ММКФ-2023: приключения детей, проблемы подростков, драмы взрослых
20 апреля открывается 45-й Московский международный кинофестиваль, который продлится до 27 апреля. В этом году зрителей ждут четыре конкурсные программы (основной конкурс, секции документального и короткометражного кино и впервые появившаяся в прошлом году программа «Русские премьеры») и 16 внеконкурсных. Как правило, на ММКФ большинство заметных картин сосредотачивалось как раз в многочисленных внеконкурсных секциях, но сейчас фестиваль переживает кризис. Если раньше в программе оказывались фильмы из Канн, Венеции, Берлина, то сейчас их почти нет. Правда, пытливые киноманы обнаружат на их месте работы, которые уже показывали на смотрах в Роттердаме, Локарно, Сан-Себастьяне – эти фестивали пусть и не входят в большую тройку, но пользуются заслуженной любовью синефилов.
"Не слышу зла", "Возвращение в Сеул", "Звезды в полдень": 3 фильма о сильных героинях
Также отборщики теперь делают ставку на кинематограф в России не слишком известный: Тайвань и Малайзия, Мексика и Колумбия, Бангладеш и Монголия. И, разумеется, в фокусе всегда российские ленты. Организаторы фестиваля говорят, что многие отобранные в 2023 году картины сосредоточены на проблемах молодых и попытке диалога поколений. Если раньше на ММКФ была секция «Третий возраст», посвященная пожилым людям, то сейчас зрителей ждет программа «Трудный возраст», героями которой стали люди, наоборот, преимущественно молодые – но не только. В этом гиде рассказываем о картинах и секциях, которые вызывают наибольшее любопытство.
«Снегирь» Бориса Хлебникова, фильм открытия
Хотя на фильм открытия фестиваля и нельзя купить билеты, на него стоит обратить внимание: в прокат картину обещают выпустить уже в начале июня. Борис Хлебников («Свободное плавание», «Аритмия», сериалы «Обычная женщина» и «Шторм») вновь написал сценарий совместно с Наталией Мещаниновой – они адаптировали для экрана повесть Георгия Владимова «Три минуты молчания». В одной из главных ролей занят сын режиссера Макар Хлебников, чей несомненный большой талант открыл сериал Наталии Мещаниновой «Пингвины моей мамы». Любопытно, как отцу и сыну работалось вместе на съемочной площадке «Снегиря». Также в картине сыграли Александр Робак, Тимофей Трибунцев, молодой Олег Савостюк и Евгений Сытый, для которого работа в «Снегире» стала одной из последних.
Действие разворачивается на рыболовном судне, ставшем домом для морских бродяг, которые стремятся раздобыть богатый улов и вернуться живыми на берег. Два юных новичка-блогера присоединяются к этой команде – они внезапно для себя сталкиваются с тяжелой работой. Оказывается, шторм – не самое страшное, что ждет моряков.
«14+: Продолжение» Андрея Зайцева, основной конкурс
Восемь лет назад в одной из параллельных секций Берлинале показали картину Андрея Зайцева «14+», которая потом обрела верных поклонников в России. Исполнителей главных ролей Глеба Калюжного и Ульяну Васькович, ставших в итоге известными артистами, нашли в соцсетях. 14-летних подростков Лёшу и Вику из враждующих школ выразительно сыграли их ровесники, что вкупе с точной фактурой 2000–2010-х придало фильму удивительную достоверность. И в то же время, хотя «14+» рассматривал и вечно актуальные социальные проблемы (на главного героя то и дело нападают старшеклассники-гопники), в нем не было мрачности и сгущения красок. «14+» – в первую очередь светлая история первой любви и пробуждения чувственности.
"Джон Уик 4": самый эффектный фильм франшизы о печальном киллере
«14+: Продолжение» встречает героев спустя четыре года – им теперь по 18. Они больше не вместе, а их проблемы становятся более взрослыми. Лёша все еще вспоминает свое чувство к Вике и думает, что больше не испытает ничего подобного, но однажды он встречает яркую девушку Настю (Полина Гухман).
Предыдущий фильм Андрея Зайцева, совершенно иной по стилю и тематике «Блокадный дневник», завоевал главный приз ММКФ в 2020 году. Ольга Озоллапиня, исполнительница центральной роли блокадницы, которая пытается дойти морозным и голодным февралем 1942 года до своего отца, в «14+» и его продолжении играет мать Лёши.
«Первая любовь» Светланы Проскуриной, основной конкурс
Вторая российская работа в основном конкурсе – именно они чаще всего вызывают наибольший интерес публики и нередко завоевывают призы. Две картины современного классика Светланы Проскуриной уже приносили ей награды ММКФ: «Удаленный доступ» и «Воскресенье».
«Первая любовь» рассказывает о коллегах по работе (Марина Брусникина и дебютантка Лиза Кугай), которые приезжают в санаторий и, став свидетельницами преступления, начинают расследование. Атмосфера опасности пропитывает все вокруг, но это не останавливает героинь, одновременно и обессиливая, и возбуждая. Главный подозреваемый Георгий (Игорь Верник) влюбляется в одну из женщин. В картине также снялись постоянные актеры Светланы Проскуриной, семейная пара Алексея Верткова и Александры Ребенок.
«Невероятное приключение Джоджо (и его сестры-занозы Авилы)» Брайана и Энн-Мари Шмидт и программа «Дикие ночи»
Программа «Дикие ночи» появилась впервые на прошлом ММКФ как наш ответ полуночным секциям «Сандэнса» и Торонто. Чаще всего в такие программы включают необычные авторские хорроры и триллеры, но не только: главное, чтобы фильмы были жанровыми и по-хорошему безумными. «Дикими ночами» заведует кинокритик Егор Москвитин, большой знаток и любитель подобного кино: он также программирует «Хоррор Фест», а сейчас занимается запуском прокатной компании Midnight, которая планирует выпускать необычные жанровые картины, затрагивающие актуальные проблемы.
"Солнце мое": воспоминание, в котором хочется остаться навсегда
В рамках «Диких ночей», например, покажут монгольский триллер, местный кассовый хит «Искажения» Баатара Бацуха. Фильм рассказывает о семейной паре, переехавшей в глушь, и об их неоднозначных отношениях, за которыми наблюдает сосед. Экран заливает красным, девушка бежит по заснеженному лесу, тревожная мелодия повторяется раз за разом – кажется, кино вышло как минимум гипнотическим.
Невозможно не обратить внимание и на швейцарский комедийный треш-боевик «Безумная Хайди» Йоханнеса Хартманна и Сандро Клопфштейна, сюжет которого отдает правильной сумасшедшинкой. В нем фигурируют Альпы, сырные фашисты, шоколад и невинная девушка, которая обретает силу и решает освободить страну от тирана. Злодея сыграл Каспер Ван Дин из «Звездного десанта».
Ну а «Невероятное приключение Джоджо (и его сестры-занозы Авилы)» – своеобразный приквел «Острова пропавших девчонок», показанного на прошлом ММКФ и также снятого силами семейной пары Энн-Мари и Брайана Шмидт. В трех главных ролях были заняты их реальные дочери в возрасте от 4 до 12 лет. Героини картины, сбежав из приюта, оказывались на необитаемом острове, где их ждало множество приключений, в том числе не самые безобидные столкновения с морскими львами и слонами. Юные актрисы отважно выполняли все трюки сами – правда, чудища в фильме все-таки были не настоящими, а компьютерными.
Снятое раньше, в 2015 году, «Невероятное приключение Джоджо (и его сестры-занозы Авилы)» сделано по той же схеме: это малобюджетное приключенческое кино с собственными детьми Шмидтов в главных ролях. Шестилетний Джоджо и его маленькая сестра приходят в себя после автокатастрофы в лесу и отправляются в путь. Добраться домой им могут помешать волки, бродяги и бурные реки. У Шмидтов, кстати, шестеро детей и, видимо, еще не одна картина с ними впереди.
«Единица Монтевидео» Татьяны Лютаевой и программа «Русские премьеры»
На сей раз программа «Русские премьеры», которую оценивает отдельное жюри, обошлась без по-настоящему громких имен, но это не значит, что не стоит ждать от нее приятных сюрпризов. Пожалуй, из постановщиков широкой публике больше всего известна актриса Татьяна Лютаева, чья вторая режиссерская работа «Единица Монтевидео» включена в эту секцию. Фильм посвящен хирургу, которого ошибочно обвинили в убийстве жены.
Выйдя на свободу после 12 лет заключения, потеряв из-за потрясения способность говорить, он должен восстановить контакт с дочерью, которая его проклинает. В картине сильнейший актерский состав: помимо любимого многими экранного дуэта Алексея Серебрякова и Евгения Ткачука, в «Единице Монтевидео» сыграли Ксения Раппопорт и дочь Татьяны Лютаевой Агния Дитковските.
В «Русских премьерах» хочется отметить, например, и фильм «Голова-жестянка» – вторую режиссерскую работу Ивана Капитонова, который был сценаристом ряда фильмов ужасов, а также придумал идею «Лета» Кирилла Серебренникова о Викторе Цое и Майке Науменко. «Голова-жестянка» – история 16-летней Жени, которая после сотрясения мозга и травмы ноги начинает разрушать отношения с окружающими. А наладить свою жизнь ей в итоге поможет кружок робототехники. Совсем юным героиням посвящены и дебюты: «Ада» Станислава Светлова, и «Край надломленной луны» Светланы Самошиной. Сценарий последнего написала Наталия Мещанинова, так что без тонкого психологизма и точных наблюдений за реальностью зрителей не оставят. Главные роли в «Крае надломленной луны» исполнили Виктория Толстоганова, Анна Шепелева и Мария Лобанова.
«Тайные письма» Чжао Цин и Виолет Ду Фэн, программа документального кино «Свободная мысль»
«Свободная мысль» – традиционно одна из самых интересных программ ММКФ, поскольку вымысел редко может соперничать с реальностью – она почти всегда оказывается более неожиданной. Так, «Тайные письма» рассказывают о двух современных китайских женщинах, изучающих секретный язык нушу – это единственная в мире письменность, которую создали и используют только женщины. Впрочем, многие исследователи утверждают, что на самом деле тайным язык не был: мужчины знали о нушу, но просто им не интересовались. Считается, что только один мужчина изучил эту письменность: это Чжоу Шуои, составивший в начале XXI века первый словарь нушу.
Нушу, предположительно, возник еще в XI веке, а сейчас находится на грани исчезновения: мало кто им владеет. Меж тем благодаря этой письменности сохранен огромный пласт культуры: дневники, фольклорные песни, так называемые книги третьего дня (пожелания и наставления, которые отправляли молодоженам на третий день после свадьбы). Нушу позволял женщинам, обитающим в мире патриархальной культуры, поддерживать друг друга, и именно это вдохновляет героинь «Тайных писем» на его исследование.
«Брайтон, 4» Левана Когуашвили, программа «Мастера»
Режиссер Леван Когуашвили успел поучиться мастерству и в Тбилиси, и в Москве, и в Нью-Йорке. В России в свое время прокатывали, например, его иронично-романтическую картину «Слепые свидания» – подобное настроение, вероятно, пропитывает и его новую ленту. Действие «Брайтон, 4» разворачивается, разумеется, в США. На Брайтон-Бич там обитает не только русское, но и грузинское комьюнити. 60-летний грузин Кахи (Леван Тедиашвили) приезжает в Бруклин, чтобы помочь сыну отдать большой игровой долг. Он знакомится с разными людьми: кто-то готов ему помочь, кто-то равнодушен. На заметном американском фестивале «Трайбека» работу Левана Когуашвили признали лучшей международной игровой картиной.
«Короли мира» Лауры Моры, программа «Трудный возраст»
Победитель фестиваля в Сан-Себастьяне – одного из важнейших испаноязычных смотров – и претендент на попадание в шорт-лист «Оскара» от Колумбии. Пятеро беспризорников из колумбийского города Медельин отправляются в путешествие, чтобы один из них получил принадлежащий ему по праву участок земли. Это суровое роуд-муви не обойдется без поэтических образов и, возможно, традиционного для Латинской Америки магического реализма.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".