, что решения Конституционного суда отмене не подлежат. Юридическую преграду на пути восстановления смертной казни судья в отставке видит в ст. 20 Конституции. «Простым криком и законом» ее не поправишь, отмечает Пашин: статья находится во второй главе, где говорится о правах и свободах человека. Чтобы внести в нее изменения, надо принимать новую Конституцию, проведя референдум, а до того созвать Конституционное собрание, приняв специальный закон.
Того же мнения придерживается и глава комитета по конституционному законодательству и госстроительству Совета Федерации Андрей Клишас. Сенатор ссылается на выступление председателя Конституционного суда Валерия Зорькина на Всероссийском съезде судей осенью 2022 года.
«Несмотря на нынешнюю экстраординарную ситуацию, очень плохим сигналом обществу стал бы сейчас отказ от моратория на смертную казнь в России», – говорил тогда глава КС. В силу требований ныне действующей Конституции единственно приемлемый для отмены моратория способ – принятие новой Конституции, «иным путем – ни парламентским законом, ни референдумом, ни даже поправкой к Конституции – это сделать невозможно», подчеркивал Зорькин.
После теракта в «Крокус Сити Холле» председатель КС заявил, что суд выскажет свою позицию лишь «после официального запроса уполномоченных представителей». О подготовке депутатами, сенаторами или президентом такого запроса не слышно. Но это не значит, что его не будет.
Ящик Пандоры
«Президент не очень хочет брать на себя ответственность и по отмене смертной казни, что потребует законодательного оформления, и по ее применению. Это очень тяжелый вопрос», – говорит первый замглавы думского комитета по госстроительству и законодательству Юрий Синельщиков (КПРФ). А решать его с учетом реалий придется именно главе государства.
«Вопрос политический и очень сложный», – подтвердил «Профилю» источник в Госдуме.
25 марта пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил журналистам, что Кремль не участвует в дискуссии о возвращении смертной казни. Сам Владимир Путин, судя по высказываниям разных лет, убежденным сторонником смертной казни как способа борьбы с преступностью не является. «Я понимаю возмущение граждан и желание наказать преступников. Вопрос в эффективности», – говорил он в 2013 году. После 22 марта 2024-го глава государства своего мнения на сей счет не оглашал.
С возвращением смертной казни осторожничают, полагает Алексей Макаркин, потому что у элиты сохранилась историческая память о временах, когда практиковавшие смертную казнь сами нередко становились к стенке. «Есть опасения, что, отменив мораторий, можно открыть ящик Пандоры», – говорит политолог: сейчас Конституция допускает казнь лишь за преступления против жизни, но «кто может поручиться, что в будущем не появится новая Конституция, которая будет допускать казнь и за экономические преступления, как было в советские времена, и за коррупцию».
«При такой правоохранительной системе, когда могут с любым расправиться, боюсь, как бы не злоупотребляли», – заметил на заседании фракции КПРФ 25 марта Геннадий Зюганов.
Пока в Госдуме ограничились созданием рабочей группы для изучения вариантов реагирования на террористическую угрозу, но приоритетом тут, заявил Вячеслав Володин, «нужно сделать миграционную политику».
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".