Пирамиды под запретом
Владимир Путин запретил российским авиакомпаниям возить туристов в Египет до выяснения причин катастрофы А321 компании MetroJet над Синайским полуостровом. Таким образом российские власти, наконец, серьезно восприняли версию теракта, о которой уже неделю говорят на Западе. В Египет отправятся пустые самолеты, они должны будут эвакуировать россиян. В московских аэропортах из-за отмены рейсов в арабскую страну уже скопились сотни пассажиров.
На шестой день после крупнейшей катастрофы в истории отечественной авиации, унесшей жизни 224 человек, Владимир Путин все-таки наложил временный запрет на полеты отечественных авиакомпаний в Египет.
В течение недели, британские и американские спецслужбы, ссылаясь на свои разведданные, заявляли о высокой вероятности того, что причиной гибели российского А321 компании MetroJet («Когалымавиа») над Синайским полуостровом был теракт. Большинство независимых авиационных специалистов, основываясь на характере разрушений лайнера (он развалился на куски еще в воздухе), также склонялись к данной версии. Главный подозреваемый – террористическая организация «Исламское государство» (запрещенная в РФ) дважды взяла на себя ответственность за взрыв, который стал местью России за ее удары по позициям террористов в Сирии. Сначала они заявили о своей причастности к теракту в день трагедии 31 октября (от имени ИГИЛ), потом 4 ноября, когда сообщение распространила группировка «Вилайят Синай» («Синайская провинция»), присягнувшая ИГИЛу и воюющая с египетской армией и полицией на Синае.
Однако Росавиация сообщила, что отменять полеты в Египет не намерена. При том, что уже в день катастрофы Air France и Lufthansa приостановили полеты над Синаем до выяснения причин катастрофы, 1 ноября тоже самое сделали Emirates. 4 ноября британские власти объявили о начале эвакуации своих граждан из Шарм-эль-Шейха и отменили все рейсы на этом направлении. Вслед за Лондоном прекратили авиасообщение с египетским курортом Ирландия, Германия, Нидерланды, Украина, Латвия, Литва, Словения…
Глава британского МИД Филип Хаммонд сообщил, что решение было принято из-за террористической угрозы. Разведка Великобритании опиралась на данные, полученные в результате перехвата переговоров между террористами той самой исламистской группировки, действующей на Синайском полуострове и сотрудничающей с боевиками ИГИЛ. По данным The Telegraph, спецслужбы страны после крушения российского лайнера узнали о новом готовящемся крупном теракте в регионе. Как сообщила Би-би-си со ссылкой на свои источники, британские следователи одной из служб безопасности, которые выясняют причину крушения A321, предположили, что он мог разрушится из-за взрыва бомбы, которую заложил в багажный отсек террорист. При этом окончательно не исключается и версия о технической неисправности самолета.
Представитель Белого дома Джош Эрнест также заявил, что у США есть некая информация свидетельствующая о взрыве на борту. Спутники американских спецслужб зафиксировали яркую вспышку взрыва в зоне гибели А321. В пятницу вечером французский телеканал France2 со ссылкой на неназванного следователя сообщил, что запись бортового самописца говорит о том, что взрыв не был связан с выходом из строя двигателя.
Российское же руководство все это время демонстрировало стоическую выдержку, которая, видимо, должна была передаться и всем россиянам, особенно тем, кто садился в самолет.
Глава Росавиации Александр Нерадько призвал не подгонять результаты расследования крушения А321 под одну из версий, «как это произошло с разбившимся в Донбассе MH17». По его словам, записи «черного ящика», которые фиксируют состояние основных агрегатов самолета, уже расшифрованы. Но все расследование (включая сбор воедино частей корпуса судна и обследование их на наличие следов взрывчатки) займет аж несколько месяцев. При этом у комиссии, которая расследует крушение лайнера, пока нет никаких версий, почему он развалился в воздухе.
Египетские власти же с самого начала упирали на версию о технических неполадках. Ведь очевидно, что если подтвердится версия теракта, то это нанесет гигантский урон туриндустрии страны. Египтян в приоритетности данной версии почему-то поддерживали и российские представители.
Москва вообще очень болезненно реагировала на заявления западных политиков и предположения западных СМИ о возможном теракте на борту, считая это чуть ли не продолжением информационной войны против России и ее операции в Сирии.
Очевидно, что российский план «маленькой и победоносной войны» с воздуха против террористов в далекой арабской стране никак не предусматривал гибели мирных российских граждан, которые оказались теперь на передовой. Несмотря на то, что подобное трагическое развитие событий предсказывали многие аналитики. Но кто виноват? Кто снова строит козни России? Вопрос для российских чиновников является риторическим.
Глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев так прямо и сказал о «геополитическом сопротивлении действиям России в Сирии», отметив, что «какой-то элемент психологического давления в решении Великобритании о приостановке полетов есть». «В мире достаточно тех, кто предпочел бы эту катастрофу заведомо, заранее, без должных на то оснований списать на ответную реакцию джихадистов в отношении России», – заявил сенатор.
«Какие-то версии причин произошедшего может выдвигать только следствие. От следствия пока мы никаких заявлений не слышали. Любые другие подобные предположения носят характер, скажем так, непроверенной информации или каких-то спекуляций», – утверждал пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков.
В четверг ситуацию с крушением Путин обсудил по телефону с британским премьером Дэвидом Кэмероном. Президент официально выразил обеспокоенность принятием британскими властями версии возможного теракта и запретом на авиарейсы в Шарм-эш-Шейх. По его мнению, информация о причинах катастрофы должна базироваться исключительно на результатах официального расследования.
Но видимо Москва получила от Запада такие сведения, которые побудили ее вытащить голову из песка и перестать делать вид, что можно просто спокойно подождать финальных результатов расследования, продолжая подвергать потенциальному риску жизни россиян.
В тот же день, в четверг, состоялись телефонные переговоры между британскими и российскими спецслужбами, после чего директор ФСБ Александр Бортников по результатам заседания НАК рекомендовал президенту приостановить авиасообщение с Египтом до выяснения причин крушения А321. Путин согласился с предложением, о чем стало известно в пятницу вечером.
По словам Бортникова, ввести временный запрет необходимо до выяснения истинных причин крушения А321. «Глава государства согласился с этими рекомендациями. Путин поручил правительству отработать механизмы реализации этих рекомендаций», - пояснил Песков и отметил, что глава государства также поручил проработать механизм возвращения граждан РФ из Египта. По данным ассоциации «Турпомощь», сейчас в этой арабской стране находятся около 40 тысяч российских туристов.
«Аэрофлот» уже в пятницу поздно вечером получил предписание Росавиации о приостановке рейсов в Египет. Пятничный вечерний рейс в Каир уже улетел пустым, чтобы забрать оттуда отдыхающих. Вывозить россиян из городов пребывания будут чартеры тех же туркомпаний, которые привезли их в Египет. Причем сроки вылета приблизят к датам купленных билетов. На курортах будут организованы оперативные штабы для помощи гражданам по возвращению в Россию. На сайтах МЧС и Ростуризма заработают телефоны «горячей линии». Как сообщил вице-президент ассоциации «Турпомощь» Дмитрий Горин, эвакуируемым разрешат провезти в самолете только ручную кладь в 10 кг. Багаж в целях безопасности перевезут отдельными самолетами.
При этом Песков особо подчеркнул, что решение прекратить полеты в Египет не означает, что версия теракта рассматривается как основная при расследовании катастрофы. «Безусловно, по-прежнему ни одна из версий не может доминировать, поскольку нет однозначных индикаций в пользу этой версии», – заявил он. Он почему-то отказался сообщить журналистам, будет ли Россия усиливать меры безопасности авиаперевозок россиян в другие страны, кроме Египта. Хотя еще в четверг премьер Дмитрий Медведев распорядился это сделать. «Хотел бы вам поручить отдельно поработать со всеми авиационными властями тех государств, куда летают наши самолеты, имею в виду возможность предпринять дополнительные меры по обеспечению безопасности», – заявил он на заседании кабмина, обращаясь к министру транспорта Максиму Соколову.
После этой недели разница в подходах Москвы и Лондона по расстановке приоритетов в вопросах безопасности своих граждан, теперь вряд ли у кого теперь вызывает сомнения.
Россияне почти неделю продолжали летать в Египет после катастрофы, произошедшей при весьма неоднозначных обстоятельствах, в период продолжающейся боевой операции в другой арабской стране и публичных угроз в адрес ее граждан. Официальные лица при этом предлагали подождать и «не спекулировать».
Премьер Кэмерон заявил, что, конечно, нужно рассматривать все возможные версии трагедии и дождаться официальных результатов расследования. Но при этом объяснил, почему дожидаться их, лучше сидя у себя дома.
«В полученной из разведывательных источников информации отмечается, что существует гораздо большая вероятность, чем ее отсутствие, что это была подложенная террористами бомба. И это главная причина, почему мы начали действовать, не дожидаясь заключения расследования, поскольку в мои обязанности входит защита и спасение британцев, где бы они ни находились. Причем делаем мы это в сотрудничестве с нашими партнерами – такими, как Египет», – заявил он.
Наверняка, в обязанности президента России тоже входит что-то подобное?
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".