Поход на Елисейский дворец
Для фаворитов предвыборная гонка развивается по непредвиденному сценарию. Специфика французской политики такова, что в команде кандидатов возможны неожиданные замены. Чего ждать России от нового главы Пятой республики?
Ведущие политические силы Франции определились со своими кандидатами на президентских выборах. 29 января прошли внутрипартийные праймериз Социалистической партии, на которых победил бывший член кабинета министров Бенуа Амон. От ультраправого «Национального фронта» баллотируется Марин Ле Пен, конкуренцию ей составят кандидат от «Республиканцев» Франсуа Фийон, независимый кандидат Эммануэль Макрон и левый политик Жан-Люк Меланшон.
Первый тур голосования за кандидата в президенты намечен на апрель этого года. Но для фаворитов предвыборная гонка уже развивается по непредвиденному сценарию. Самый популярный политик страны Марин Ле Пен и главный фаворит выборов Франсуа Фийон оказались в центре коррупционных скандалов. Для Москвы это проблема: именно эти кандидаты наиболее благожелательно настроены к России.
Мечты о либеральной Франции
«У многих французов есть сейчас ощущение, что их дети будут жить материально хуже, чем они. Многие боятся потерять свою работу и/или боятся, что их дети не найдут постоянную работу. Отсюда это ощущение, что «элита» (политическая, экономическая) не понимает, как трудно живется народу», – отмечает профессор Реннского университета, политолог Сесиль Вессье. Согласно опросу социологического агентства Kantar, проведенному 26–27 января, самые низкие рейтинги среди главных политических сил у социалистов – партии, членом которой является нынешний глава государства Франсуа Олланд. За кандидата от социалистов Бенуа Амона сейчас готовы проголосовать 15% опрошенных, и это прямое следствие четырехлетнего пребывания Олланда у власти. Его масштабные политические инициативы – легализация однополых браков и реформа трудового законодательства – обществом были восприняты неоднозначно, на улицы вышли сотни тысяч недовольных.
Потом десятки тысяч недовольных, но уже условиями своей жизни, прибыли во Францию из-за рубежа во время иммиграционного кризиса. По данным Le Figaro, только в 2015 году в стране объявилось 160 тысяч незаконных мигрантов. Это в десять раз меньше, чем приняла Германия, но французам, которые периодически наблюдают беспорядки в иммигрантских кварталах, хватило и этого. Рейтинг президента, который еще в 2013 году был назван самым непопулярным французским лидером в последние десятилетия, к концу 2016-го опустился до 4%. Олланд, таким образом, стал самым непопулярным президентом за всю историю Пятой республики.
1 декабря он же стал первым действующим президентом, отказавшимся баллотироваться на второй срок. «Социалисты поняли, что низкий рейтинг Олланда может ударить по президентским амбициям партии», – говорит ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Федоров. До этого в течение года из-за несогласия с политикой правительства кабинет министров покинули многие влиятельные политики. Потом некоторые из них выдвинули свои кандидатуры на президентский пост.
Наиболее сильным в этой группе отставников считался экс-премьер Мануэль Вальс. Он шел на выборы с типичной для кандидата от социалистов программой, обещая побороть безработицу и поощрять иммиграцию. Однако президентский поход Вальса оказался недолгим. «Вальс в глазах избирателей был ответствен за провалы Олланда как глава правительства», – отмечает Федоров. Во втором туре внутрипартийных праймериз экс-премьер уступил еще одному беглецу из правительства – бывшему министру образования и науки Бенуа Амону.
Программа Амона существенно отличается от программы умеренного левого Вальса. Например, она предусматривает в перспективе, к 2022 году, выплату пособия всем гражданам в размере от 535 до 750 евро в месяц, легализацию марихуаны, общее ослабление уголовной ответственности, облегчение доступа беженцев к работе, поощрение иммиграции и даже предоставление права голоса иностранцам на муниципальных выборах.
«Ключевое послание Амона – это универсальные минимальные выплаты всем французам, которые не имеют работы», – отмечает заместитель директора франко-российского аналитического центра Обсерво Игорь Деланоэ. «При этом Амон не объясняет, откуда он возьмет деньги на эти выплаты. Но все равно часть людей думает, что это очень хорошая идея, и им все равно, откуда появятся средства». В то же время Амон не ассоциируется у избирателей с Олландом, хотя он и входил в кабинет министров до 2014 года. По мнению Деланоэ, Амон опередил Вальса именно благодаря имиджу политика, оппонирующего нынешнему главе государства.
Но для социалистов победа Амона стала неожиданностью и скорее проблемой, полагает Сергей Федоров. Избиратели, исповедующие либеральные ценности и более умеренные взгляды, теперь могут покинуть стан социалистов и проголосовать за лидера центристского движения «На марше» Эммануэля Макрона.
Макрон на марше
Макрон – еще один беглец из правительства времен Франсуа Олланда (он занимал пост министра экономики, промышленности и цифровых дел). Свое движение 39‑летний кандидат в президенты называет «ни правым, ни левым». Он выступает за облегчение налогового бремени для мелкого и среднего бизнеса и против безусловного базового дохода для всех французов. Эту идею Амона Макрон называет не иначе как «роковой мечтой», которая «сведет экономику в могилу».
По мнению Деланоэ, Макрон пока остается «темной лошадкой», в частности потому, что его экономическая программа известна лишь в самых общих чертах. «Непонятно, что он думает и по поводу внешней политики. У него мало политического опыта», – отмечает эксперт. Но в пользу Макрона то, что французы не ассоциируют его с проблемами в стране, в которых они винят администрацию Олланда, хотя он практически два года занимал министерский пост.
«Макрон – новая политическая фигура на французском политическом небосводе, к нему из-за этого приковано повышенное внимание», – отмечает Сергей Федоров. Во Франции усиливается тренд на обновление, старые политики один за другим объявляют о своем уходе на покой. Вслед за Олландом об уходе на пенсию заявил другой бывший президент Франции – Николя Саркози и экс-премьер Ален Жюппе. «Макрон молод, не замешан в скандалах, ему симпатизирует молодежь. Избиратели видят в нем будущее Франции, что наряду с его центристской позицией приносит ему политические очки», – говорит эксперт.
Республика в опасности
Слабое место и Макрона, и Амона – их позиция относительно иммигрантов. После иммигрантского кризиса и серии терактов все больше французов выступают против идей мультикультурной нации и за ограничения для мигрантов. Согласно данным AFP, на декабрь 2016 года 56% французов поддерживали ужесточение миграционного законодательства. А либерал Амон и бывший социалист Макрон не могут позволить себе резко реагировать на миграционный кризис.
Поэтому миграционная карта – козырь, который разыгрывают правые политики. Дивиденды от него уже успел получить кандидат от правой партии «Республиканцы» Франсуа Фийон. Благодаря своим предложениям ужесточить миграционное законодательство он смог одержать победу на внутрипартийных праймериз. В результате из третьего политика партии он стал ее надеждой на выборах, обойдя и Жюппе, и бывшего президента Франции Николя Саркози.
Одержав победу на праймериз, Фийон сразу был записан в фавориты предвыборной гонки. Специфика французской избирательной кампании состоит в том, что в первом туре никто из кандидатов почти наверняка не сможет набрать гарантирующие победу 50%, и им предстоит второй тур. В него с большой долей вероятности пройдет самый популярный политик страны – лидер «Национального фронта» Марин Ле Пен. «Для борьбы с ультраконсерватором Ле Пен не прошедшие во второй тур партии будут вынуждены объединиться вокруг ее оппонента», – отмечает Сергей Федоров. И долгое время Фийон лидировал среди остальных претендентов, опережая своих конкурентов на 3–4%.
Однако музыка в штабе «Республиканцев» играла недолго. В конце января французская газета Le Canard enchaine обвинила Фийона в том, что его жена Пенелопа незаконно получила 500 тысяч евро, занимая в течение нескольких лет должность помощника мужа, но не исполняя никаких обязанностей. Позднее выяснилось, что Фийон нанял на работу в качестве дипломированных адвокатов еще и детей, когда они были студентами. Потом Le Canard enchaine рассказала, как жена экс-премьера получила работу в журнале Revue des Deux Mondes. Владелец этого издания – друг Фийона Марк Ладре. За два года работы Пенелопа Фийон написала для журнала две литературные рецензии и получила за это 100 тысяч евро. Теперь французская прокуратура проводит проверку. Если факты подтвердятся, Фийону грозит судебное преследование.
Экс-премьер все обвинения в свой адрес отверг. Он заявил, что отзовет свою кандидатуру, если против него возбудят уголовное дело. Однако проведя экстренную встречу с лидерами «Республиканцев», экс-премьер сообщил, что выходить из гонки не будет и считает все расследования против него «политически мотивированными». Он также заявил, что в ближайшее время на допросе разъяснит ситуацию властям.
Ничего страшного для Фийона пока не произошло, считает Игорь Деланоэ. «Впереди 3 месяца, может многое произойти. Текущая потеря 1–2% некритична», – говорит эксперт.
Ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Федоров также считает, что до снятия кандидатуры Фийона вряд ли дело дойдет. «Во Франции возбуждение уголовного дела – это очень долгий процесс. А все расследование, учитывая предыдущие подобные случаи, может занять до 30 месяцев. Поэтому, даже если делу будет дан ход, он может участвовать в выборах». «Скорее всего, он будет вынужден покинуть гонку: французское общество шокировано тем, что жена Фийона получала такую огромную зарплату ни за что и что он всем постоянно врал по этому поводу. Фийон, видимо, не хочет уходить, но его могут покинуть его «соратники», – прогнозирует Сесиль Вессье.
Трамп во французской юбке
В коррупционном скандале оказалась замешана и лидер «Национального фронта» Марин Ле Пен. Ее также обвинили в том, что она делала незаконные выплаты своим помощникам. Однако, в отличие от Фийона, Ле Пен все обвинения переносит практически безболезненно для своего рейтинга. Она по-прежнему является фаворитом первого тура – за нее готовы проголосовать 25% избирателей.
С января 2011 года, когда Марин Ле Пен сменила своего отца на посту лидера «Национального фронта», ею была проделана огромная работа. Она не прекращала дискутировать, убеждать, спорить по каждой теме, которая казалась ей затрагивающей интересы французской нации. Теракты, членство в ЕС, рабочие места для французов, ношение купальных костюмов для мусульманок буркини на пляжах – по каждой из этих тем Ле Пен высказалась, и не раз. «Партия, которая при ее отце была нерукопожатной во французском обществе, при ней вписалась в политическую систему Франции и лишилась большей части маргинальной окраски», – считает Федоров.
Сейчас Ле Пен – не просто крупный французский политик, но и один из лидеров евроскептиков, призывающих вернуть национальные валюты и контроль над границами или вовсе выйти из ЕС.
«Она превратила политическую систему страны из двухпартийной в трехпартийную. Теперь с «Национальным фронтом» вынуждены считаться», – отмечает Сергей Федоров. Но этого по-прежнему недостаточно, чтобы одержать победу во втором туре. «Для левых и центристов кандидатура Ле Пен по-прежнему неприемлема, поэтому они объединятся против нее вокруг любого кандидата, который выйдет во второй тур. А для победы в первом туре у нее недостаточно поддержки», – считает эксперт.
Тем не менее некоторую надежду сторонникам «Национального фронта» дает скандал вокруг Фийона, считает Игорь Деланоэ. «От него она выиграла больше всех. Избирателям, хотевшим голосовать за Фийона, будет легче отдать голоса за нее». Близость позиций этих двух политиков по многим вопросам была так заметна, что в отдельных французских изданиях Фийона называли «умеренной копией» Ле Пен. Так, схожи их взгляды на проблему иммиграции и борьбу с безработицей. И на отношения с Россией.
Русский след
«Тема России – острая тема, но она не является линией раздела между правыми и левыми. Так, самый левый кандидат Жан-Люк Меланшон выступает за диалог с Москвой», – отмечает Игорь Деланоэ.
«Диалог» – ключевое слово, которое звучит в речах всех основных кандидатов в президенты. В этом все французские кандидаты в президенты схожи. Так, Эммануэль Макрон считает, что «с Россией мы должны иметь независимый и постоянный диалог», поскольку «Франция не может позволить, чтобы, например, США диктовали ей, как вести международную политику». А Франсуа Фийон говорит об абсурдности антироссийской политики Олланда и заявляет, что линия ЕС в отношении Москвы толкает последнюю «к конфликту, изоляции и усилению национализма».
Разница между левыми и правыми состоит в том, что левые призывают не идти на уступки до «полного выполнения» минских соглашений, в то время как правые хотят сдвинуть дело с мертвой точки и готовы на послабления.
Дальше других в разговоре о России идет ультраправая Марин Ле Пен. В интервью «Известиям» она пообещала официально признать российскую принадлежность Крыма в случае своей победы на президентских выборах.
У правых вообще особые отношения с Москвой. Так, из-за того, что «Национальный фронт» испытывал проблемы с кредитованием у французских банков, деньги на свою политическую деятельность Ле Пен занимала у Первого Чешско-Российского банка. Его штаб-квартира находится в Москве, а 100% его акций владеет российский бизнесмен Роман Попов. Правда, в прошлом году Центробанк РФ лишил Чешско-Российский банк лицензии, и он был признан банкротом. Но это не мешает оппонентам Ле Пен обвинять ее в том, что она – марионетка Москвы и проводит выгодную Кремлю евроскептическую политику. «Ее партию назвали бы в России «иностранным агентом». При этом отец Марин Ле Пен в свое время жестко и справедливо критиковал французских коммунистов, которые также получали большие деньги из Москвы! Но для убежденных сторонников Ле Пен этот вопрос почти не имеет значения», – говорит политолог Сесиль Вессье.
Обвинений в симпатиях к России не избежал и Франсуа Фийон. Ему припомнили теплые отношения с Путиным, совместные катания с ним на лыжах и старую сплетню о приглашении Фийона в гости в путинскую резиденцию в Сочи, после того как он покинул свой премьерский пост.
О России вспомнили и во время еще одного скандала вокруг Фийона. Его обвинили в «торговле влиянием» – якобы, сотрудничая с консалтинговой фирмой 2F Conseil, экс-премьер оказывал лоббистские и консультационные услуги иностранным гражданам и организациям. Кандидат в президенты от партии «Европа Экология Зеленые» Янник Жадо прямо заявил: «Говорят, что он работал для русских компаний. Поэтому можно понять его доброе отношение к Владимиру Путину». Руководителю фракции «Республиканцев» в верхней палате французского парламента Брюно Ретайо даже пришлось специально разъяснять, что среди клиентов 2F Conseil нет российских политиков или компаний.
В любом случае, даже если Фийон придет к власти, он не сможет единоличным решением отменить санкции, считает Деланоэ. «Есть рамки ЕС и решение ЕС по вопросу санкций. Для их снятия нужна единая позиция Германии и Франции, как двух ведущих стран Европы. Поэтому ситуация будет определяться итогами выборов во Франции в мае, осенними выборами в Германии и тем, как будут выстраиваться отношения их лидеров с Трампом», – отмечает эксперт. Сергей Федоров считает, что резких перемен в отношениях между Францией и Россией ждать не стоит. «Хорошая новость в том, что ухудшение отношений также вряд ли возможно», – отмечает эксперт.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".