25 апреля 2024
USD 93.29 +0.04 EUR 99.56 +0.2
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. За нашу и вашу свободу: зачем Илону Маску Twitter
twitter Зарубежье Илон Маск социальные сети США

За нашу и вашу свободу: зачем Илону Маску Twitter

Прогрессивная американская общественность пришла в сильнейшую ажитацию в связи с желанием Илона Маска купить Twitter. Его намерение сочли возмутительным и даже опасным. Что же так возбудило приличную публику и власть предержащих? И какое нам дело до разборок вокруг далеко не самой массовой соцсети, которая к тому же заблокирована в России?

Илон Маск

Илон Маск

©Susan Walsh/AP Photo/TASS

Канва событий такова. В начале апреля Маск купил 9,2% акций Twitter и стал крупнейшим акционером компании. На этих новостях ее стоимость подскочила на 28%. Этому руководство компании обрадовалось. А вот тому, что Маск проявил к ней столь пристальный интерес, – нет. Чтобы подстраховаться, оно предложило Маску место в совете директоров. А директор не может владеть более чем 14,9% акций. Маск отказался и сделал встречное предложение: купить весь Twitter за $43 млрд, то есть заплатить за компанию в полтора раза больше, чем она стоила в конце марта. Впрочем, один из ключевых акционеров, саудовский принц Аль-Валид бен Талал, которого журнал Time называет «аравийским Уорреном Баффеттом», почти сразу же отказался, заявив, что предложенной суммы недостаточно. А другой крупный инвестор, The Vanguard Group, быстро нарастила свой пакет до 10,3%. Сам Twitter сообщает: компания принимает все меры, чтобы избежать недружественного поглощения и успокоить сотрудников, которые не просто очень переживают, но, по словам корреспондента Bloomberg, испытывают «более чем стрессовое» состояние.

О планах Маска можно догадаться по нескольким твитам и комментариям, которые он сделал на днях на конференции TED2022 в Ванкувере. По его словам, дело тут не в погоне за прибылью – уже подсчитали, что Twitter будет приносить ему до $5 млрд убытков в год. Но самый богатый человек планеты может себе это позволить. Опасаются, что он вообще уведет компанию с рынка, превратив ее в частную лавочку. Казалось бы, впору бить тревогу – свобода слова в опасности. Бьют. Изо всех сил. Вот только кто тут на самом деле душитель свободы?

От любви до ненависти: почему Трамп ополчился на Twitter

Сам Маск выступает за то, чтобы Twitter полностью реализовал свой «потенциал стать платформой для свободы слова во всем мире». «Twitter, как любой другой форум, должен руководствоваться законами страны, где он работает», – поясняет Маск. И коль уж эта компания американская, то должна следовать американскому законодательству, а оно подразумевает свободу слова, а не блокировки неугодных и удаление их сообщений. Слово «форум» Маск использовал не только в техническом смысле, но и подразумевая римский форум, где под открытым небом бурлит вся общественная и деловая жизнь города. В другом твите Маск пишет: «Twitter фактически служит центральной городской площадью. Несоблюдение принципов свободы слова разрушит самые основы демократии».

А вот что пишет влиятельный журнал Wired: «Если и правда таков план Маска, то это ужасные новости. Первая поправка разрешает всякие отвратительные высказывания, которые люди не хотят видеть у себя в ленте. Допустить всё, что не запрещено законом, значит впустить в Twitter откровенный расизм, антисемитизм, гомофобию, призывы к насилию и прочие гадости».

Еще конкретнее выражается Джефф Джарвис, журналист, автор блога BuzzMachine, медиатеоретик и профессор Школы журналистского предпринимательства при Образовательном центре Нью-Йорка, называющий себя «либеральным центристом с левым уклоном». Тирания, поясняет он, это не то, что вы думали, а когда власти не могут подвергнуть цензуре собственных граждан. И восклицает: «Сегодня [все] мы чувствуем себя в Twitter, как в последний вечер в берлинском ночном клубе на закате Веймарской республики».

На Маска набросились не только либералы. В The Washington Post выступил консервативный военный историк и консультант Макс Бут. Он сразу взял быка за рога: «Меня пугает, что произойдет с обществом и политикой, если Илон Маск купит Twitter. Похоже, он верит, что в соцсетях можно всё. Чтобы демократия выжила, нам нужно больше модерации контента, а не меньше». И добавляет: «Представления, что модерация контента – это коммунизм или фашизм, – типичная глупость из соцсетей».

Не все разделяют подобные формулы, напоминающие оруэлловские «Война – это мир. Свобода – это рабство. Незнание – сила». Баталии вокруг модерации контента начались не вчера. Но такого накала риторики еще не было. Можно предположить, по каким направлениям сейчас начнут двигать тезис о том, какая должна быть свободная свобода в демократической демократии. Возможно, как куняевское добро с кулаками: «Демократия должна быть с кляпом». И очень возможно, что именно «дело Маска» станет спусковым крючком.

А его самого между тем подводят под настоящее дело. Fox News сообщает, что Комиссия по ценным бумагам и биржам и Министерство юстиции уже начали совместное расследование множества нормативно-правовых нарушений, связанных с бизнесом Маска. И почему-то кажется, что найдут они много интересного. Может, чтобы только приструнить. А может, уже дотвитился, в смысле дочирикался. Наверное, не читал «Заповедник» Довлатова: «Мой тебе совет – не возникай. Культурно выражаясь – не чирикай. Органы воспитывают, воспитывают, но могут и покарать».

Во-первых, у демократов давно чешутся руки устроить какому-нибудь зарвавшемуся бигтеху показательную порку. И прибыльно, и весело для электората. Пару лет назад казалось, что идеальная кандидатура – Марк Цукерберг. Но тот быстро покаялся и сумел отбиться. Да и трогать сами социальные платформы страшновато. С уже работающим бизнесом Маска кажется проще. И по таймингу хорошо – как раз к ноябрьским выборам.

TikTok, мы подошли из-за угла: за что США прессуют китайскую компанию

Во-вторых, Маск покусился на святое. Тут нужно иметь в виду, что Twitter – птичка небольшая, но очень важная. У Twitter всего 200 миллионов активных пользователей в день. Это на порядок меньше, чем у Facebook* или YouTube. Несопоставима и рыночная капитализация компаний. У Meta* она сейчас 600 миллиардов (после катастрофического падения в прошлом году), а у Goggle – более полутора триллионов. Но при этом Twitter – самая влиятельная информационная площадка, и не только в США. Почти во всех странах там представлено непропорционально много политиков, журналистов, ученых и экспертов, для которых Twitter стал рупором горячих новостей и ретранслятором ключевых месседжей. Эти сообщения не просто вирусятся внутри сети, собирая лайки, но оперативно ретранслируются в большой мир. При этом Twitter считается авторитетным источником, почти на уровне первоклассного информационного агентства. Не случайно появилось выражение «твиттер-дипломатия». Оно, кстати, не ограничивается публикациями в самом Twitter, но относится к дипломатической активности в любых соцсетях, что показывает, кто есть кто в этой игре.

Twitter – это слишком ценный ресурс, чтобы вот так взять и отдать его эксцентричному Маску, считающему, что «иметь публичную платформу, которая пользуется максимальным доверием и обеспечивает самую широкую инклюзивность, важно для будущего цивилизации». Насчет цивилизации он, возможно, прав. Но будет не так, как важно для цивилизации, а так, как нужно для администрации.

Так что, скорее всего, нас ждет много интересного. Во-первых, ломка от переоценки Западом одной из своих базовых ценностей. И заодно переосмысление принципа «разрешено всё, что не запрещено», который условно считается очень демократичным, на «запрещено всё, что не разрешено», относительно которого всех убедили, что это страшный тоталитаризм. На самом деле всё гораздо сложнее, а оба принципа нередко используются в разных видах права самых разных стран, в том числе объявивших себя эталоном демократии.

Во-вторых, Маск азартный и заводной. Может и полезть в драку. Получится эдакая схватка Давида с Голиафом. Сомнительно, что это все хорошо для него закончится. Но посмотреть будет интересно.

* Компания Meta и принадлежащая ей соцсеть Facebook признаны экстремистскими и запрещены в РФ.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».