С чувством госдолга: регионам спишут две трети бюджетных кредитов
По итогам 2023-го государственный долг РФ составил почти 25,6 трлн руб., увеличившись более чем на 12% против показателя 2022 года. Свой вклад внесли регионы, нарастившие до рекордных размеров задолженность по бюджетным и коммерческим кредитам. Как решило помочь субъектам РФ правительство, чтобы уберечь от долговой ямы?
Нарастили задолженность
В докладе Счетной палаты РФ об исполнении федерального бюджета за прошлый год отмечен рост госдолга на 12,2% – до 25,5952 трлн руб., что соответствует 15% ВВП страны. При этом внутренний долг вырос на 2,0318 трлн и составил 20,8128 трлн руб. Внешний, номинированный в иностранной валюте, уменьшился на $4,09 млрд, однако в рублевом эквиваленте, напротив, увеличился на 743,9 млрд руб. Здесь сказалась девальвация рубля летом прошлого года.
Законы сохранения: почему ЦБ оставил ключевую ставку на уровне 16 процентов
Регионы и муниципалитеты нарастили задолженность на 424,8 млрд – до рекордных 3,5897 трлн руб. (рост на 13,4% к 2022 году). Власти субъектов Федерации привлекли новых кредитов на 403,2 млрд руб. В результате их долги выросли на 14,5%, составив по итогам года 3,1919 трлн руб. В свою очередь муниципальные образования дополнительно заняли 21,6 млрд руб., увеличив таким образом обязательства перед кредиторами на 5,7% – до 397,75 млрд руб.
В первые месяцы 2024-го тенденция принципиально не изменилась. В феврале общий государственный долг субъектов РФ вырос до 3,208 трлн руб. Правда, из этой суммы 78,75% (2,5266 трлн руб.) приходится на задолженность по бюджетным кредитам. Очевидные преимущества этого инструмента – низкие ставки и длительные сроки погашения. В частности, в 2021 году регионы брали в долг у государства деньги под 3% годовых сроком на 15 лет, а ставки у коммерческих банков были в несколько раз выше.
Как бы то ни было, уровень закредитованности многих субъектов РФ в настоящее время очень высокий. Только у девяти регионов госдолг не превышает 10% налоговых и неналоговых доходов бюджета, что свидетельствует об устойчивом финансовом положении. В этой группе Сахалинская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Тюменская область, Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа, Севастополь, Ленинградская область, Москва и Санкт-Петербург.
У остальных положение более шаткое. Так, у 24 субъектов Федерации госдолг на 1 января 2024 года превышал 50% доходов, причем у половины из них – и того выше: 70%. Например, у Мордовии долг составил 93,9%, у Удмуртии – 82,3%. И это при том, что обе республики за предыдущий год сумели стабилизировать свои финансовые показатели. Мордовия снизила госдолг на 0,3%, а доходы увеличила на 1,8%, Удмуртия улучшила показатели на 4,3% и 23,9% соответственно.
Перераспределение долгов
Структура общей задолженности регионов в 2023-м по сравнению с предыдущим годом изменилась. В частности, существенно сократилась доля государственных ценных бумаг – с 23,3% до 16,8%, доля бюджетных кредитов выросла с 71% до 77,3%, доля коммерческих снизилась с 4,5% до 3,9%. Раньше картина была противоположная: банковские кредиты могли достигать 50–80% госдолга региона, а в некоторых случаях и все 100% (как у Ямало-Ненецкого автономного округа по состоянию на октябрь 2017 года).
ВВП – выше, инфляция – ниже: почему ЦБ улучшил прогноз по экономике России
Приоритеты источников заимствований в прошлом определяли жесткие условия соглашения о выполнении установленных плановых показателей, которые выставлял Минфин. В случае серьезных нарушений от регионов могли потребовать досрочного возврата бюджетных кредитов. Условия по коммерческим займам, пусть более дорогим в обслуживании, были не столь жесткими.
Процесс изменения структуры внутреннего госдолга на региональном уровне ускорился два года назад. В 2022-м государство выделило субъектам Федерации в общей сложности 386,4 млрд руб. Условия кредитования были весьма комфортные: ставка – 0,1% годовых, срок возврата – 2028 год. Это стало одной из мер поддержки экономики и социальной сферы в условиях антироссийских санкций. Благодаря дешевым бюджетным заимствованиям субъекты РФ за год сократили задолженность перед банками в структуре своих долгов с 17% до 8%. В 2023-м этот показатель опустился еще ниже, а сейчас составляет всего 3,9%. Впрочем, замещение коммерческого долга бюджетным всех угроз не устранило.
Порядок цифр: в чем преимущества и недостатки третьей формы денег
В марте 2023-го Счетная палата обнародовала материалы проверки эффективности использования бюджетных кредитов регионами в 2022 году. Аудиторы отметили, что выделенные средства преимущественно направлялись на погашение действовавших долговых обязательств (более 50%), а также на оплату текущих расходов (более 47%).
«Предоставление бюджетных кредитов регионам обеспечило сокращение расходов на обслуживание государственного долга субъектов РФ, но не привело к уменьшению его объема и снижению долговой нагрузки на региональный бюджет», – подчеркивается в материалах Счетной палаты.
Получается, что активное замещение коммерческих заимствований бюджетными не решило главную проблему – высокой закредитованности значительного числа субъектов РФ. Более того, регионы, финансовые возможности которых ограниченны, продолжают привлекать займы высокими темпами. Выбора нет: федеральное правительство утверждает выделение средств на реализацию новых инвестиционных проектов строго на условиях софинансирования.
С чистого листа
Чтобы вывести ситуацию из тупика, государство решило простить должникам львиную часть старых долгов. В послании Федеральному собранию президент РФ Владимир Путин предложил списать две трети задолженности по бюджетным кредитам. Ожидается, что за счет этой меры в период с 2025 по 2028 годы регионы смогут сэкономить около 800 млрд руб., то есть примерно по 200 млрд руб. в год. Эти деньги можно будет потратить только на новые инвестиционные проекты. Задолженность начнут списывать с 2025-го при подтверждении целевого использования средств. Остаток долга регионы продолжат возвращать в соответствии с действующими графиками.
Не жалейте денег: почему государство не должно скупиться на зарплаты бюджетникам
Складывается впечатление, что центр хочет научить субъекты РФ (и доноров, и реципиентов) жить по средствам. Предположение косвенно подтверждает тот факт, что одновременно с частичным списанием задолженности сокращаются межбюджетные трансферты: в 2024 году – на 16,3%, в 2025 и 2026-м – на 13%. Это решение закреплено в главном финансовом документе РФ – трехлетнем федеральном бюджете.
Когда долги регионам достигают опасной черты, государство их списывает или реструктурирует. В частности, в 2015–2017 годах была проведена реструктуризация долгов 71 региону на сумму 93,8 млрд руб. В 2020-м Минфин продлил срок погашения бюджетных кредитов более чем на 800 млрд руб. В ведомстве тогда подсчитали, что в 2021–2024 годах эффект составит 422 млрд руб. Экономия послужит «дополнительным источником финансирования региональных объектов инфраструктуры для реализации новых инвестиционных проектов».
Более свежий пример: 21 октября 2023 года премьер Михаил Мишустин подписал постановление правительства РФ №2933-р «О списании задолженности субъектов РФ по бюджетным кредитам в объеме поступления в 2022 г. в федеральный бюджет налоговых доходов от реализации новых инвестиционных проектов». Решение коснулось 12 регионов, которым «простили» долгов на 8,2 млрд руб., в том числе Республике Татарстан – более 7 млрд руб.
И все же никогда прежде одномоментно государство не списывало регионам задолженность в таких объемах. Главными выгодоприобретателями станут самые закредитованные субъекты РФ, такие как Московская область (госдолг по бюджетным кредитам – около 209,2 млрд руб.), Татарстан (почти 116 млрд руб.), Краснодарский край (98,6 млрд руб.), Москва (81,1 млрд руб.) и Удмуртия (62,4 млрд руб.).
Расчет по факту
В начале апреля Минфин уточнил порядок списания задолженности. За вычетом инфраструктурных бюджетных кредитов, специальных казначейских кредитов, а также средств, выдаваемых на опережающее финансирование, госдолг регионов составляет 1,7 трлн руб.
Чудище о пяти головах: какие напасти ждут российскую экономику в 2024 году
«Две трети от этой суммы, то есть 1,1 трлн рублей, регионы смогут направить в свою экономику, на реализацию инфраструктурных проектов, например в сфере ЖКХ или на расселение аварийного жилищного фонда», – говорится в сообщении ведомства.
Для субъектов Федерации такая мера поддержки в условиях специальной военной операции (СВО) и антироссийских санкций крайне актуальна. В начале апреля правительство приняло ряд решений о выделении средств на региональные проекты.
Так, свыше 3,7 млрд руб. из резервного фонда решено направить на реконструкцию инфраструктуры международного аэропорта Казань. Республиканский бюджет взял обязательства выделить средства в таком же объеме. Более 625 млн руб. дополнительно получат Дагестан, Ингушетия и Северная Осетия – на устойчивое экономическое развитие предприятий энергетики и жилищно-коммунального хозяйства. Программу реализуют на условиях софинансирования, значит, каждой республике предстоит внести свою долю.
Списание большей части госдолга в среднесрочной перспективе облегчит регионам решение подобных задач.
Автор – финансовый аналитик
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".