30 мая 2024
USD 88.44 -0.25 EUR 96.24 -0.07
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2009 года: "ДУРАКИ РОССИИ"

Архивная публикация 2009 года: "ДУРАКИ РОССИИ"

На свой Конгресс дураков Вячеслав Полунин соберет лучших клоунов страны. Вячеслав Полунин приехал в Москву, чтобы провести Второй Всемирный конгресс дураков, показать "Снежное шоу" и впервые пригласить зрителей на "Ужин с дураками". "Профиль" расспросил знаменитого клоуна о взаимоотношениях идей и денег и о проектах во Франции, где у артиста дом-театр-сад, а вернее, театральный центр.
- Слава, вы - почетный гражданин Лондона, постоянно живете во Франции, а Конгресс дураков и "Снежное шоу" устраиваете в России. Почему?
- Просто я решил, что каждый год буду делать здесь что-то хорошее. У меня система: я выбираю страну и в течение трех-пяти лет ежегодно приезжаю туда на пару месяцев с шоу. Перед Россией такими странами были Мексика и Италия. В Мексике мы выступаем уже четвертый год, в Италии - пятый.
- Конгресс дураков в других странах тоже проходит?
- Нет, это специальная программа для России.
- Потому что здесь дураков много?
- Вообще, в каждой стране дураки на свой лад. В Мексике одни, в Австралии другие, здесь третьи. Мне нравятся дураки России (смеется). Для Конгресса дураков в Москве мы собрали самых лучших клоунов, "золотой запас мира": это Андрей Жигалов, Бруно Шнебелин с театром Ilotopie, Крис Линам и Пол Марокко из Великобритании, Питер Петовский из Америки и другие. Я сейчас на седьмом небе. В последние годы помимо спектаклей и шоу я занялся парапроектами, соединяющими театр с жизнью, и решил построить для них несколько "плацдармов" или "ракетодромов". Первым таким "плацдармом" стал мой дом-театр-сад - международный культурно-театральный центр "Мулен Жен" - "Желтая мельница" в маленькой деревне под Парижем.
- Как случилось, что вам, русскому клоуну, предложили дом во Франции?
- Я работал три месяца с Casino de Paris, продюсерам очень нравилось со мной сотрудничать. Они спросили, что нужно сделать, чтобы я остался. Я ответил: "Купите мне этот дом, я его отработаю".
- В январе 2003 года вы говорили, что осталось чуть-чуть, чтобы выкупить его полностью. Выкупили?
- Теперь мне это и не нужно! Правительство Франции заботится об этом и финансирует мои проекты в центре "Желтая мельница". Во Франции все быстрее происходит, поскольку процессы налажены. Например, я делаю сейчас новый проект по Хармсу. Мы встретились с французским юристом и расписали, как мы должны все это делать. Уже восемь французских театров приглашены участвовать в проекте, и они заранее вносят средства на будущие спектакли, которых еще нет, чтобы я мог сделать декорации, пригласить художника, режиссера и т.д.
- Вы по-прежнему занимаетесь продюсированием своих шоу?
- Да, я сам всегда продюсер и сопродюсер своих шоу. По-другому не получается. Но во Франции это совсем по-другому выглядит. Я звоню куда-то и спрашиваю: вы на следующий год запланировали что-нибудь? Нет. Хотите мой спектакль? Да, хотим, на неделю. Сколько это стоит? Столько-то. Все. И я начинаю работать. Продюсер - это не человек с деньгами, а человек с мозгами. Хотя в последние годы я уже устал от административных дел и хочу заниматься только творчеством. Я месяц трачу силы, чтобы протолкнуть идею, и дальше жду, пока она реализуется. Меня выбрали "вдохновителем". Дальше работают специальные люди, директора, в каждой стране свой.
- И вы не знаете, сколько куда вкладывается денег?
- Всегда знаю, от и до. Но занимаюсь этим не я, а финансисты. Я только говорю, сколько должно быть, чтобы свести концы с концами.
- У вас когда-нибудь были спонсоры?
- Никогда. И никогда не брал ни копейки у государства. В 1980 году я сделал самоокупаемый театр в России. Snowshow я сначала делал на деньги, которые зарабатывал на гастролях по России. У меня была заначка на черный день, которую я вложил в этот спектакль, с друзьями работал над ним с 1992 года. Весь спектакль с декорациями, репетициями был сделан тогда на $20 тыс. Я повез его на фестиваль в Эдинбург, и он провалился. Потом я проработал два года в Du Soleil, заработал денег, зажал в кулачке сто или двести тысяч долларов, и в 1994-м вернулся в Лондон, чтобы доработать спектакль. Я спустил деньги буквально за месяц - на рекламу и на шоу. Все катилось вниз - и вдруг взлетело. Как тольконазвала меня "величайшим клоуном мира",- это там критик номер один. Все-таки там прессе принято верить. В первые дни пришло 300 человек, а через две недели в Hackney Empire, знаменитом мюзик-холле на окраине Лондона, где когда-то работал Чарли Чаплин с Фредом Карно, пришлось открыть верхние ярусы, впервые за пятьдесят лет. И я "выплыл". Это был очень самоуверенный ход, было очень страшно. Через год, в 1997-м, за этот спектакль мне присудили премию Лоуренса Оливье.
- Вы когда-нибудь сталкивались с невозможностью реализовать задуманное из-за отсутствия денег? И что делать людям, которые не могут реализовать проект из-за внешних обстоятельств?
- Им кажется, что они не могут. Надо упереться и делать. Такое впечатление, что мне одному обстоятельства позволяют, а всем остальным нет. "Лицедеи", которые боялись физически и экономически не выжить в трудное время, проявили слабость, держась за образ, который я создал, вместо того чтобы идти дальше. Уверен, они могли бы делать потрясающие вещи. Я, чтобы понять, какие культуры существуют кроме нас, уехал. Я рисковал, и мне пришлось самому платить за каждый свой шаг.
- Что для вас деньги?
- Деньги - не моя тема. Я занимаюсь другим. Однажды полгода вел переговоры с американцами и не подписал контракт на показ Snowshow - не из-за денег, а потому, что у них другое чувство юмора, они требовали слишком больших изменений в шоу, которые бы нарушили его главную идею. Свои спектакли я часто могу тянуть сам, с друзьями, которые работают со мной просто "за еду", а потом мы начинаем получать от этого отдачу. Но когда я приглашаю сотню других артистов, как на Конгресс дураков, мне нужны средства. Пока нас спасает "Снежное шоу", оно приносит финансовую отдачу. А с точки зрения творческой отдачу мне приносит огромное количество проектов. Вот сейчас я придумал проект "Транссибирский экспресс". Идея в том, чтобы постоянный поезд возил культуру через всю Сибирь: то фестиваль кукол, то фестиваль клоунов, то уличные театры, то карнавалы и т.д.
- А что главное для вас?
- Любить, вдохновлять и отдавать. Надо душу лечить. Наша душа больна, а не механизмы экономики. Когда человек занимается творчеством и полностью реализует свои способности, разрешаются все проблемы, он становится счастливым.

На свой Конгресс дураков Вячеслав Полунин соберет лучших клоунов страны. Вячеслав Полунин приехал в Москву, чтобы провести Второй Всемирный конгресс дураков, показать "Снежное шоу" и впервые пригласить зрителей на "Ужин с дураками". "Профиль" расспросил знаменитого клоуна о взаимоотношениях идей и денег и о проектах во Франции, где у артиста дом-театр-сад, а вернее, театральный центр.
- Слава, вы - почетный гражданин Лондона, постоянно живете во Франции, а Конгресс дураков и "Снежное шоу" устраиваете в России. Почему?
- Просто я решил, что каждый год буду делать здесь что-то хорошее. У меня система: я выбираю страну и в течение трех-пяти лет ежегодно приезжаю туда на пару месяцев с шоу. Перед Россией такими странами были Мексика и Италия. В Мексике мы выступаем уже четвертый год, в Италии - пятый.
- Конгресс дураков в других странах тоже проходит?
- Нет, это специальная программа для России.
- Потому что здесь дураков много?
- Вообще, в каждой стране дураки на свой лад. В Мексике одни, в Австралии другие, здесь третьи. Мне нравятся дураки России (смеется). Для Конгресса дураков в Москве мы собрали самых лучших клоунов, "золотой запас мира": это Андрей Жигалов, Бруно Шнебелин с театром Ilotopie, Крис Линам и Пол Марокко из Великобритании, Питер Петовский из Америки и другие. Я сейчас на седьмом небе. В последние годы помимо спектаклей и шоу я занялся парапроектами, соединяющими театр с жизнью, и решил построить для них несколько "плацдармов" или "ракетодромов". Первым таким "плацдармом" стал мой дом-театр-сад - международный культурно-театральный центр "Мулен Жен" - "Желтая мельница" в маленькой деревне под Парижем.
- Как случилось, что вам, русскому клоуну, предложили дом во Франции?
- Я работал три месяца с Casino de Paris, продюсерам очень нравилось со мной сотрудничать. Они спросили, что нужно сделать, чтобы я остался. Я ответил: "Купите мне этот дом, я его отработаю".
- В январе 2003 года вы говорили, что осталось чуть-чуть, чтобы выкупить его полностью. Выкупили?
- Теперь мне это и не нужно! Правительство Франции заботится об этом и финансирует мои проекты в центре "Желтая мельница". Во Франции все быстрее происходит, поскольку процессы налажены. Например, я делаю сейчас новый проект по Хармсу. Мы встретились с французским юристом и расписали, как мы должны все это делать. Уже восемь французских театров приглашены участвовать в проекте, и они заранее вносят средства на будущие спектакли, которых еще нет, чтобы я мог сделать декорации, пригласить художника, режиссера и т.д.
- Вы по-прежнему занимаетесь продюсированием своих шоу?
- Да, я сам всегда продюсер и сопродюсер своих шоу. По-другому не получается. Но во Франции это совсем по-другому выглядит. Я звоню куда-то и спрашиваю: вы на следующий год запланировали что-нибудь? Нет. Хотите мой спектакль? Да, хотим, на неделю. Сколько это стоит? Столько-то. Все. И я начинаю работать. Продюсер - это не человек с деньгами, а человек с мозгами. Хотя в последние годы я уже устал от административных дел и хочу заниматься только творчеством. Я месяц трачу силы, чтобы протолкнуть идею, и дальше жду, пока она реализуется. Меня выбрали "вдохновителем". Дальше работают специальные люди, директора, в каждой стране свой.
- И вы не знаете, сколько куда вкладывается денег?
- Всегда знаю, от и до. Но занимаюсь этим не я, а финансисты. Я только говорю, сколько должно быть, чтобы свести концы с концами.
- У вас когда-нибудь были спонсоры?
- Никогда. И никогда не брал ни копейки у государства. В 1980 году я сделал самоокупаемый театр в России. Snowshow я сначала делал на деньги, которые зарабатывал на гастролях по России. У меня была заначка на черный день, которую я вложил в этот спектакль, с друзьями работал над ним с 1992 года. Весь спектакль с декорациями, репетициями был сделан тогда на $20 тыс. Я повез его на фестиваль в Эдинбург, и он провалился. Потом я проработал два года в Du Soleil, заработал денег, зажал в кулачке сто или двести тысяч долларов, и в 1994-м вернулся в Лондон, чтобы доработать спектакль. Я спустил деньги буквально за месяц - на рекламу и на шоу. Все катилось вниз - и вдруг взлетело. Как тольконазвала меня "величайшим клоуном мира",- это там критик номер один. Все-таки там прессе принято верить. В первые дни пришло 300 человек, а через две недели в Hackney Empire, знаменитом мюзик-холле на окраине Лондона, где когда-то работал Чарли Чаплин с Фредом Карно, пришлось открыть верхние ярусы, впервые за пятьдесят лет. И я "выплыл". Это был очень самоуверенный ход, было очень страшно. Через год, в 1997-м, за этот спектакль мне присудили премию Лоуренса Оливье.
- Вы когда-нибудь сталкивались с невозможностью реализовать задуманное из-за отсутствия денег? И что делать людям, которые не могут реализовать проект из-за внешних обстоятельств?
- Им кажется, что они не могут. Надо упереться и делать. Такое впечатление, что мне одному обстоятельства позволяют, а всем остальным нет. "Лицедеи", которые боялись физически и экономически не выжить в трудное время, проявили слабость, держась за образ, который я создал, вместо того чтобы идти дальше. Уверен, они могли бы делать потрясающие вещи. Я, чтобы понять, какие культуры существуют кроме нас, уехал. Я рисковал, и мне пришлось самому платить за каждый свой шаг.
- Что для вас деньги?
- Деньги - не моя тема. Я занимаюсь другим. Однажды полгода вел переговоры с американцами и не подписал контракт на показ Snowshow - не из-за денег, а потому, что у них другое чувство юмора, они требовали слишком больших изменений в шоу, которые бы нарушили его главную идею. Свои спектакли я часто могу тянуть сам, с друзьями, которые работают со мной просто "за еду", а потом мы начинаем получать от этого отдачу. Но когда я приглашаю сотню других артистов, как на Конгресс дураков, мне нужны средства. Пока нас спасает "Снежное шоу", оно приносит финансовую отдачу. А с точки зрения творческой отдачу мне приносит огромное количество проектов. Вот сейчас я придумал проект "Транссибирский экспресс". Идея в том, чтобы постоянный поезд возил культуру через всю Сибирь: то фестиваль кукол, то фестиваль клоунов, то уличные театры, то карнавалы и т.д.
- А что главное для вас?
- Любить, вдохновлять и отдавать. Надо душу лечить. Наша душа больна, а не механизмы экономики. Когда человек занимается творчеством и полностью реализует свои способности, разрешаются все проблемы, он становится счастливым.

ДОСЬЕ
ВЯЧЕСЛАВ ПОЛУНИН родился в 1950 году в городе Новосиль Орловской области. Работал на заводе, потом поступил на экономический факультет Ленинградского государственного университета, но с третьего курса ушел в Ленинградский институт культуры, где одновременно стал преподавать искусство пантомимы. В 1968-м создал труппу (клоун-мим-театр) "Лицедеи". В 1981-м появился впервые в образе "Асисяя". В 1993-м уехал на Запад, работал актером, режиссером, продюсером в канадском Сirque Du Soleil, в Casino de Paris. С 1994 года семь лет жил в Великобритании. В 1996 году представил в Лондоне современную версию "Снежного шоу" (Snowshow) и в 1997-м получил за спектакль престижную театральную премию Лоуренса Оливье. Лауреат премий Ленинского комсомола (1987), эдинбургского театрального фестиваля "Золотой ангел", испанской "Золотой нос", российской национальной премии "Триумф".

Подписывайтесь на все публикации журнала "Профиль" в Дзен, читайте наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль

erid: LjN8K1L4o​