По данным пресс-службы университета, технология способна предотвращать возгорания, а при возникновении очага тушит пожар в том числе в скрытых полостях электромобилей.
"Аэрозольные системы пожаротушения сегодня применяются на станциях технического обслуживания автомобилей, в техцентрах, сборочных цехах. Однако срабатывают они, как правило, на открытое пламя. Запатентованная же ученым ЮУрГУ Никитой Пономарёвым интеллектуальная система пожаротушения умеет предотвращать возгорания, а в случае пожара эффективна для тушения даже литий-ионных батарей и скрытых полостей электромобилей. Прямых аналогов в России нет", – заявили в вузе в понедельник, 17 ноября 2025 года.
В университете пояснили, что система непрерывно мониторит ситуацию в помещении. Данные тепловизора и газоанализатора анализируются встроенным алгоритмом, который распознает ранние признаки возникновения угрозы.
При фиксации утечки опасных веществ либо локального роста температуры оборудование оперативно предупреждает персонал и указывает зону риска с высокой точностью, вплоть до конкретного узла, например покажет проблемную ячейку высоковольтного аккумулятора.
Такой подход призван повысить оперативность реагирования на инциденты в автосервисах и техцентрах, в том числе при обслуживании электромобилей и их литий-ионных батарей.
"Система сообщит численные показатели опасной ситуации, позволяя тем самым персоналу оценить контекст возникшей угрозы. Если ситуация все же привела к пожару, то система запускает установку пожаротушения, которая эффективна и безопасна для электроники", – отметили в вузе.
По информации ЮУрГУ, разработка прошла испытания. В планах – ее дальнейшее совершенствование: предполагается добавить и обучить искусственный интеллект для повышения надежности системы и расширения сферы применения.
Университет отмечает, что применение тепловизора, газоанализатора и алгоритмического анализа в составе установки пожаротушения ориентировано на условия эксплуатации автосервисов и сборочных цехов, где важна точная диагностика источников нагрева и риска утечек, а также адресное тушение, включая скрытые полости электромобилей.


