26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Запретный плод: в России ограничат право на суррогатное материнство
законопроект Общество

Запретный плод: в России ограничат право на суррогатное материнство

Иностранцам хотят запретить пользоваться услугами российских суррогатных матерей. Сейчас наша страна – одна из немногих, где это разрешено законом, поэтому бездетные иностранцы приезжают в Россию в надежде получить генетически своего ребенка. Но во время локдауна, когда границы были закрыты, младенцев не смогли забрать домой вовремя, что стало поводом для разработки соответствующего законопроекта. Его авторы мотивируют необходимость запрета якобы многочисленными случаями нарушения прав детей, но эксперты считают, что инициатива политизирована и в таком виде принесет больше вреда, чем пользы.

©Shutterstock/ FOTODOM

Законопроект, запрещающий иностранцам и лицам без гражданства использовать институт суррогатного материнства на территории РФ, был внесен в Госдуму 11 июня, перед самым окончанием сессии и созыва. Авторы – группа депутатов во главе с вице-спикером Петром Толстым. Изменения предлагается внести в Семейный кодекс, законы «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и «Об актах гражданского состояния».

Согласно тексту документа, воспользоваться такими услугами смогут только россияне, состоящие в браке, либо одинокие гражданки РФ, в силу какого-либо заболевания не способные родить ребенка самостоятельно. Об одиноких мужчинах речь вообще не идет, видимо, они автоматически попадают под запрет.

По мнению авторов инициативы, предлагаемые ими меры направлены на обеспечение безопасности детей. В пояснительной записке приводится несколько примеров, когда из-за закрытия границ в пандемию иностранные родители не смогли забрать своих новорожденных детей и те оставались без надлежащего присмотра и ухода. Следственные органы трактовали такие случаи как торговлю людьми.

Наибольший общественный резонанс вызвало расследование уголовного дела, возбужденного в январе 2020 года, когда в одной из квартир в городе Одинцово Московской области обнаружили труп младенца, рожденного суррогатной матерью. Экспертиза установила, что причиной смерти стал синдром внезапной смерти новорожденного. В квартире находились еще трое младенцев. Как выяснилось, все они были рождены суррогатными матерями для граждан Республики Филиппины и оставались с няней в специально арендованной квартире, пока биологические родители занимались оформлением всех необходимых документов. Процедуру организовывал Европейский центр суррогатного материнства (ЕЦСМ) в Москве.

Дело о торговле детьми

Уголовное дело было возбуждено в январе 2020-го по ч. 1 ст. 109 УК РФ («Причинение смерти по неосторожности»), пп. «б», «г», «з» ч. 2 ст. 127.1 УК РФ («Торговля людьми»). В рамках расследования были арестованы гендиректор ЕЦСМ Владислав Мельников, трое его коллег-акушеров и четверо технических сотрудников.

В качестве потерпевших фигурируют 11 детей, переданных в органы опеки. Так, близнецы, рожденные для филиппинского политика Фредениля Кастро и его супруги, были размещены в Доме ребенка для детей с поражением нервной системы и нарушением психики, хотя были здоровы. Родители пытались забрать своих детей, но сначала не могли попасть в Россию из-за закрытых границ, а затем из-за возбужденного уголовного дела. Как отмечали защитники, ранее у политика уже родились пятеро детей от российских суррогатных матерей, которых семья благополучно забрала домой.

Чтобы вернуть детей, Фредениль Кастро обращался с жалобой в Совет по правам человека при президенте РФ (СПЧ), но ситуация до сих пор не разрешилась. Сейчас о судьбе детей ничего неизвестно.

Адвокат: торговля младенцами поставила под угрозу суррогатное материнство в России

В рамках расследования задержанными оказались даже дети гендиректора компании «Росюрконсалтинг» Константина Свитнева, которого СКР считает организатором международной сети по торговле детьми. Когда оперативники приехали за ним, в коттедже находились только четверо детей бизнесмена и няня. Следователи решили изъять их и отправить в Московскую областную больницу. Забрать детей домой удалось только адвокату Свитнева, предоставившему администрации медучреждения кипу документов.

В мае 2021 года арестованные медики написали открытое письмо, в котором призывают прекратить уголовное дело. «Мы не знаем, кому пришло в голову назвать передачу детей после родов их родителям сделкой купли-продажи. Сам смысл программы суррогатного материнства в том, что суррогатная мама вынашивает, рожает и передает ребенка биологическим родителям... В России ежегодно суррогатные мамы рожают около тысячи детей. Это тысяча продаж детей каждый год?» – цитирует строки письма РИА «Новости».

Обвиняемые указывают, что составом преступления оказались легальная медицинская деятельность и выполнение их профессиональных обязанностей. При этом судебно-медицинские и генетические экспертизы, проведенные до и после их ареста, полностью подтверждают правдивость всех показаний. «На нашем месте с равной вероятностью может оказаться каждый врач, когда-либо работавший с суррогатными матерями, просто по единоличному решению какого-либо следователя», – пишут медики.

Доля суррогатного материнства в общем объеме услуг вспомогательных репродуктивных технологий в России составляет около 1,5%

Shutterstock / Fotodom

Международная проблема

Следствие считает, что через ЕЦСМ и «Росюрконсалтинг» ежегодно проходили сотни заказов из разных стран, где запрещено суррогатное материнство. Среди них Франция, Италия, Китай, Аргентина, Австралия, Монголия.

Случаи гибели и торговли детьми, рожденными суррогатными матерями для иностранных граждан, и ранее попадали в поле зрения правоохранителей, говорится в пояснительной записке. Например, в 2008 году семья из Италии заключила договор с «Росюрконсалтингом», по которому компания обязалась найти суррогатную мать, согласную на имплантацию генетического материала заявительницы и ее мужа в клинике «Витанова». Они передали в российскую клинику необходимый биологический материал, однако позже выяснилось, что между клиентами и переданным им ребенком отсутствует генетическое родство. Суд распорядился поместить ребенка в детский дом, и до сих пор неизвестно, кто является его настоящими родителями.

Кроме того, в пояснительной записке приводятся устрашающие примеры из зарубежной практики, когда дети от сурматерей оказывались заложниками своих преступных биологических родителей. Так, в 2013 году суд США вынес приговор в виде 40 лет тюрьмы и 400 тысяч долларов компенсации одному из членов международной банды педофилов, который продавал в сексуальное рабство собственного сына, рожденного суррогатной матерью-россиянкой для его гомосексуальной пары.

«Следствием установлено, что над мальчиком надругались, когда ему было всего две недели, а в два года его уже вовсю снимали в детском порно, которое распространялось через хорошо законспирированную сеть Boy lovers – любители мальчиков. Ребенка буквально сдавали в аренду. По делу проходили как минимум восемь мужчин из Германии, Франции, Австралии и США», – говорится в документе.

Действующий закон не устанавливает требования к потенциальным родителям, например, об отсутствии у них судимости за преступления против несовершеннолетних или решения о лишении родительских прав.

Один из авторов законопроекта, председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев заявляет, что поправки – вынужденная мера, обусловленная множественными сообщениями «о незавидной судьбе детей, рожденных суррогатными матерями, попавших в сексуальное рабство или просто подвергающихся издевательствам за рубежом».

Сразу вспоминается «закон Димы Яковлева», с 1 января 2013 года установивший запрет на усыновление российских детей для всех граждан США. В 2017-м Страсбургский суд признал нарушенными права американских семей, которые не смогли из-за него усыновить сирот, но это ничего не изменило.

Россияне по рождению

Отдельный статистический учет уголовных дел, связанных с нарушениями закона при суррогатном материнстве, не ведется, отмечают авторы инициативы. По их мнению, причина – в их высокой латентности. Одним из наиболее важных факторов является то, что дети, рожденные на территории нашей страны от сурматерей, не приобретают гражданство России, поскольку его не имеют их генетические родители. Чаще всего иностранцы регистрируют рождение ребенка в консульстве своего государства. «Этим объясняется отсутствие оснований для последующего контроля за судьбой этих детей со стороны российских компетентных органов и возможности ведения полноценного статистического учета случаев нарушения прав таких детей», – поясняют депутаты.

Иностранцам в России хотят запретить пользоваться услугами суррогатных матерей

Поэтому законопроект предлагает ввести обязательное получение такими детьми гражданства РФ, если они рождены или даже вынашивались суррогатной матерью на день вступления поправок в силу.

По мнению авторов, нововведения не будут препятствовать выезду ребенка со своими родителями в страну их проживания, а направлены лишь на создание дополнительных механизмов защиты прав российских детей, пострадавших от преступлений за пределами страны.

Введение запрета не вступает в противоречие с международно-правовыми обязательствами Российской Федерации, подчеркивают депутаты. В таких странах, как Франция, Италия, Германия, Австрия, Норвегия, Швеция, Швейцария, Китай, Сингапур, Индия, а также в некоторых штатах США суррогатное материнство запрещено в целом. Это дает «положительный импульс к совершенствованию нашей правовой системы».

Никакой официальной статистики в этой области нет. По заявлениям Петра Толстого, 90% суррогатных родов в России происходят по заказу иностранцев, а бюджет организаций-посредников оценивается в сумму более двух млрд евро в год.

По данным Российской ассоциации репродукции человека, доля суррогатного материнства в общем объеме услуг вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) всего около 1,5%. При помощи этой процедуры в России рождается не более тысячи детей в год, утверждает Ассоциация суррогатного материнства. За 2018–2019 годы клиники ВРТ заплатили налогов на общую сумму более 3,5 млрд руб.

Неучтенные нюансы

Ожидается, что законопроект будет рассмотрен в октябре 2021 года уже следующим составом Госдумы, но, скорее всего, процесс затянется. Очень высок общественный резонанс вокруг него, к тому же слишком много неучтенных авторами нюансов, вызывающих недоумение правозащитников, медиков и даже коллег-депутатов.

С критикой законопроекта выступила Российская ассоциация репродукции человека. По мнению организации, законопроект ограничивает людей в необходимой медпомощи, ущемляя, например, права наших бывших соотечественниц из СНГ, а также российских граждан, состоящих в браке с иностранными. Не определяет проект и действия по защите интересов детей, попадающих в детский дом и при этом имеющих родителей в других странах. Ассоциация призвала авторов к тщательной доработке документа с привлечением компетентных представителей медицинского и правового сообщества, а также с проведением широкой общественной дискуссии.

Кроме того, эксперты говорят о стремлении разработчиков защитить некие национальные интересы, а не урегулировать наиболее важные проблемы суррогатного материнства: оплата услуг и содержание сурмамы во время и после беременности, отказ отдавать и принимать ребенка, рождение ребенка с инвалидностью или нескольких детей.

Суррогатному материнству в России готовят новые правила и ограничения

Законодательная база, регулирующая суррогатное материнство в РФ, сейчас очень мала. Понятие «суррогатное материнство» закреплено в Семейном кодексе и в законе «Об актах гражданского состояния». Наиболее подробно сфера регулируется приказом Минздрава «О применении вспомогательных репродуктивных технологий в терапии женского и мужского бесплодия», где прописаны показания и противопоказания для суррогатного материнства, а также критерии выбора сурматерей. Согласно действующей редакции регламента, медицинскими показаниями к тому, чтобы воспользоваться услугами суррогатной матери, могут быть отсутствие матки, безуспешные попытки забеременеть или выкидыши, а также такие заболевания, как ВИЧ, туберкулез, гепатиты С и В, новообразования, сахарный диабет.

Возможность для одинокого мужчины получить ребенка от сурматери в законе не урегулирована, но на практике такое уже случалось – прямого запрета на сегодня нет, а Конституция РФ гарантирует равенство полов.

Существующих на сегодня норм недостаточно для детального регулирования института суррогатного материнства, считает член Ассоциации юристов России, юрист в сфере семейного права Наталья Скрябина. Уже не первый год ведутся разговоры о принятии единого закона, который бы регулировал не только требования к суррогатной матери и генетическим родителям, но также и сам договор суррогатного материнства – его форму, существенные условия.

«Сейчас, согласно разъяснениям Верховного суда, если суррогатная мать отказалась дать согласие на запись родителями ребенка в свидетельство о рождении потенциальных родителей, судам следует проверять условия договора, то есть являются ли истцы генетическими родителями ребенка и по каким причинам не дается согласие. Все это формирует противоречивую судебную практику, что только укрепляет предубеждения к суррогатному материнству. Устранить эти проблемы поможет более детальный контроль государства за отношениями заказчиков и суррогатной матери на всех этапах их правоотношений. Недостаточность такого контроля сейчас позволяет существовать серому рынку суррогатных матерей», – рассказала она.

По словам юриста, аналогичные проблемы встречаются и в том случае, если заказчиками выступают иностранные граждане. Но даже если суррогатная мать в России дала письменное согласие на запись заказчиков в качестве родителей, может возникнуть проблема при въезде ребенка в другую страну: ребенка могут не признавать гражданином этого государства. Несколько таких дел доходило даже до ЕСПЧ, который заявил, что рождение ребенка в другой стране не может препятствовать его въезду в государство гражданства родителей и его праву воспитываться в их семье.

«Сложно сказать, что положения законопроекта защитят именно детей в этих правоотношениях: никаких новых «защитных конструкций» для детей, которые не остаются ни с одной из сторон договора, в нем не предусмотрено, хотя именно они являются наиболее уязвимой стороной. Например, в некоторых штатах США при заключении договора суррогатного материнства будущему ребенку назначается опекун, а на Украине уже при заключении договора презюмируется согласие суррогатной матери на передачу ребенка генетическим родителям, и после его рождения он автоматически становится их ребенком», – рассказала Наталья Скрябина. Исходя из этого, более резонно было бы в законе о суррогатном материнстве предусмотреть правовую защиту именно ребенка, который рождается, а не плодить запреты для сторон договора, убеждена юрист.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».