23 ноября 2024
USD 102.58 +1.9 EUR 107.43 +1.35
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Его больше нет
Главное

Его больше нет

Фигура давно умершего диктатора теперь почти не видна за силуэтом присоединенного к стране Крыма и за дымом пожаров в Донбассе

На прошлой неделе исполнилось 62 года со смерти Сталина. Размашистых митингов старых и молодых коммунистов по всей стране на этот раз не было. Не было и серьезных публичных акций родственников жертв политических репрессий, которые раньше проводились в годовщину. Не до Сталина теперь. Он перестал быть причиной горячих споров между россиянами и тем объектом, из-за которого ломаются копья, срываются голоса и проводится черта, разделяющая своих от чужих.

Теперь фигура давно умершего диктатора почти не видна за силуэтом присоединенного к стране Крыма и за дымом пожаров в Донбассе. Отношение к тому, что произошло на Украине, к причинам нынешних санкций, к ношению георгиевской ленточки – вот актуальные сегодня маяки, разделяющие общество, семьи и конкретных людей.

Долгих 62 года после своей смерти Иосиф Сталин трижды в год (в день смерти, день рождения и в День победы) будто бы воскресал. И должно было случиться что-то совсем из ряда вон выходящее, чтобы про него забыли, если не совсем, то почти полностью.

Так уже было в нашей истории с другими датами, казавшимися важными для страны и ее обитателей.

В 1913 году в последний раз широко отмечалась годовщина Бородинской битвы. За год до этого празднование напоминало по ажиотажу открытие Олимпиады-2014 в Сочи. Говорились слова про подвиг, преодоление, избавление от захватчиков и провидение, которое ведет Россию. Дата битвы с Наполеоном у села Бородино называлась едва ли не главной в отчественной истории. Но уже в 1914 про великую битву прошлого забыли, потому что в самом что ни на есть настоящем люди гибли десятками тысяч на полях новой, еще более страшной войны.

Сильное воспоминание можно перебить только другим, еще более сильным. Страшное – еще более страшным. Так сейчас и происходит, хотя ни Третьей мировой, ни ГУЛАГа, ни голода или тотальных репрессий еще нет, а может, и не будет. Но эти или другие беды витают в воздухе тяжелым предчувствием. Оно есть и у тех, кто за «крымнаш», и у тех, кто против. А Сталин уже неинтересен ни тем, ни другим. Сталин – это еще цветочки.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".