Золотые квоты
Заседание президиума Госсовета по рыбному хозяйству важнейшего для отрасли события, которое определит стратегию ее развития на ближайшие годы, как ожидается, состоится в октябре этого года. Ранее дата его проведения несколько раз переносилась из-за принципиальных разногласий относительно системы распределения квот на вылов рыбы. На этот раз Росрыболовство, выступающее главным разработчиков программы рыбного комплекса, предложило новый принцип распределения квот, который должен вывести отрасль из затяжного кризиса.
Ключевой вопрос, на который должны дать участники заседания президиума Госсовета, - распределение квот на вылов рыбы, то есть определение принципа, по которому будут распределяться доли общедопустимого улова (ОДУ).Уже многие годы в России действует так называемый «исторический принцип», согласно которому распределение новых квот между компаниями происходит с учетом их среднегодового вылова рыбы в предыдущие сезоны. С одной стороны, это обеспечивает статус-кво и помогает избегать серьезных потрясений на рынке. С другой стороны, совершенно очевидно, он консервирует технологическую отсталость отрасли, поскольку не стимулирует строительство новых судов и модернизацию флота.
Росрыболовство предлагает провести модернизацию «исторического принципа», в частности, введением так называемых «квот господдержки» или «квот под киль». «Квоты под киль» будут выдаваться тем компаниям, которые построят суда на российских верфях, и выделение таких квот для окупаемости каждого нового судна будет происходить на паритетной основе равными долями - 50% от государства и 50% из собственной квоты рыбопромышленника. Именно это, по мнению регулятора, будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности проектов обновления рыбного флота.
По словам главы Росрыболовства Ильи Шестакова, ситуация с вложениями в отрасль далека от желаемого. «Если говорить об инвестициях в основной капитал, то доля инвестиций в добыче полезных ископаемых – 22%, в сельском хозяйстве это порядка 18%, а в рыбной отрасли это менее 10%», - заявил глава Росрыболовства. При этом, по оценке экспертов, более 70% основных производственных фондов российского рыбохозяйственого комплекса – это именно рыбопромысловый флот. Исправить ситуацию, считают крупные рыбные компании, смогут «квоты под киль», которые будут закрепляться за новым отечественным судном на 25-летний срок. Этого достаточно, чтобы обеспечить окупаемость судна.
Недавно в СМИ попало письмо президенту Путину от российских рыбопромышленников, в котором говорится о необходимости внедрения дополнительной мотивации со стороны государства, которая позволила бы компании реализовать проект по строительству крупнотоннажного флота. Начать работу предлагается с Дальнего Востока, где сосредоточено более 70% национального рыбодобывающего флота. Одна из активно участвующих в обсуждении вопроса «квот под киль» компаний - «Русская Рыбопромышленная Компания» (РРПК), которая является крупнейшим добытчиком минтая в России, например, заявляет о готовности начать совместно с другими ведущими компаниями отрасли реализацию пилотного проекта по строительству 15 крупнотоннажных траулеров на Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне общей стоимостью около 60 млрд руб. При этом обязательным условием получения квоты должно стать российское происхождение судна, говорится в обращении компании.
В качестве обеспечения окупаемости инвестиций РРПК предлагает жестко закрепить за новыми судами определенные квоты на вылов водных биоресурсов для их компаний-владельцев. Так, чтобы построить первые 15 судов, согласно этому проекту, в ежегодно устанавливаемом государством общем допустимом улове можно было бы выделить до 300 тыс. тонн минтая в виде целевой «квоты под киль» (это около 17% от ОДУ минтая на 2015 год). Также компания просит Владимира Путина дать поручение правительству, чтобы оно определило российские верфи, которые смогут реализовать проект, обеспечив там особый режим строительства, а также предоставило субсидии по кредитам или лизинговым платежам.
Предложение «Русской Рыбопромышленной Компании», которое в целом идет в русле государственной Морской доктрины, вызвало серьезный резонанс. Во-первых, непонятно, откуда брать квоты на реализацию программы. Во-вторых, возникают вопросы о степени локализации строительства и поставке иностранных судов. Ведь можно построить в России корпус судна, а всю «начинку» собрать за рубежом, в том же Китае, где это дешевле.
Первая проблема решается довольно просто - например, необходимые квоты можно получить за счет изъятия в законном порядке квот у российских предприятий, находящихся под контролем иностранных компаний. По оценке экспертов, около 12 крупных рыболовных флотов на Дальнем Востоке контролируются рыбопромышленниками из Кореи, а их вылов составляет порядка 100 тыс. тонн - то есть уже треть от заявленного рыбопромышленниками объема. Также, считают в Росрыболовстве, давно пора отнять квоты у так называемых рыбных рантье - фирм, которые владеют квотами на добычу биоресурсов, но не имеют собственного добывающего флота и просто переуступают свою долю на вылов другим предприятиям.
Не менее важен вопрос и развития отечественной судостроительной отрасли. Согласно официальным данным, с 1995 по 2012 год количество добывающих судов в России сократилось практически на треть, а пополнение флота почти на 90% обеспечивалось за счет подержанных иностранных судов. Решение этой проблемы государство может обеспечить за счет обозначения в законодательстве минимальных спецификаций, при наличии которых судно попадает под программу «квот под киль», то есть, задать нижнюю границу величины локализации судна и предусмотреть любые друге условия такой локализации. Это позволит закрыть все возможные «лазейки» для тех, кто хочет «пряник», но не хочет строить суда на национальных верфях.
Кстати, идею ввести «квоты под киль», которые позволят обеспечить заказами отечественное судостроение Минпромторг и Минсельхоз предлагали правительству еще в 2012 году, однако дискуссия продолжается до сих пор. Сейчас отраслевые объединения хотят провести в начале октября, до проведения Госсовета, всероссийское совещание руководителей рыбохозяйственных союзов для подготовки консолидированной позиции отраслевого сообщества к заседанию президиума Госсовета. Рыбаки надеются, что это позволит все-таки подтвердить единый подход, который поможет и обновить флот и поддержать рыбодобывающий сектор.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".