22 ноября 2024
USD 100.68 +0.46 EUR 106.08 +0.27
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. "Убийца «Священный паук»": триллер о маньяке-моралисте из Ирана
кинофильмы Культура

"Убийца «Священный паук»": триллер о маньяке-моралисте из Ирана

На экранах кинотеатров – хит прошлогоднего Каннского фестиваля «Убийца “Священный паук”» шведско-датского режиссера иранского происхождения Али Аббаси. Исполнительнице главной роли, прекрасной актрисе Заре Амир Эбрахими жюри вручило год назад награду за лучшую женскую партию. Забавно, но из титров после картины можно узнать, что она же была кастинг-директором фильма.

Убийца

Кадр из фильма "Убийца "Священный паук""

©Кинокомпания «Экспонента»

Али Аббаси относится к тем авторам, которых открыл и в дальнейшем продолжил продвигать Каннский фестиваль (разумеется, совершенно заслуженно). Хотя его полнометражный дебют «Шелли» показывали на Берлинале, именно благодаря его следующей картине «На границе миров», которая в 2018 году выиграла во второй по важности Каннской программе «Особый взгляд», имя Али Аббаси по-настоящему громко прозвучало в киномире. Логичным продолжением стало включение его социально-политического триллера «Убийца “Священный паук”» уже в основной конкурс главного киносмотра в мире. Режиссера в итоге, кстати, заметили и в Голливуде: он поставил два последних эпизода в первом сезоне громкого и яркого сериала HBO «Последние из нас».

"Все страхи Бо": этот безумный, безумный мир Ари Астера

Фильму «На границе миров» в 2018 году после первого же Каннского показа стали посвящать восторженные статьи. Не менее восхищенными были и обсуждения картины в фестивальных коридорах, создавшие хорошее сарафанное радио. Иными словами, почти никому не известный режиссер мгновенно стал звездой. Сказка, придуманная Али Аббаси, удивляла в первую очередь своей абсолютной непохожестью ни на что. В центре повествования была работающая на таможне шведская женщина с весьма специфической внешностью. Ее удивительный нюх позволял ей определять, не провозит ли человек какую-то контрабанду. Однажды, встретив напоминающего ее внешне мужчину, она узнает, что они оба на самом деле являются самыми настоящими фольклорными троллями, которые живут среди обычных людей. Между героями завязываются любовные отношения, но и это лишь начало безумной истории. Аббаси в этой картине соединяет неторопливость европейской фестивальной драмы с изобретательным фэнтези, приправляя все это забавной физиологичностью. «На границе миров», конечно, дает и некоторый социальный комментарий о людях, которые отличаются от других.

В новой картине «Убийца “Священный паук”» Али Аббаси покидает страшноватую, но по-своему уютную полусказочную реальность, созданную им в «На границе миров», чтобы окунуть зрителей в реальность по-настоящему пугающую. Речь о современном Иране, где разворачивается действие фильма. Режиссер, который учился и работал в Швеции и Дании и сейчас продолжает жить в Копенгагене, рассказывает историю, посвященную его исторической родине. Если бы Аббаси обитал в Иране, то, вероятно, его бы уже заключили под стражу, как это неоднократно происходило, например, с его коллегой Джафаром Панахи: жесткая иранская цензура не допускает критики государства. В одном из интервью Аббаси рассказал, что его ассистента допрашивали. Также известно, что Аббаси не получил разрешения на съемку в Иране, поэтому сначала команда отправилась в Турцию, а потом в Иорданию. Представители Ирана связывались с режиссером, чтобы встретиться и увидеть материалы картины, но он решил, что это небезопасно для него.

Убийца "Священный паук"

Кадр из фильма "Убийца "Священный паук""

Кинокомпания «Экспонента»

«Убийца “Священный паук”» основан на реальных событиях, которые происходили в начале 2000-х в городе Мешхед, священном для мусульман-шиитов. Тогда маньяк, прозвавший себя «пауком», убил шестнадцать секс-работниц, мотивируя это тем, что так он очищает город от греха. Каждую из них он увозил с улицы домой на мотоцикле, когда его семья навещала родственников, и душил с помощью завязанных на шее платков. В фильме Али Аббаси убийца показан уже в самом начале, никакой загадки в этом смысле нет. Это не лишает картину саспенса: за каждую потенциальную жертву переживаешь, желая ей выбраться из лап маньяка-моралиста. Разумеется, фильм движет и интрига, каким образом удастся поймать убийцу.

"Мизантроп": неожиданный триллер о бунтующем маньяке

Полиция очень вяло занимается этим делом, и тогда на помощь приходит журналистка из Тегерана Рахими (та самая Зара Амир Эбрахими). Её сценаристы, среди которых и сам Али Аббаси, выдумали. Героиня и сама постоянно сталкивается с притеснением женщин, и для нее поиск маньяка уж точно не является просто работой. Когда она приезжает в Мешхед и пытается заселиться в отель, ей хотят отказать, потому что вдруг понимают, что она не замужем и будет жить одна. Да еще и платок недостаточно покрывает голову. Когда один из полицейских узнает, что Рахими подверглась харрасменту со стороны начальника, он делает вывод о том, что она сама его спровоцировала, а, значит, и он может рассчитывать на близкое общение с ней. Все эти и многие другие детали иллюстрируют сложнейшее положение, в котором находились иранские женщины двадцать лет назад и в котором находятся и сейчас. Конечно, в случае с секс-работницами все особенно печально. За людей их не держит не только маньяк, который гордится своими злодеяниями, но и клиенты, и вообще многие обычные люди. Аббаси показывает женщин, которых бьют, унижают и от которых готовы отвернуться даже их собственные родители.

Картина Али Аббаси срезонировала с трагедией, которая случилась уже после ее каннской премьеры: с гибелью Махсы Амини, произошедшей из-за «неправильного ношения хиджаба». Но общественная реакция на подобные события в Иране, кажется, за эти годы изменилась. Если в 2022-м грянули массовые, жестоко подавляемые протесты, то в начале 2000-х очень многие поддержали убийцу. И это в фильме пугает даже больше, чем сами преступления. Люди делают из «паука» своего героя, а ему только это и нужно. Простой рабочий на стройке и ветеран военных действий, Саид Ханаи (Мехди Беджестани) не видит в своей жизни никакого смысла, завидуя тем, кто стал мучеником. «Убийца “Священный паук”» – это еще и фильм о мужчине, которому для придания осмысленности собственному существованию нужен «подвиг», хотя он мог бы просто заботиться о своей семье.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".