Время закатывать банки
Президент Украины Петр Порошенко на один год ввел санкции против «дочек» российских банков с большим госучастием. В числе пострадавших – Сбербанк, его «дочка» «ВиЭс Банк», «дочка» ВЭБа «Акционерный коммерческий промышленно-инвестиционный банк», ВТБ и его структура «БМ БАНК». Порошенко поручил украинскому МИДу договориться с ЕС и США о введении против российских госбанков аналогичных ограничений. Впрочем, большинство из них и так уже находится под санкциями.
В последние недели на Украине усиливается борьба с «российской оккупацией». Националисты с декабря прошлого года продолжают транспортную блокаду самопровозглашенных ЛНР и ДНР, которые в ответ ввели на украинских предприятиях «внешнее управление». В середине марта к блокаде добавилось наступление на российские банки. Активисты заложили бетонными блоками вход в офис украинской «дочки» Сбербанка и закидали камнями офис Альфа-банка в Киеве. Власти, поколебавшись, решили оседлать эту волну.
Санкции
Высшее руководство Украины поначалу игнорировало акции националистов против банков, однако 15 марта на Совете национальной безопасности и обороны было решено ввести санкции против украинских «дочек» Сбербанка, ВТБ и ВЭБ. Национальному банку и Службе безопасности Украины поручили составить санкционные списки. На коммерческие российские банки ограничения не распространяются.
Уже 16 марта президент Украины Петр Порошенко официально ввел санкции против «дочек» российских банков с большим госучастием на один год. Пострадавшие – ПАО «Сбербанк», ОАО «ВиЭс Банк» («дочка» Сбербанка), ОАО «Акционерный коммерческий промышленно-инвестиционный банк» («дочка» ВЭБ), ОАО «ВТБ БАНК», ОАО «БМ БАНК» (структура ВТБ). Им запретили выводить капитал за пределы Украины, а также выплачивать дивиденды, проценты, возвращать межбанковские депозиты и кредиты, средства из корреспондентских счетов субординированного долга. Запрет также коснулся распределения прибыли и капитала. При этом санкции не запрещают проведения расчетов между резидентами Украины и их контрагентами, которые имеют счета в материнских структурах.
Поводом для введения ограничений стало то, что российские банки начали принимать паспорта ЛНР и ДНР. То, что украинская «дочка» Сбербанка пообещала не принимать паспорта самопровозглашенных республик, от санкций ее не спасло.
Реакция
Глава ВТБ Андрей Костин заявил журналистам, что санкции негативно повлияют на экономику Украины и перспективы российских банков в соседней стране. «Когда ты вкладываешь деньги в экономику страны и не можешь даже процент обратно получить, то это создает препятствия для дальнейшей деятельности российских финансовых институтов», – цитирует Костина ТАСС. Отреагировали на новые санкции и в Кремле. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков пообещал «при необходимости защищать всеми доступными законными средствами интересы наших кредитно-финансовых организаций».
В пресс-службе Сбербанка заявили, что «разочарованы решением украинских властей» и считают его «дискриминационным, политически мотивированным и не вызванным какими-либо действиями» дочернего банка. «Введение санкций на фоне физического блокирования центрального офиса и ряда отделений банка представителями радикальных организаций, а также непрекращающиеся акты вандализма в отношении имущества банка при полном попустительстве органов правопорядка, которые уже привели к введению лимитов на клиентские операции, являются подтверждением нежелательности для нынешних властей присутствия инвестиций Сбербанка в стране», – заявили «Профилю» в пресс-службе банка.
«По сути, «дочки» российских банков, работающие на Украине, – это непосредственные инвесторы в экономику страны, – объясняет Хасанова. – Финансовая система Украины и без того переживает не лучшие времена, уход российских банков лишь спровоцирует дополнительный отток капиталов и активов, что скажется в целом на устойчивости банковского сектора. Уход российских банков с украинского рынка лишит страну регулярных денежных вложений в виде докапитализации банков. Кроме того, российские банки производят отчисления налогов в бюджет Украины».
Гендиректор консалтинговой компании «Шумаков и Партнеры» Денис Шумаков считает, что российским банкам будет нанесен определенный ущерб, однако их бизнес в соседней стране и так был проблемным. «Украинские «дочки» для госбанков стали «чемоданом без ручки» – с одной стороны, тяжело нести, а с другой – жалко оставлять, – замечает он. – В результате они становятся источником неопределенности. В долгосрочной перспективе последствия санкционной политики по отношению к госбанкам могут пойти им только на пользу, потому что выход из дочерних банков устранит фактор неопределенности в бизнесе и позволит избежать потенциально больших убытков». При этом, полагает Шумаков, санкции нанесут дополнительный ущерб производственной цепочке российских и украинских компаний, которые возникли еще во времена СССР: им придется нести новые транзакционные издержки.
Санкции на санкции
На том же заседании СНБО, на котором было решено ввести санкции против российских банков, власти официально поддержали транспортную блокаду ЛНР и ДНР, хотя в течение нескольких месяцев Киев неизменно осуждал активистов, с декабря блокирующих железнодорожное сообщение с самопровозглашенными республиками. Еще 13 марта СБУ им противостояла: несколько десятков активистов были задержаны около железнодорожной станции Кривой Торец.
ЛНР и ДНР заявляют, что ввели на украинских предприятиях «внешнее управление» в ответ на блокаду со стороны украинских активистов. Теперь же Порошенко говорит, что блокада продолжится до тех пор, пока предприятия не будут возвращены.
Возглавив новый виток «противостояния российской агрессии», Порошенко стремится развить успех и уже поручил МИД договориться с ЕС и США о введении против российских банков аналогичных санкций. Но украинские «дочки» ВТБ и ВЭБ уже давно выставлены на продажу. Что изменит добавление к обширному санкционному списку Запада «дочек» внесенных в те же списки российских банков, не очень ясно, но цену может и сбить.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".