22 ноября 2024
USD 100.68 +0.46 EUR 106.08 +0.27
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Из-за чего Албания разорвала отношения с Ираном
Албания Зарубежье Иран кибератаки терроризм

Из-за чего Албания разорвала отношения с Ираном

«Совет министров принял решение о разрыве дипломатических отношений с Исламской Республикой Иран, [оно] вступает в силу немедленно». Такое сообщение появилось на сайте правительства Албании 7 сентября. В тот же день иранскому посольству в Тиране было направлено уведомление о том, что все дипломаты и сотрудники представительства должны в течение суток покинуть страну. Поводом для столь резкого шага стала атака на правительственные компьютерные системы, ответственность за которую Албания возложила на иранцев. Тирана и Тегеран и прежде имели набор претензий друг к другу, так что нынешний эпизод выглядит логичным продолжением их трений.

Премьер-министр Албании Эди Рама

Премьер-министр Албании Эди Рамы

© Olsi Shehu / ANADOLU AGENCY / Anadolu Agency via AFP/East News

Албанские зигзаги

Отношения Албании и Ирана прошли несколько этапов, причем зачастую то, как эти страны относились друг к другу, определяли внешние факторы. В 1980-е социалистическая Албания, несмотря на сложные отношения с СССР, воспринималась в Иране, как часть враждебного коммунистического блока. Здесь главную роль сыграло объявление Советского Союза имамом Рухоллой Хомейни «малым сатаной» за ввод войск в Афганистан и поддержка Москвой Багдада в ирано-иракской войне. Впрочем, в ту пору всё внимание и силы Тегерана были сосредоточены на боевых действиях, а затем – на послевоенном восстановлении. Иначе говоря, иранцам было не до Албании.

Удар по Югославии стал пиком могущества Запада, но и моментом, с которого оно пошло на убыль

События, развернувшиеся в 1990-х на Балканах, послужили для Ирана поводом усилить внешнеполитическую активность. Тегеран поддержал мусульманскую Албанию в ее стремлении добиться отделения Косово от Сербии. Были даже свидетельства участия иранских добровольцев в войне на стороне косоваров. Следствием всего этого стало открытие посольства Ирана в Албании в феврале 1999-го.

Однако идеологическая ориентация Исламской Республики на следующем этапе сыграла ровно противоположную роль. Проблемы начали появляться, как только Тирана заполучила в союзники Вашингтон. Тегеран резко раскритиковал удары США по Белграду в 1999 году, а затем выступал против вмешательства «американских империалистов» в происходящее на Балканах.

К концу 2000-х противоречия накопились и на другом направлении. Иранские попытки вести религиозную работу среди албанских мусульман Тирану тревожили, она их пресекала. Это, в свою очередь, раздражало Тегеран. Между тем Иран начал пересмотр своей внешней политики, делая ее более прагматичной. В рамках этого курса Тегеран рассматривал отделение Косово не столько как успех мусульман, сколько как тревожный прецедент – благо на окраинах Исламской Республики хватало своих сепаратистов. Поэтому, когда Косово официально провозгласило независимость в 2008 году, Иран поддерживать этот шаг не стал.

Какие идеи и исторические обстоятельства сформировали внешнеполитическую самоидентификацию Ирана

Окончательно ирано-албанские отношения расстроились после того, как в 2013-м Тирана согласилась принять около трех тысяч членов леворадикальной Организации моджахедов иранского народа («Моджахедин-э Хальк»), ведущей непримиримую борьбу против Исламской Республики с момента ее основания. Представителей этой структуры в свое время приютил Саддам Хусейн, однако после вторжения США в 2003 году их положение резко ухудшилось. С одной стороны, в Ираке все большее влияние обретали проиранские силы, которые стали атаковать лагеря подготовки боевиков моджахедов. С другой – новые иракские власти начали расследования в отношении «Моджахедин-э Хальк» из-за участия этого движения в подавлении шиитских протестов в 1991 году.

Оставаться в Ираке «моджахедам иранского народа» было опасно. Но тут на помощь пришли США, решившие, что радикальные противники тегеранского режима – слишком ценный актив, чтобы его терять. В результате американцы договорились с Албанией о том, что она примет у себя моджахедов. Это, разумеется, было в штыки воспринято Тегераном. Число сотрудников его посольства в Тиране было увеличено, поскольку теперь им предстояло следить за антииранскими силами и координировать действия против них.

В 2018 году Албания выслала двух иранских дипломатов, обвинив в попытке подготовить убийство представителей «Моджахедин-э Хальк». В 2020-м ситуация повторилась – Тирана дала 72 часа другим двум иранцам, чтобы покинуть страну «за действия, несовместимые со статусом дипломата». Так что случившийся на днях разрыв отношений – логичное развитие процесса, идущего уже несколько лет.

На выставке, посвященной истории Народной организации моджахедов Ирана в их лагере в Манзе .

Стена памяти членов Организации моджахедов иранского народа ("Моджахедин-э Хальк") в городе Манез, Албания

Gent SHKULLAKU / AFP/East News

Борьба с терроризмом

Иран следит за представителями «Моджахедин-э Хальк» и старается преследовать их не только в Албании. Причем другие страны тоже не в восторге от того, что на их территории Тегеран сводит счеты со своими врагами.

Иран продолжит мстить за Сулеймани, но так, чтобы не разозлить США

В 2021 году иранский дипломат Асадулла Асади был приговорен бельгийским судом к 20 годам лишения свободы по обвинению в подготовке теракта. Суд счел доказанным, что Асади и трое сообщников намеревались в 2018 году взорвать бомбу во время проведения близ Парижа демонстрации Организации моджахедов иранского народа.

Также появлялась информация о попытках Тегерана действовать против других организаций, признанных им террористическими. Так, в 2018 году полиция Дании заявила, что разведка Исламской Республики попыталась устроить покушение на лидера датского отделения «Арабского движения борьбы за освобождение Ахваза». Эта организация, как считается, устроила ряд терактов в Иране, включая атаку на участников военного парада в Ахвазе в 2018 году, в результате которой 25 человек погибли, еще около 70 получили ранения.

На счету у спецслужб Ирана есть и успешные акции. Одной из самых громких операций стало выманивание руководителя популярного телеграм-канала Amad News Рухоллы Зама из Франции. Его ресурс прославился в период «зимних протестов» 2017–2018 гг. в числе прочего призывами нападать на силы безопасности, публикацией инструкций для кустарного изготовления бомб и рекомендаций, как лучше вести уличные бои с полицией. Через доверенных лиц, сотрудничавших с иранскими спецслужбами, Зама убедили выехать в Ирак якобы для встречи с аятоллой Али Систани. В Багдаде его задержали иракские силы безопасности и передали в руки Ирана, где он и был казнен в 2020 году.

Как Иран выживает под санкциями, и можно ли считать этот опыт успешным

Стремление европейских стран пресекать у себя разборки Тегерана с его оппонентами понятно и логично. Особенно когда речь идет о взрывах, влекущих за собой вероятность гибели мирных граждан. В то же время устранение на чужой территории своих противников, объявленных террористами, практикует далеко не только Тегеран. Если представить, что условный Зам создал бы ресурс с аналогичным содержанием во Франции для французов, он наверняка был бы предан суду и оказался за решеткой. Стрельба на параде обернулась бы заочным смертным приговором для представителей устроившей ее организации, где бы они ни находились, если представить, что жертвами теракта стали два десятка американских военных. Наконец, история организации «Моджахедин-э Хальк» – это перечень кровавых акций на территории Ирана, в ходе которых погибли сотни мирных жителей. Какое из европейских государств не признало бы такую структуру террористической? К слову, моджахеды и были какое-то время включены в европейские и американские террористические списки, но затем их оттуда исключили.

Кого считать террористом, а кого нет, каждая страна решает, исходя из собственных соображений. Вряд ли в обозримой перспективе мы увидим единый и признаваемый всеми государствами список террористов и террористических организаций. Так что Тегеран вполне резонно полагает: вы (коллективный Запад) даете убежище террористам, хотя сами «своих террористов» убиваете в любой точке мира любыми доступными средствами, почему мы должны поступать иначе?

Автор – эксперт Российского совета по международным делам (РСМД)

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".