Такая неприязнь, что аппетит пропал
Советник американского президента Стив Бэннон в разговоре с немецким дипломатом дал понять, что видит ЕС как конструкцию, полную недостатков, и предпочел бы строить отношения с европейскими странами на двусторонней основе. Это произошло до того, как Майк Пенс заверил Брюссель в нерушимости отношений Евросоюза и США. Более того, вице-президент США сделал такое заявление по просьбе дипломатов ЕС, обеспокоенных словами Бэннона.
О евроскептическом послании Бэннона немецкому дипломату журналистам агентства Reuters рассказали три источника на условиях анонимности. Представители властей Германии и посол страны Петер Виттиг отказались от комментариев, сославшись на конфиденциальность разговора.
Чиновник в Белом доме по просьбе Reuters уточнил у Стива Бэннона, были ли подобный разговор, и получил положительный ответ, однако детали отличались от пересказа источников агентства. По его словам, Бэннон и немецкий дипломат поговорили всего три минуты и за это время, по сути, успели только поздороваться.
По информации источников Reuters, напротив, разговор длился дольше и содержал идеи сродни тем, что Бэннон выражал в ходе ватиканской конференции в 2014 году. Тогда нынешний советник президента США высказался в поддержку европейских популистских движений и упомянул запрос на национализм со стороны тех людей, которые не верят в панъевропейский союз. По словам Бэннона, Западная Европа была построена на основе сильных националистических движений. Они же могут позволить Западу двигаться вперед.
Разговор советника президента и немецкого дипломата встревожил правительство ФРГ. Ранее многие ожидали, что после прихода во власть Стив Бэннон смягчит свои высказывания и в частных разговорах станет менее критичен к ЕС. Однако источники Reuters сказали, что разговор с немецким дипломатом был воспринят как свидетельство того, что Брюсселю нужно готовиться к более прохладным отношениям с Вашингтоном, а в Белом доме не ценят роли ЕС в установлении мира и процветания в Европе.
Впрочем, те же источники подчеркнули: ничто не указывает на возможность того, что президент Трамп пойдет дальше традиционно жесткой риторики по отношению к ЕС (вроде поддержки решения Великобритании выйти) и примет конкретные шаги, которые дестабилизируют союз.
Дипломаты Франции и Германии все же попросили у вице-президента Майка Пенса подтвердить во время визита в Брюссель, что американская администрация не собирается предпринимать шагов к расколу ЕС. Вице-президент пошел навстречу и публично заявил о крепости связей между США и Евросоюзом, подчеркнув при этом, что президент Трамп думает так же. Но тревожность у европейцев остается.
«Мы озабочены и мы должны быть озабочены, — сказал Reuters Томас Матуссек, старший консультант в компании Flint Global, прежде бывший послом ФРГ в Великобритании и США. — Никто сейчас не знает, какие решения будут приниматься Вашингтоном. Но точно ясно, что президент и его приближенные считают, что идентичность формируют национальные государства, а не аморфная, как они считают, группа стран вроде ЕС».
Председатель Мюнхенской международной конференции по безопасности Вольфганг Ишингер выразил худшие опасения Евросоюза по поводу американского президента в своей статье «Как нам вести себя с Трампом». Худшим сценарием Ишингер называет активную поддержку американской администрацией правых популистов в Европе. Не менее важной задачей дипломат считает проследить за тем, чтобы любая возможная сделка между Вашингтоном и Москвой не нанесла урон европейским интересам, и дать понять Трампу, что в случае одностороннего выхода США из ядерной сделки по Ирану ЕС не поддержит никаких новых санкций.
Стив Бэннон работал на Goldman Sachs, потом был продюсером в Голливуде. Впоследствии он возглавил сайт Breitbart News, один из главных проводников идей «альтернативных правых». В СМИ связывают Бэннона с так называемым «неоконсерватизмом» и считают серым кардиналом при Дональде Трампе. После его прихода вместе с новым президентом в Белый дом новый консерватизм, национализм и «альтернативные правые» стали пристально изучаться изданиями, популярными среди американских интеллектуалов — New Yorker, The Atlantic, New Republic.
Рози Грей из The Atlantic пытается найти связь Бэннона с движением т.н. «неореакции», впрочем, безуспешно. Джит Хиэр из New Republic пишет, что Бэннон стремится превратить Трампа в «идеолога этнонационализма», создавая целостную политическую философию для разрозненных взглядов президента. По мнению обозревателя, именно из-за Бэннона новая администрация оказалась гораздо радикальнее, чем ожидалось. Джон Кэссиди из New Yorker обращает внимание на то, что Бэннон — умный провокатор и не боится конфронтации с масс-медиа. В интервью The Newон посоветовал прессе «заткнуться и послушать, что ей говорят». По его словам, либеральная пресса не знает собственную страну и до сих пор не понимает, почему Дональд Трамп стал президентом. Бэннон по сути объявил войну прессе, «назначив» ее оппозицией, пишет Кэссиди.
Объяснить русскоязычным читателям, кто такой мистер Бэннон, взялся бывший посол США в России Майкл Макфол.
«Он и его сподвижники-революционеры называют свою идеологию "альтернативно-правой", фраза, которая используется для того, чтобы отделять их направление консервативного национализма от более традиционных право-центристских идей», — написал Макфол о стратеге Трампа.
По словам Макфола, Бэннон не пытается восстановить консерватизм, скорее, он хочет обрушить существующий режим и истеблишмент и создать, по его собственным словам, «новый политический порядок».
Бывший американский посол в данном случае ссылается на слова Бэннона, сказанные им 4 года назад, когда тот заявил, что Ленин — его кумир, и он хочет так же обрушить государство. При этом Бэннона называют проводником этнонационалистических идей, ссылаясь на его собственные заявления.
Журналисты полагают, что Бэннон имеет огромное влияние на Дональда Трампа. Особый резонанс вызвало назначение Бэннона постоянным членом Совета по национальной безопасности, тогда как директор национальной разведки и председатель Объединенного комитета начальников штабов от необходимости постоянного присутствия на заседаниях были освобождены. «Это эквивалент того, как если бы Путин назначил Александра Дугина в Совет безопасности и при этом сказал генералу Бортникову и генералу Герасимову, чтобы они приходили только тогда, когда будут нужны», — замечает Макфол.
К Путину у Стива Бэннона двойственное отношение. С одной стороны, он признает клептократический характер нынешнего российского государства. С другой стороны, во время уже упомянутой ватиканской конференции Бэннон призвал «иудео-христианский Запад» обратить внимание на то, что и как Путин говорит о традиционализме.
Майкл Макфол подчеркивает, что у Путина и Бэннона разный национализм: Бэннон выступает с этнических позиций и стремится максимально ослабить истеблишмент.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".