Венеция-2021: принцесса Диана, дочки-матери и холодный расчет
1 сентября открывается Венецианский кинофестиваль, программа которого в этом году кажется киноманам особенно волнующей. Помимо всего прочего, вне конкурса покажут громкие голливудские новинки: «Дюну» Дени Вильнева, «Последнюю дуэль» Ридли Скотта, «Прошлой ночью в Сохо» Эдгара Райта – все они появятся в прокате в России осенью. О самых ожидаемых конкурсных премьерах смотра – в материале «Профиля».
«Капитан Волконогов бежал» Алексея Чупова и Наташи Меркуловой, «Мама, я дома» Владимира Битокова и другие картины из России
В этом году российское кино было масштабно представлено на Каннском фестивале – в частности, картина Киры Коваленко «Разжимая кулаки» одержала победу во второй по важности каннской программе «Особый взгляд». Отборщики Венецианского фестиваля тоже обратили внимание на новое российское кино. В основном конкурсе за награды поборется «Капитан Волконогов бежал» от творческого дуэта Наташи Меркуловой и Алексея Чупова. Три года назад в Венеции оценили их притчу «Человек, который удивил всех» о егере, необычным образом пытавшемся обмануть смерть – актриса Наталья Кудряшова тогда получила награду за лучшую женскую роль в конкурсе «Горизонты».
Центральную роль в картине «Капитан Волконогов бежал» исполнил Юра Борисов – главный отечественный актер года, сыгравший в двух фильмах из Каннской программы и в двух – из Венецианской. Его обладающий идеальной репутацией герой капитан Волконогов из правоохранительных органов вдруг теряет все: он объявлен преступником. Ему удается сбежать, но от мистического потустороннего посланца он узнает, что в перспективе его ждет ад. У Волконогова есть шанс на попадание в рай только в одном случае – если он раскается и получит прощение как минимум одного человека. Капитана ждет сложный путь.
Борисова же (вместе с Ксенией Раппопорт) можно будет увидеть и в картине Владимира Битокова «Мама, я дома», включенной в новую программу «Горизонты экстра». Битоков – выпускник того самого звездного курса Александра Сокурова в Нальчике, где учились также Кантемир Балагов, Кира Коваленко и Александр Золотухин, оккупировавшие главные европейские смотры последних лет. Героиня Ксении Раппопорт теряет сына, который воевал по контракту в Сирии. Мать не готова поверить в смерть ребенка и пытается его разыскать и вернуть домой. Внезапно на ее пороге появляется странный молодой человек.
В секцию «Специальные показы» отобрали документальную картину Насти Коркия «ГЭС-2» о реконструкции здания бывшей электростанции на Болотной набережной, где теперь будет центр современного искусства (именно рядом с бывшей ГЭС-2 сейчас установили резонансную скульптуру Урса Фишера «Большая глина № 4»). Также в рамках параллельной программы «Неделя критики» покажут «Обходные пути» Екатерины Селенкиной.
Важно и то, что в этом году впервые индустриальная площадка на Венецианском фестивале будет сфокусирована на России: в рамках кинорынка Venice Production Bridge пройдут дискуссии и встречи российских и итальянских кинодеятелей.
«Параллельные матери» Педро Альмодовара и «Официальный конкурс» Гастона Дюпра и Мариано Кона
«Параллельные матери» – новая картина главного мэтра испанского кино с Пенелопой Крус, одной из любимых и постоянных актрис Альмодовара, в центральной роли. Режиссер, судя по двум его предыдущим работам – «Боль и слава» и «Человеческий голос», сейчас вновь находится в прекрасной профессиональной форме. Кстати, в 2019 году на Венецианском кинофестивале ему вручили приз за вклад в мировой кинематограф.
Альмодовар продолжает развивать столь важную для него тему матерей. В роддоме знакомятся друг с другом две женщины – одна опытная, другая юная, – каждая забеременела случайно. Связь, которая возникнет между ними всего за несколько часов, значительно повлияет на их жизнь. Альмодовар говорит, что никогда еще изображенные им матери не были такими несовершенными. Как считает режиссер, Пенелопа Крус сыграла в этом фильме свою самую сложную и, возможно, самую болезненную роль в карьере.
Еще одна картина основного конкурса, в которой занята Пенелопа Крус, так и называется – «Официальный конкурс». Сделал ее аргентинский дуэт Гастона Дюпра и Мариано Кона, известных по сатирическим фильмам «Почетный гражданин» и «Шедевр». Компанию Крус в рыжем парике на экране составят Антонио Бандерас и Оскар Мартинес, которому в 2016 году роль в ленте аргентинских режиссеров уже принесла кубок Вольпи. Картина расскажет о том, как бизнесмен-миллиардер ради престижа нанимает постановщицу и двух легендарных актеров с непомерным эго для съемок фильма. Артистам придется нелегко: они отнюдь не лучшие друзья.
«Мона Лиза и кровавая луна» Аны Лили Амирпур
Ана Лили Амирпур – крайне интересная американская постановщица иранского происхождения, которая последние пять лет занималась преимущественно сериалами. И вот – возвращение с полнометражной работой, которую уже заждались поклонники ее эстетского черно-белого вампирского нуара «Девушка возвращается одна ночью домой» и каннибальской антиутопии о неожиданной любви «Плохая партия». Героиня ее свежей работы «Мона Лиза и кровавая луна» (Чон Чжон-со из «Пылающего» Ли Чан-дона) обладает некими могущественными способностями. Девушка сбегает из психиатрической лечебницы и пытается устроить жизнь в Новом Орлеане. Обещают, что это приключенческое фэнтези воскресит в памяти 1980-е и 1990-е годы. Амирпур рассказывает, что в детстве чувствовала себя чужой в неродной для нее стране, но фантастические фильмы тех лет наделяли аутсайдеров силой, которая заставляла девочку почувствовать себя более свободной.
«Власть пса» Джейн Кэмпион
Первая с 2009 года полнометражная картина новозеландки Джейн Кэмпион, которая до недавних пор была единственной женщиной, завоевавшей «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля (второй в этом году стала Жюли Дюкурно со своим «Титаном»). Автор драмы «Пианино» и сериала «Вершина озера» возвращается с вестерном, экранизацией романа Томаса Сэвиджа «Власть пса». По словам Кэмпион, она влюбилась в эту книгу, но не думала снимать ее адаптацию – до тех пор, пока Сэвидж лично не выбрал ее на роль режиссера. Картина посвящена двум братьям, владеющим ранчо в Монтане в начале XX века. Один из них внушает окружающим страх, и, когда второй приводит в дом жену и ее взрослого сына, объявляет им войну. В ленте заняты Бенедикт Камбербэтч, Джесси Племонс и Кирстен Данст.
«Закат» Мишеля Франко
Снимающий мрачные, полные саспенса драмы мексиканец Мишель Франко, открытый Каннским фестивалем, где его ранние картины регулярно получали награды, постепенно становится фирменным режиссером фестиваля Венецианского. В прошлом году там прогремела его пугающая антиутопия «Новый порядок» о революции в современной Мексике и ее последствиях – ей достался особый приз жюри. В свежей картине Франко вновь занят Тим Рот, которого можно было увидеть в его «Хронике». Главную женскую роль в «Закате» исполнила Шарлотта Генсбур. Семейная пара с детьми отдыхает в Акапулько, где когда-то проводил каникулы сам Франко. Некая чрезвычайная ситуация прерывает отпуск.
«Спенсер: Тайна принцессы Дианы» Пабло Ларраина
Один из самых ожидаемых конкурсных фильмов, заранее вызвавший множество споров в связи с выбором актрисы: подходит ли Кристен Стюарт на роль принцессы Дианы? Многие посчитали, что нет, но судить по сложившемуся представлению об актрисе или по трейлеру в любом случае нельзя. Так или иначе, Стюарт, в последние годы выбирающая преимущественно роли в авторском кино, уже неоднократно продемонстрировала свой талант. Чилийский же постановщик Пабло Ларраин не первый раз снимает картину о женщине в политике с драматической судьбой – его авторству принадлежит и «Джеки» с Натали Портман, посвященная первым дням жизни Жаклин Кеннеди после убийства мужа. Ларраин говорит, что, разумеется, невозможно узнать, что происходило за закрытыми дверями в монаршей семье, поэтому его картина о Диане – в любом случае во многом фантазия. Речь пойдет о тех днях, когда принцесса приняла судьбоносное решение и выбрала свободу.
«Потерянная дочь» Мэгги Джилленхол
Полнометражный режиссерский дебют актрисы Мэгги Джилленхол. И вновь чей-то отпуск пойдет не по плану. Взрослая женщина Леда наблюдает на пляже за молодой матерью и ее дочерью, и это становится триггером, заставляющим ее погрузиться в свои собственные воспоминания о раннем материнстве и о выборе, который она в свое время совершила. Джилленхол экранизировала роман Элены Ферранте «Потерянная дочь», задействовав оскароносную Оливию Колман, Дакоту Джонсон, Джесси Бакли, Эда Харриса, Пола Мескаля из сериала «Нормальные люди» и своего мужа Питера Сарсгаарда. Постановщица поделилась, что книга Ферранте оказалась созвучна ее личному опыту.
«Холодный расчет» Пола Шредера
Классик Пол Шредер, написавший сценарии «Таксиста», «Бешеного быка» и «Последнего искушения Христа», не теряет кинохватки. Например, очень интересна его предыдущая картина «Дневник пастыря» (или «Первая реформатская церковь») о вере, экоактивизме и терроризме – ее премьера тоже состоялась в Венеции. «Холодный расчет» с Оскаром Айзеком, Тиффани Хэддиш, Таем Шериданом и Уиллемом Дефо – история о человеке, решившем завязать с прошлым и погрузиться в мир покера, которого в итоге все равно затягивает в пучину былого. «Холодный расчет» выйдет в прокат в России уже 23 сентября.
«Рука бога» Паоло Соррентино
Соррентино – вероятно, главный режиссер современной Италии. Кажется, на сей раз он сотворил свой «Амаркорд» – свою самую личную, самую искреннюю работу о взрослении в родном Неаполе 1980-х. Впрочем, конечно, без иронии, фантазии на грани со сказочностью и без великой красоты явно не обойдется – как и у легендарного предшественника, Феллини. Одним из важнейших событий в жизни семнадцатилетнего героя «Руки бога» станет приезд в город его кумира – Диего Марадоны. Фирменный актер Соррентино Тони Сервилло – в роли второго плана.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".