8 января 2025
USD 89,69 EUR 99,19
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. "Быть лучше: История Робби Уильямса" и "Партенопа": главные зарубежные кинопремьеры конца года
кинофильмы Культура

"Быть лучше: История Робби Уильямса" и "Партенопа": главные зарубежные кинопремьеры конца года

К Новому году в прокат традиционно выходят громкие высокобюджетные отечественные картины – но не обойдется и без зарубежного кино. «Быть лучше: История Робби Уильямса» Майкла Грэйси – необычный взгляд на историю жизни британского певца, который сам участвовал в создании фильма. «Партенопа» – картина итальянского мэтра Паоло Соррентино, показанная в конкурсе последнего Каннского фестиваля. Проекты, действие которых разворачивается в промозглой Великобритании и солнечной Италии, объединяют элементы магического реализма и – внезапно – песня Фрэнка Синатры «My Way», звучащая в обоих проектах.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Быть лучше: история Робби Уильямса"

©Кинокомпания "Вольга"
Содержание:

«Быть лучше: История Робби Уильямса»: честный портрет ранимого гопника

Клипы британского певца Робби Уильямса в 2000-е были в постоянной ротации музыкальных телеканалов. Хит следовал за хитом, а для дуэтов Робби мог заполучить самых звездных коллег: Николь Кидман, которая в том же году пела в мюзикле «Мулен Руж» База Лурманна, Кайли Миноуг. Однако восхождение к славе, разумеется, было непростым – именно этому и посвящена картина Майкла Грэйси, известного по фильму «Величайший шоумен».

Робби родился в небольшом английском городе Сток-он-Трент в 1974 году и с детства чувствовал свою ущербность. Мальчишки издевались над ним из-за того, что он плохо играл в футбол, а внешность, по его внутренним ощущениям, была далека от идеала. Однако любовь и вера в него бабушки и амбиции отца, работавшего артистом в крошечных заведениях, поселили в голове Робби идею о том, что ему необходимо стать звездой. Главное, что он понял из своего небольшого опыта выступлений: если что-то идет не так, нужно устроить шоу и сделать вид, что на самом деле именно так все и было задумано. Впрочем, шоу нужно устраивать вообще всегда. А еще, чтобы добиться успеха, следует быть в хорошем смысле наглым. Именно наглость и напускная уверенность в себе, не соответствующая реальному ощущению, открыли пятнадцатилетнему Робби дорогу в шоу-бизнес: продюсер Найджел Мартин Смит (Деймон Хэрриман) взял его в новый бойз-бэнд Take That.

"Мой сосед – монстр": изобретательный ромком о подавлении чувств

К сожалению, вскоре оказалось, что на Уильямса никто не собирался делать ставку: он был самым юным участником, которому еще многому предстояло научиться. Робби, несмотря на большую популярность группы среди молодых девушек, зарабатывал совсем немного и вынужден был продолжать жить с мамой и бабушкой. Отец к тому времени уже пропал из его жизни, уехав покорять шоу-бизнес (неудачно).

Робби продолжали терзать демоны, кричавшие о его бездарности и неинтересности – известный почти всем творческим людям синдром самозванца. Неокрепшая психика не выдержала, и, как и тысячи других музыкантов, Уильямс погряз в алкоголизме и наркомании. В неадекватном состоянии он мог выйти на сцену и превратить ответственное выступление в полный хаос. Будучи самым внешне отвязным участником группы, на самом деле он оставался ранимым ребенком. Из Take That его выгнали.

Тут стоит сказать, что Уильямс в картине Майкла Грэйси изображен в виде обезьяны. В этом образе заключена и его неуверенность в собственной красоте в широком смысле слова, и его животная энергия, и та самая детскость. Ближе к концу картины Робби говорит забавную в контексте его вида фразу о том, что он не эволюционировал. Законсервировался в возрасте пятнадцати лет, когда он и прославился (есть мнение, что подобное всегда происходит со знаменитостями).

"Дикий алмаз", "Пятый битл" и "Мария": фильмы о славе

Сделанная с помощью цифровых технологий обезьяна разговаривает и поет голосом реального Уильямса. Певец также дал Майклу Грэйси большое количество интервью, которые и легли в основу сценария. Все это вкупе с невероятно выразительными, истинно человеческими глазами обезьяны заставляет воспринимать происходящее всерьез. Почти сразу перестаешь обращать внимание на то, как главный герой выглядит, потому что его переживания, его чувства – настоящие.

В итоге парадоксальным образом у авторов фильма получился один из самых убедительных байопиков последних лет, который способен пробудить в зрителях глубокие эмоции. Этому способствуют и изобретательно придуманные музыкальные номера под главные хиты Робби Уильямса. На некоторых из них кому-то будет сложно сдержать слезы (если это удастся сделать в течение фильма, то финал уже почти не оставит вам шансов).

Удивительно, например, поставлен эпизод знакомства героя с его будущей девушкой, солисткой популярной в то время группы All Saints Николь Эпплтон. В течение одной песни можно увидеть и счастливые мгновения этой пары, и эпизод, который в конечном итоге станет одним из поводов для их расставания. Драйвовый вплоть до агрессивности номер под Rock DJ сосуществует в картине с трагической сценой под песню Angels и финальным мудрым сентиментальным аккордом My Way. Иными словами, путь героем был пройден колоссальный. И, что не может не радовать, продолжается за рамками фильма.

«Партенопа»: блеск и нищета Неаполя

«Партенопу» Паоло Соррентино, автора «Великой красоты», «Молодости», «Молодого папы», приняли на Каннском фестивале так себе. Фильм получил низкие оценки критиков, а Соррентино вновь остался без наград. К сожалению, это тот случай, когда спорить с такой оценкой сложно: все те особенности метода одного из главных итальянских режиссеров современности, которые уже давно некоторых раздражали, в новой картине достигают апогея.

Кадр из фильма "Партенопа"

Кадр из фильма "Партенопа"

"Атмосфера кино"

По греческой легенде, имя Партенопа носила сирена, бросившаяся в море из-за невозможности соблазнить Одиссея. Считается, что город Неаполь был основан рядом с тем местом, где ее тело выбросило на берег. В римской мифологии Юпитер превратил Партенопу в Неаполь из-за того, что в нее был влюблен кентавр по имени Везувий (его превратили в вулкан). В общем, сразу понятно, что главная героиня картины Соррентино – не просто прекрасная женщина (Челесте Далла Порта в юности, Стефания Сандрелли в старости, в эпилоге), но и воплощение духа Неаполя, родного города режиссера. Ему он посвятил свою предыдущую, самую искреннюю в карьере ленту «Рука бога» о переживании смерти родителей. После того как они погибли из-за несчастного случая, будущий режиссер покинул малую родину. А сейчас вернулся, чтобы выразить ей свою любовь и одновременно свои к ней претензии. Так же, как Партенопа, вернувшаяся в финале в Неаполь после долгих лет отсутствия. В прекрасном солнечном городе, как и Соррентино, она когда-то оставила могилу близкого человека – родного брата.

"Птица" и "Приключения Паддингтона 3": немного британской магии

Партенопа в фильме является еще и воплощением красоты, загадочной и непознаваемой. Мужчины, каждый из которых очарован героиней, задаются на протяжении картины вопросом: о чем она думает? Ни они, ни, кажется, сам Соррентино не могут этого понять, оттого Партенопа при всей ее притягательности остается скорее функцией, чем человеком. Модель Челесте Далла Порта, для которой эта работа стала дебютом в кино, обладает необходимым для актрисы магнетизмом. Не зря Партенопу пытаются убедить в том, что ей стоит стать артисткой: в ней есть киногения, присущая актрисам прошлого (героиня родилась в 1950-х). Наблюдать за ней – настоящее наслаждение, но этого все-таки недостаточно для того, чтобы фильм в полной мере сложился. Хотя Партенопа выбирает путь научной карьеры, становится антропологом, Соррентино все равно упрекают в объективации: большую часть хронометража красавица так или иначе прогуливается в откровенных нарядах и проводит время с разными мужчинами. Кажется, по большому счету автору фильма не так и важен ее интеллектуальный уровень и взгляд на мир.

"Еретик": разговорный хоррор о религии с Хью Грантом

В этот раз также особенно бросается в глаза разреженность драматургии (возможно, этому поспособствовало и то, что в российском прокате фильм идет на десять минут меньше). «Партенопа» представляет собой скорее набор слабо связанных друг с другом эпизодов. Диалоги у Соррентино, как и всегда, напоминают не разговоры реальных людей, а обмен афоризмами, отнюдь не все из которых небанальны. Вброшенный ближе к финалу эпизод в духе магического реализма раздражает тем, что оставляет зрителей с большим количеством вопросов.

Впрочем, если главная цель – получить эстетическое наслаждение, «Партенопа» не разочарует. Соррентино все еще мастер выстраивания невероятных кадров и придумывания визуально эффектных образов, а работа оператора Дарьи Д’Антонио позволяет на все сто погрузиться в атмосферу жаркого неаполитанского лета, в котором богатство соседствует с бедностью, счастье с горем, а красота – с уродством. В лазурном море Неаполя зрители могут вполне безопасно утонуть.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".