22 ноября 2024
USD 100.68 +0.46 EUR 106.08 +0.27
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Есть ли истина в VIN: сколько контрафакта на российском рынке автозапчастей
автомобили Автомобили контрафакт

Есть ли истина в VIN: сколько контрафакта на российском рынке автозапчастей

Автопарк России насчитывает сегодня более 60,5 млн машин, в том числе около 50,6 млн – легковых. Каждая нуждается в регулярном техобслуживании или ремонте. На фоне антироссийских санкций поставки многих оригинальных запчастей и расходных материалов затруднены, в результате рынок наполняет контрафакт.

Работа автотехцентра

©Эмин Джафаров/Коммерсантъ/Vostock Photo
Содержание:

«Сходны до степени смешения»

В 2022 году траты российских автовладельцев на запчасти и расходники составили $27,7 млрд, подсчитали в «Автостате». Из них на автокомпоненты для иномарок пришлось $21,5 млрд, на отечественные машины – $6,2 млрд. В исследовании отмечено, что за последние пять лет эти сегменты рынка выросли на 28 и 10,2% соответственно.

Всего 35% спроса покрывают российские производители (комплектующие для иномарок частично локализованы, на рынке представлено примерно 370 крупных компаний), остальное приходится ввозить из-за границы. Параллельный импорт позволяет обходить санкционные ограничения на поставки запчастей и расходников. Во всяком случае, к весне 2023 года автосервисы дефицита уже не испытывали.

Оборотная сторона медали – значительное увеличение контрафакта, который и в более стабильные времена был серьезной проблемой. Различить оригинал и подделку способен только специалист. Часто для этого требуется затратная экспертиза. В 2019 году, по данным консалтинговой компании «Деловой профиль», поддельные запчасти занимали 31% рынка. Доля автокомпонентов, на которые незаконно были нанесены защищенные товарные знаки, составляла около 11%. Остальные детали – приблизительно 2/3 от рынка контрафакта – реализовывались «под товарными знаками, сходными с зарегистрированными до степени смешения».

Дорогая деталь не значит оригинальная

Исполнительный директор Объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин полагает, что сегодня до половины деталей и расходников, реализуемых в РФ, могут быть подделкой под оригиналы.

Как отразится на автомобильном рынке России запрет Японии на экспорт машин

В повседневной эксплуатации транспортных средств наибольшие риски представляют контрафактные тормозные накладки, резинотехнические изделия (шланги, прокладки, манжеты). Использование некачественного моторного и трансмиссионного масел медленно, но верно убивает двигатели и коробки передач.

По убеждению Игоря Коровкина, ориентироваться на цену, полагая, что если деталь дороже, то она оригинальная, не следует. Даже заплатив большие деньги, можно получить совсем не то, на что рассчитываешь. Выход эксперт видит в усилении проверок работы автосервисных центров и поставщиков запчастей. «Власти в условиях западных санкций для поддержания деловой активности ослабили контроль. Между тем наш бизнес, к сожалению, не всегда действует добросовестно», – подчеркнул он.

Определенные конкурентные преимущества есть у дистрибьюторов отечественных брендов – в частности, более высокий уровень локализации производства компонентов. Они в меньшей степени зависимы от параллельного импорта.

В затруднительном положении находятся дилеры технологически сложных западных марок, которые после ухода из России заводов и представительств иностранных концернов вынуждены закупать запчасти и расходники либо самостоятельно, либо через посредников.

Второй вариант опасен тем, что, по действующему порядку, импортер не обязан раскрывать полную информацию. В сопроводительных документах, как правило, указано, что партия запчастей приобретена в одном из государств Таможенного союза, куда, помимо РФ, входят Белоруссия, Армения, Казахстан и Киргизия. Но представленным сведениям о стране происхождения товара доверять нельзя.

«Нам пришлось усилить визуальный контроль. Для этого были наняты эксперты и фактически создан новый отдел, – рассказывает коммерческий директор компании «Автодок» Виталий Колисов. – Каждый день специалисты проверяют сотни деталей из разных партий. Контрафакт выявляют регулярно».

За этим следует другая проблема: подделки из оборота не изымаются и не уничтожаются. Забракованный товар возвращается поставщикам, которые продолжают искать каналы сбыта. Скорее всего, большая часть контрафакта рано или поздно доходит до конечного потребителя.

Кстати, если для насыщения авторынка оригинальными запасными частями и расходниками добросовестные дилеры находят варианты, то выполнять обязательства перед клиентами по обновлению официального программного обеспечения (ПО) автомобилей даже для них проблематично. В сложившихся условиях переход на контрафактное ПО, пожалуй, остается единственным решением.

Запчасти через интернет

Замысловатая география и протяженные маршруты параллельного импорта привели к удорожанию автокомпонентов. По словам директора сети автосервисов Fit Service Татьяны Овчинниковой, ожидать снижения цен можно было при отсутствии потрясений в экономике и отрасли. Однако обесценивание рубля, которое произошло летом, похоже, эту надежду перечеркнуло.

Оттолкнулись от дна: российский автопром начал наращивать производство

Быстрее других и с куда меньшими издержками к новым условиям приспособились мультибрендовые дистрибьюторы автозапчастей. Создавать гибкую логистику и оптимизировать каналы поставок товаров – для них дело знакомое. Неслучайно эти игроки, несмотря на санкции, демонстрируют рост ключевых показателей.

Массовый покупатель переключился на сегмент интернет-торговли, где товары (и автокомпоненты в том числе) дешевле, чем в офлайн-магазинах. Еще одно преимущество онлайна – возможность самостоятельно подбирать нужные запчасти по приемлемым ценам, введя в поисковую строку VIN (Vehicle identification number – идентификационный номер транспортного средства). Хотелось бы, чтобы вин-код еще и гарантировал подбор оригинальных деталей, но это пока на совести продавца.

По данным маркетплейса Wildberries на сентябрь 2022-го, продажи автозапчастей за год выросли почти в 23 раза. Интернет-магазин запчастей «Автодок» по итогам 2021 года увеличил продажи на 10%, в 2022-м рост составил уже 20%. В 2023-м результаты ожидаются как минимум не хуже.

Не все автовладельцы доверяют онлайн-покупкам, опасаясь, что вместо оригинальной детали им продадут кота в мешке. Однако если продавец надежный, дорожащий своей репутацией (что легко проверить, изучив отзывы покупателей), то риск приобрести «некондицию» сводится к минимуму.

Дистрибьюторы автомобилей и комплектующих активно развивают также каналы офлайн-продаж. Так, компания «Автомир» в прошлом году открыла почти три десятка автосалонов 10 брендов в 12 регионах РФ. «Автодок», несмотря на то, что 98% продаж осуществляется через интернет-магазин, во втором квартале 2023-го открыл 13 новых торговых точек.

Что чаще всего подделывают

Согласно статистике, запасные части чаще всего приобретают для автомобилей брендов Volkswagen, Skoda, Renault, Hyundai и Kia. Логично предположить, что и контрафактных деталей для этих автомобилей на российский рынок попадает больше.

Две премьеры АвтоВАЗа: найдут ли покупателей новинки российского автопрома

Впрочем, эксперты признают, что сегодня при ремонте машин даже премиального класса можно столкнуться с поддельными запчастями. Ничего подобного раньше не наблюдалось.

Специалисты рекомендуют автовладельцам быть особенно внимательными при выборе масляных, воздушных, салонных и топливных фильтров, тормозных дисков и колодок, деталей подвески, ламп и фар, моторного масла, охлаждающих жидкостей. Всё это подделывают чаще других компонентов.

Кроме того, не лишним будет предварительно уточнить в техцентре, пригодятся ли ваши запчасти. Есть случаи, когда авторизованные техцентры отказываются ремонтировать и обслуживать машину на том основании, что приобретенные на стороне запчасти и расходники могут оказаться контрафактными. Логика простая: проще потерять клиента, чем потом доказывать в суде, что в поломке двигателя или в ДТП, случившемся из-за отказавших тормозов, вины предприятия нет.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".