8 мая 2024
USD 91.12 -0.19 EUR 98.31 -0.17
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2000 года: "Либералы не дают мне спать"

Архивная публикация 2000 года: "Либералы не дают мне спать"

Существует множество предположений относительно того, какую программу предложит обществу пока еще не сформированное новое правительство. В наиболее полном объеме обнародованы планы налоговой реформы -- о них "Профиль" уже писал (см. интервью с министром по налогам и сборам Александром Починком в прошлом номере). А какие еще новации в экономической политике возможны в ближайшее время?Хотя программа, подготовленная Центром стратегических исследований Германа Грефа, в полном виде еще не опубликована (ее составители обосновывают это тем, что "шлифовка" отдельных положений все еще продолжается), тем не менее общая направленность предлагаемых мер ясна уже сейчас. Это будет, пожалуй, самый радикал-либеральный экономический документ со времен приватизации Анатолия Чубайса со всеми характерными для такого рода экономического либерализма догматами: отход государства от прямого регулирования экономики, установление равных для всех правил игры, сокращение налогового бремени, равно как и социальных программ, бездефицитный бюджет и развитие рынка финансовых инструментов.
О том, что программа выдержана в духе "последовательного либерализма", говорит хотя бы одно ее положение, которое выдержано в откровенно антипопулистском духе. Так, согласно грефовской концепции предполагается в несколько раз повысить тарифы на электроэнергию для населения. Впрочем, в прямом виде такого предложения концепция не содержит, однако этот вывод однозначно вытекает из заложенных в нее мер. Ведь согласно концепции будут сокращены, а впоследствии и полностью отменены все виды льгот для юридических лиц в ближайшее десятилетие. В первую очередь эта мера коснется ценовых и налоговых привилегий, включая субсидирование через тарифы естественных монополий, перекрестное субсидирование, а также возможность накапливания налоговой недоимки и неплатежей естественными монополиями.
По мнению экспертов, такой шаг повлечет за собой целый ряд изменений в экономике. В частности, отмена перекрестного субсидирования означает, например, что тарифы на электроэнергию для населения должны вырасти в несколько раз и, соответственно, снизиться для предприятий. Наконец, запрет естественным монополистам накапливать долги по налогам подразумевает, что потребители газа и электричества будут расплачиваться с поставщиками этих благ в полной мере и в срок.
Не менее радикальны и другие положения концепции. О некоторых из них рассказывают Владимир Мау и Аркадий Дворкович, участвующие в работе Центра стратегических разработок Германа Грефа.
Владимир Мау, руководитель Рабочего центра экономических реформ: "Экономическая программа, которая готовится центром,-- это, по сути, первый после 1992 года последовательный документ концептуального характера, который написан не на ведомственной основе, а более или менее целостным коллективом авторов.
В ее основе лежит тот факт, что на сегодня макроэкономическая ситуация в стране стабилизировалась, приватизация в основном проведена и назрела объективная необходимость в формировании концепции перехода к устойчивому экономическому развитию.
Речь идет о реформе налоговой системы, изменении роли государства в экономике, прежде всего о дерегулировании, о механизмах стимулирования конкуренции и т.д.
Все предлагаемые изменения в любой сфере прописаны очень конкретно, вплоть до механизмов. Другое дело что для внесения всех этих законопроектов необходимо будет пройти процедуру согласования с ведомствами, обсуждения с министрами и так далее".
Аркадий Дворкович, эксперт фонда "Центр стратегических разработок": "При подготовке программы мы учитывали тот факт, что серьезных проблем, которые просто не дают нормально развиваться российскому бизнесу, не так уж и много -- это непомерное налоговое бремя, излишнее давление государства на бизнес (такое государственное вмешательство иногда называют "государственным рэкетом") и отсутствие общей стабильности в стране.
Естественно, не мы первые заметили эти проблемы и обозначили их. Например, на протяжении всех последних лет активно обсуждаются вопросы изменения системы налогообложения. Однако вместе с тем продолжался процесс повышения налоговых ставок по ряду ключевых налогов и введению новых налогов, при этом раздавались дополнительные льготы. Поэтому ключевой момент программы -- кардинальное снижение номинального налогового бремени: в совокупности налоги необходимо уменьшить до 20%. А это означает уменьшение числа налогов, унификацию ставок, тарифов, отмену льгот.
Еще одним принципиальным моментом, по нашему мнению, является вопрос взаимоотношений государства и бизнеса. Здесь речь идет о формировании принципиально нового подхода, который подразумевает максимально облегченные условия для ведения бизнеса -- "одно окно" при регистрации, упрощение процедуры согласования инвестиционных проектов, сокращение лицензированных видов деятельности, четкая регламентация процедуры проверок -- не больше одной проверки в год и т.д.
Кроме того, необходимо также гарантировать право собственности, чтобы инвестор не боялся всяческого рода национализаций и экспроприаций. Для этого разрабатывается ряд законопроектов, которые должны будут гарантировать собственнику его права, в том числе право на землю. Рыночный оборот земли и недвижимости -- один из важнейших принципов программы.
И наконец, еще одна проблема, стоящая на пути активного развития российского бизнеса,-- это отсутствие элементарной стабильности, как социальной, так и макроэкономической.
Для обеспечения социальной стабильности программа предполагает пересмотр существующей системы государственных социальных обязательств и переход к адресной помощи. Более того, по нашему мнению, люди, которые имеют высокие доходы и могут обходиться без социальных пособий, не должны иметь льгот, которые будут даваться, причем в гораздо большем объеме, чем сейчас, тем, кто действительно в них нуждаются. Планируется, что эта адресная помощь будет финансировать на 100%.
Естественно, все это будет делаться постепенно, без применения каких-либо шоковых методов. То же самое можно сказать и о пенсионном обеспечении, которое необходимо планомерно переводить на накопительную систему.
Макроэкономическая стабильность должна быть обеспечена посредством создания инструментов, которые позволят оградить российскую экономику от тотальной зависимости от внешних факторов. Приходится признать, что общее состояние российской экономики находится под влиянием мировых цен на нефть. Поэтому необходимо заранее подготовиться к возможному падению котировок, для того чтобы не столкнуться с угрозой обвала курса рубля и неисполнения бюджета.
Сейчас ЦБ занимается только регулированием структуры денежного предложения, покупает и продает валюту, меняет объем ликвидности в обороте. Мы ратуем за создание в кратчайшие сроки широкого спектра инструментов, которые позволили бы ЦБ более гибко реагировать на изменение внутренних и внешних факторов, влияющих на основные параметры кредитно-денежной политики. В число необходимых мер существенное расширение рынка внутренних заимствований, что позволит минимизировать объемы внешних долгов и вместе с тем в условиях бездефицитного бюджета, не приведет к ситуации августа 1998 года.
Еще одно изменение -- установление стандартных процедур получения банками кредитов и т.д. Планируется также расширение списка инструментов, которыми можно будет обеспечивать кредиты ЦБ за счет включения в этот список векселей и акций наиболее ликвидных предприятий.
Все эти меры направлены на переход к системе нормального денежного управления. При этом следует сохранить плавающий валютный курс, не допуская тем не менее его резких колебаний, и постепенно отказываться от практики регулирования структуры денежного предложения в пользу регулирования процентных ставок.
Первым шагом в реализации наших положений должно стать проведение через Государственную думу ряда ключевых поправок к Налоговому кодексу. Например, мы предлагаем с начала будущего года отменить налог с оборота. А также изменить структуру налогообложения нефтяной отрасли -- соединить несколько существующих сейчас налогов в единый акциз".

Существует множество предположений относительно того, какую программу предложит обществу пока еще не сформированное новое правительство. В наиболее полном объеме обнародованы планы налоговой реформы -- о них "Профиль" уже писал (см. интервью с министром по налогам и сборам Александром Починком в прошлом номере). А какие еще новации в экономической политике возможны в ближайшее время?Хотя программа, подготовленная Центром стратегических исследований Германа Грефа, в полном виде еще не опубликована (ее составители обосновывают это тем, что "шлифовка" отдельных положений все еще продолжается), тем не менее общая направленность предлагаемых мер ясна уже сейчас. Это будет, пожалуй, самый радикал-либеральный экономический документ со времен приватизации Анатолия Чубайса со всеми характерными для такого рода экономического либерализма догматами: отход государства от прямого регулирования экономики, установление равных для всех правил игры, сокращение налогового бремени, равно как и социальных программ, бездефицитный бюджет и развитие рынка финансовых инструментов.

О том, что программа выдержана в духе "последовательного либерализма", говорит хотя бы одно ее положение, которое выдержано в откровенно антипопулистском духе. Так, согласно грефовской концепции предполагается в несколько раз повысить тарифы на электроэнергию для населения. Впрочем, в прямом виде такого предложения концепция не содержит, однако этот вывод однозначно вытекает из заложенных в нее мер. Ведь согласно концепции будут сокращены, а впоследствии и полностью отменены все виды льгот для юридических лиц в ближайшее десятилетие. В первую очередь эта мера коснется ценовых и налоговых привилегий, включая субсидирование через тарифы естественных монополий, перекрестное субсидирование, а также возможность накапливания налоговой недоимки и неплатежей естественными монополиями.

По мнению экспертов, такой шаг повлечет за собой целый ряд изменений в экономике. В частности, отмена перекрестного субсидирования означает, например, что тарифы на электроэнергию для населения должны вырасти в несколько раз и, соответственно, снизиться для предприятий. Наконец, запрет естественным монополистам накапливать долги по налогам подразумевает, что потребители газа и электричества будут расплачиваться с поставщиками этих благ в полной мере и в срок.

Не менее радикальны и другие положения концепции. О некоторых из них рассказывают Владимир Мау и Аркадий Дворкович, участвующие в работе Центра стратегических разработок Германа Грефа.

Владимир Мау, руководитель Рабочего центра экономических реформ: "Экономическая программа, которая готовится центром,-- это, по сути, первый после 1992 года последовательный документ концептуального характера, который написан не на ведомственной основе, а более или менее целостным коллективом авторов.

В ее основе лежит тот факт, что на сегодня макроэкономическая ситуация в стране стабилизировалась, приватизация в основном проведена и назрела объективная необходимость в формировании концепции перехода к устойчивому экономическому развитию.

Речь идет о реформе налоговой системы, изменении роли государства в экономике, прежде всего о дерегулировании, о механизмах стимулирования конкуренции и т.д.

Все предлагаемые изменения в любой сфере прописаны очень конкретно, вплоть до механизмов. Другое дело что для внесения всех этих законопроектов необходимо будет пройти процедуру согласования с ведомствами, обсуждения с министрами и так далее".

Аркадий Дворкович, эксперт фонда "Центр стратегических разработок": "При подготовке программы мы учитывали тот факт, что серьезных проблем, которые просто не дают нормально развиваться российскому бизнесу, не так уж и много -- это непомерное налоговое бремя, излишнее давление государства на бизнес (такое государственное вмешательство иногда называют "государственным рэкетом") и отсутствие общей стабильности в стране.

Естественно, не мы первые заметили эти проблемы и обозначили их. Например, на протяжении всех последних лет активно обсуждаются вопросы изменения системы налогообложения. Однако вместе с тем продолжался процесс повышения налоговых ставок по ряду ключевых налогов и введению новых налогов, при этом раздавались дополнительные льготы. Поэтому ключевой момент программы -- кардинальное снижение номинального налогового бремени: в совокупности налоги необходимо уменьшить до 20%. А это означает уменьшение числа налогов, унификацию ставок, тарифов, отмену льгот.

Еще одним принципиальным моментом, по нашему мнению, является вопрос взаимоотношений государства и бизнеса. Здесь речь идет о формировании принципиально нового подхода, который подразумевает максимально облегченные условия для ведения бизнеса -- "одно окно" при регистрации, упрощение процедуры согласования инвестиционных проектов, сокращение лицензированных видов деятельности, четкая регламентация процедуры проверок -- не больше одной проверки в год и т.д.

Кроме того, необходимо также гарантировать право собственности, чтобы инвестор не боялся всяческого рода национализаций и экспроприаций. Для этого разрабатывается ряд законопроектов, которые должны будут гарантировать собственнику его права, в том числе право на землю. Рыночный оборот земли и недвижимости -- один из важнейших принципов программы.

И наконец, еще одна проблема, стоящая на пути активного развития российского бизнеса,-- это отсутствие элементарной стабильности, как социальной, так и макроэкономической.

Для обеспечения социальной стабильности программа предполагает пересмотр существующей системы государственных социальных обязательств и переход к адресной помощи. Более того, по нашему мнению, люди, которые имеют высокие доходы и могут обходиться без социальных пособий, не должны иметь льгот, которые будут даваться, причем в гораздо большем объеме, чем сейчас, тем, кто действительно в них нуждаются. Планируется, что эта адресная помощь будет финансировать на 100%.

Естественно, все это будет делаться постепенно, без применения каких-либо шоковых методов. То же самое можно сказать и о пенсионном обеспечении, которое необходимо планомерно переводить на накопительную систему.

Макроэкономическая стабильность должна быть обеспечена посредством создания инструментов, которые позволят оградить российскую экономику от тотальной зависимости от внешних факторов. Приходится признать, что общее состояние российской экономики находится под влиянием мировых цен на нефть. Поэтому необходимо заранее подготовиться к возможному падению котировок, для того чтобы не столкнуться с угрозой обвала курса рубля и неисполнения бюджета.

Сейчас ЦБ занимается только регулированием структуры денежного предложения, покупает и продает валюту, меняет объем ликвидности в обороте. Мы ратуем за создание в кратчайшие сроки широкого спектра инструментов, которые позволили бы ЦБ более гибко реагировать на изменение внутренних и внешних факторов, влияющих на основные параметры кредитно-денежной политики. В число необходимых мер существенное расширение рынка внутренних заимствований, что позволит минимизировать объемы внешних долгов и вместе с тем в условиях бездефицитного бюджета, не приведет к ситуации августа 1998 года.

Еще одно изменение -- установление стандартных процедур получения банками кредитов и т.д. Планируется также расширение списка инструментов, которыми можно будет обеспечивать кредиты ЦБ за счет включения в этот список векселей и акций наиболее ликвидных предприятий.

Все эти меры направлены на переход к системе нормального денежного управления. При этом следует сохранить плавающий валютный курс, не допуская тем не менее его резких колебаний, и постепенно отказываться от практики регулирования структуры денежного предложения в пользу регулирования процентных ставок.

Первым шагом в реализации наших положений должно стать проведение через Государственную думу ряда ключевых поправок к Налоговому кодексу. Например, мы предлагаем с начала будущего года отменить налог с оборота. А также изменить структуру налогообложения нефтяной отрасли -- соединить несколько существующих сейчас налогов в единый акциз".

ДЕНИС СОЛОВЬЕВ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».