Камеры с большой дороги: полисы ОСАГО будут проверять в автоматическом режиме
С 1 ноября 2025 года проверять полисы ОСАГО и наказывать за их отсутствие начнут с помощью дорожных комплексов фото- и видеофиксации. Сегодня, по разным оценкам, каждый десятый автовладелец «экономит» на страховке. Автоматический контроль, осуществляемый в режиме 24/7, и неотвратимость наказания (высокие штрафы), как ожидается, помогут навести порядок в этой сфере.

(Иллюстрация)
©GotziLA STOCK/Shutterstock/FotodomЖесткие сроки – всего пять месяцев – для запуска проекта установил президент Владимир Путин. Глава государства дал соответствующее поручение по итогам апрельского заседания, на котором рассматривали Национальный проект «Инфраструктура для жизни». Решать задачу будет правительство совместно с МВД, Банком России (регулятор рынка автострахования) и властями субъектов Федерации.
Дистанционно проверять наличие у водителей действующих полисов ОСАГО (по госномерам транспортных средств) через дорожные комплексы автоматической фото- и видеофиксации пытаются с 2015 года. За прошедшие 10 лет систему несколько раз успели протестировать в пилотных регионах. Правда, нарушителей не наказывали рублем, а лишь предупреждали через личные кабинеты портала «Госуслуги».
Выросшие в полтора раза штрафы за нарушения ПДД помогут IT-отрасли
С декабря прошлого года эксперимент решили распространить на всю страну, с таким расчетом, чтобы с 1 марта 2025-го начать выписывать штрафы, однако в последний момент от этого плана отказались, в очередной раз сдвинув сроки. Позиция президента дала уверенность, что переносов старта проекта больше не будет.
Страховые компании считают, что они готовы к запуску системы. Сведения о проданных полисах ОСАГО передаются в Российский союз автостраховщиков (РСА) и Национальную страховую информационную систему (НСИС). Сложность в том, что у ГИБДД своя база данных, которая далеко не во всем совпадает с базой данных РСА. Объединить их на практике оказалось не самым простым делом. Помимо этого, тотальный контроль на дорогах предполагает наличие ИТ-сервисов, способных обрабатывать огромные массивы информации.
МВД этим вопросом занимается и готово использовать существующую техническую базу и правоприменительную практику. Единая система автоматической фиксации нарушений ПДД работает несколько лет и доказала свою эффективность. В 2022 году с помощью дорожных видеокамер было выявлено 183,6 млн нарушений ПДД, штрафов выписано на 112,9 млрд руб., в 2023-м – 231 млн нарушений, 140,9 млрд руб. штрафов, в 2024-м – 237 млн нарушений, 149,2 млрд руб. штрафов.
Камера для ОСАГО: чем может обернуться отмена страховки при регистрации машины
В скором времени, когда камеры начнут идентифицировать автовладельцев, не оформивших полис ОСАГО, финансовые показатели существенно изменятся. В конце прошлого года началась модернизация информационно-аналитической системы «Паутина», с помощью которой ГИБДД имеет доступ к более чем 30 тыс. камерам фотовидеофиксации нарушений ПДД во всех регионах, из них 26,2 тыс. – стационарные. По условиям контракта, работы должны завершиться в октябре 2026-го.
Между тем уже с 1 ноября 2025 года, как требует президент, предстоит организовать контроль полисов ОСАГО в автоматическом режиме. Причем штрафы будут выписывать реальные: на первый раз – 800 руб., за второе и последующие нарушения – по 5 тыс. руб. Губернаторы видят в этом новый источник доходов региональных бюджетов и планируют потратить деньги на благие дела, например, на обновление парка общественного транспорта.
По разным оценкам, из 56 млн легковых автомобилей, принадлежащих гражданам РФ, чуть ли не у каждого десятого, т. е. примерно у 5,6 млн, нет полиса ОСАГО. По мотоциклистам картина еще печальней: из 2,8 млн стоящих сегодня на учете в ГИБДД застрахованы менее 170 тыс. (это данные ЦБ). Получается, что почти 8 млн единиц транспортных средств эксплуатируются с нарушением.
Сейчас такие водители фактически остаются в серой зоне, поскольку вероятность быть остановленным на дороге инспектором ДПС не очень высока. Однако видеокамеры сделают наказание неотвратимым, как ранее это произошло со стандартными нарушениями правил дорожного движения – превышение скорости, неправильная парковка, пересечение сплошной линии разметки и т. д.
Под пристальным взглядом: влияют ли дорожные камеры на безопасность движения
Дорожные камеры будут считывать государственные регистрационные номера автомобилей в потоке и проверять их по единой базе данных Российского союза автостраховщиков. При отсутствии сведений о действующем договоре ОСАГО владельцу машины выпишут штраф.
Система автоматически сформирует материал для вынесения постановления с указанием суммы к оплате. Предполагается, что проверка будет касаться не только наличия полиса ОСАГО как такового, но и подтверждать, что сидящий за рулем человек вписан в страховку. Логично предположить, что от водителей потребуют сдать биометрию, а от разработчиков программного обеспечения – подключить функцию распознавания лиц.
Когда проект заработает, наверняка многое изменится к лучшему. Однозначно в выигрыше останутся дисциплинированные автовладельцы. Сейчас в случае ДТП, виновником которого признан водитель, не имеющий действующего договора ОСАГО, они обречены на долгие судебные тяжбы: без полиса не взыскать с ответчика ущерб имуществу (автомобилю), а также расходы на лечение. Сотрудники ГИБДД будут избавлены от рутинной работы, ведь проверять полисы ОСАГО станет искусственный интеллект (ИИ). Важно и другое – ИТ-технологии позволяют минимизировать риски коррупции. Идея «договориться на месте» нередко возникает в момент непосредственного общения инспектора ДПС с водителем-нарушителем.
Полоса торможения: Минтранс хочет вернуть штраф за превышение средней скорости
Но даже самая совершенная система контроля не застрахована от сбоев и ошибок. Проблемы могут возникнуть, например, в результате задержек обновления баз данных РСА и ГИБДД. Допустим, полис оформлен пару часов назад, но информация в НСИС не успела поступить. В результате камера фиксирует нарушение, на основании которого выписывается штраф. Нельзя полностью исключить и вероятность технических сбоев, случайных ошибок при передаче данных. Наконец, массовое оформление необоснованных штрафов может стать следствием кибератаки. Угрозы, что злоумышленники попытаются заразить вирусом программное обеспечение видеокамер, сегодня вполне реальны.
Программу, скорее всего, настроят таким образом, чтобы не штрафовать за отсутствие полиса ОСАГО более одного раза в день. В этом ее принципиальное отличие от автоматической фиксации нарушений ПДД, когда, например, за превышение скорости, зафиксированное на участке дороги протяженностью чуть более 300 м, можно получить сразу два штрафа.
Обжалование – ключевой момент. Процедура должна быть простой и понятной. Для урегулирования вопроса в связи с ошибочным штрафом за нарушение ПДД есть портал «Госуслуги», через который жалоба подается в подразделение ГИБДД, выписавшее постановление. Последняя инстанция – суд. Точно так же автовладельцы смогут решать все спорные вопросы, связанные с обязательным видом страхования – ОСАГО.
Дмитрий Смирнов – заместитель гендиректора страховой компании
Дмитрий Григориади – эксперт Института экономики роста им. П. А. Столыпина, руководитель коллегии адвокатов
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".