12 декабря 2025
USD 79.34 +1.44 EUR 92.94 +1.56
  1. Главная страница
  2. Новости
  3. Эксперт рассказывает, почему вафельная разметка пока не получила распространения в Петербурге

Эксперт рассказывает, почему вафельная разметка пока не получила распространения в Петербурге

Вафельную разметку все чаще используют для организации движения на перекрестках крупных городов. Она служит для повышения безопасности, снижения числа аварии и повышения дисциплины водителей. Быстрыми темпами такая разметка разрастается в российской столице: только за первые три квартала ее нанесли еще на 44 московских перекрестках с интенсивным движением.

Вафельная разметка не прижилась в Петербурге

©BestPhotoPlus/Shutterstock/Fotodom

Но в Санкт-Петербурге не спешат следовать этому примеру. "Городовой" пишет о петербургской специфике 12 декабря 2025 года, в пятницу. Главным экспертом издания выступает Ирина Рыкова из Ассоциации транспортных инженеров.

Зачем нужна вафельная разметка?

Ее суть в ограничении выезда на перекресток при образовавшемся впереди заторе. По п. 13.2 ПДД РФ запрещен въезд на участок, обозначенный вафельной разметкой, если остановка внутри перегораживает движение поперечному потоку. В этой зоне нельзя останавливаться, даже если сигнал светофора разрешает движение.

Ирина Рыкова называет три основные задачи, которые решает такая разметка.

  • Борьба с заторами: "Она очерчивает зону перекрестка и предостерегает водителей от выезда на пространство перекрестка на последних секундах светофора. Таким образом, водители не блокируют перекресток для поперечного потока".
  • Повышение дисциплины: "Разметка визуально напоминает о запрете остановки в зоне пересечения дорог, повышает культуру движения".
  • Снижение аварийности: "Уменьшается риск слепых выездов и ДТП, а также наглядно демонстрируется зона конфликта потоков".

Каков опыт других городов?

"Подобную разметку часто применяют в Лондоне (для обозначения участков перекрестков), Гонконге (практически на каждом крупном перекрестке), Барселоне (для обозначения зоны проезда общественного транспорта через перекресток по выделенной полосе) и других городах", – говорит Рыкова.

Вместе с тем, по ее словам, "прямых данных о снижении ДТП и росте пропускной способности именно благодаря вафельной разметке в зарубежных источниках не найдено".

В Москве вафельная разметка включена в Московский стандарт выделенных полос. Ее используют, например, при выездах с прилегающих территорий на выделенные полосы, при правом повороте через дополнительную полосу, а также для обеспечения сложных маневров автобусов и троллейбусов – левых поворотов и разворотов.

Эффективность таких решений на перегруженных перекрестках напрямую зависит от комплексов фотовидеофиксации, подчеркивает Рыкова. Принцип неотвратимости наказания – ключевой фактор, гарантирующий соблюдение правил.

А как обстоят дела в Санкт-Петербурге?

В Санкт‑Петербурге эксперимент с вафельной разметкой был начат в 2019 году с целью улучшения пропускной способности улично‑дорожной сети и снижения аварийности в точках напряжения. Делались громкие заявления и, похоже, присутствовали немалые надежды, однако подтверждающей позитивный эффект статистики опубликовано так и не было.

Количество перекрестков с "вафлей" остается минимальным – три: Богатырский – Коломяжский, Светлановский – Орбели, Полюстровский – Пискарёвский. К началу 2025 года желтая сетка на этих участках заметно износилась, а новых проектов по расширению применения не анонсировано.

Инициатива депутатов заксобрания в отношении нанесения "вафельниц" во дворах для запрета стоянки у контейнерных площадок и пожарных гидрантов развития не получила.

Власти указывают, что для эффективной работы вафельной разметки необходимы комплексы фотовидеофиксации: только камеры могут стопроцентно зафиксировать нарушение.

Какие еще существуют идеи оптимизации движения?

Эксперт указывает и на альтернативные решения повышения пропускной способности узловых точек.

  • Запрет левых поворотов для устранения конфликтных пересечений траекторий и рисковых маневров "на просачивание".
  • Обеспечение приоритета общественного транспорта – не прерывать выделенные полосы, но создавать "шлюзы" с использованием светофоров типа Т.5 (бело‑лунный, "трамвайный").
  • Включение отдельной фазы в цикл светофора для общественного транспорта при подъезде к перекрестку – метод находится в стадии тестирования с неоднозначными результатами.
  • Адаптивное светофорное регулирование на "обособленных", удаленных от крупных узлов, перекрестках и там, где потоки меняются в течение дня;
  • Общее увеличение количества фаз в цикле светофора для более частого пропуска общественного транспорта (в "шлюзе" или общем потоке) и снижения задержек.

"Максимальный эффект достигается в комбинации с камерами и современными подходами к управлению трафиком", – говорит Ирина Рыкова.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".